Конспект урока по Литературе «Слово о маме»


Зотова Татьяна Анатольевна

МАОУ «СОШ №9 им. А.С. Пушкина

с углубленным изучением предметов

физико-математического цикла», г. Перми


Урок литературы (литературная гостиная)

«Слово о маме»


Цель:

  1. Воспитывать доброе, чуткое отношение к матери.

  2. Показать на примере художественных и лирических произведений, как ярко выражен образ матери в нашей литературе.


Оформление:

  1. Плакаты с высказываниями:

    • Есть единственное существо на свете, у которого мы все в долгу, — это мать.

    • Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!

/М. Джалиль/

    • Самый счастливый человек – человек, испытавший любовь к матери.

/У. Черчиль/


  1. Музыкальное оформление:

    • О. Газманов «Мама»

    • Р. Рождественский «На земле хороших людей немало…»


  1. Выдержки из сочинений учащихся «Расскажу о маме» (проведено заранее)


Ход урока

I. Вступительное слово ведущего (учителя):

Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и гости! Как хорошо, что все мы собрались в нашей литературной гостиной. А разговор сегодня поведем о самых дорогих, любимых и единственных — наших мамах.

Всех женщин, бабушек, мам, девочек поздравляют обычно весной – 8 Марта. Но недавно в России появился новый праздник – День матери.

Дорогие мамы, ваши дети очень любят вас, и они пригласили вас, чтобы еще раз высказать вам свою глубокую любовь, уважение и благодарность.

Сегодня на уроке мы поговорим вместе с поэтами-классиками и современниками о маме.

Звучит стихотворение Р. Гамзатова «Встаньте все и выслушайте стоя…»

Учащиеся встают и приветствуют своих матерей


Ведущий (учитель):

Мама… Для каждого из нас мама – это самый близкий и дорогой человек. Н. Островский устами П. Корчагина говорил: «Самое дорогое у человека – это жизнь…». Я бы добавила к этим словам «Мама».

Мама – начало всех начал, продолжательница рода человеческого. Это она вдохнула в нас жизнь, научила любить и верить, различать добро и зло. Самому хорошему в себе мы обязаны матери.

В нашей литературе так ярко выражен образ матери, как ни в какой другой. В какой ещё стране есть такие поэты, как Н. Некрасов, С. Есенин,

Я. Смеляков и другие, которые так проникновенно воспевают мать.

Н.А. Некрасов сказал: «В самую трудную минуту, человеку нужна мать, и только она. Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!»

Да, мама – это первое слово, которое произносит человек, но часто и самое последнее. В муках, в страданиях человек шепчет: «Мама», и в этом слове сосредотачивается для него все, что становится равнозначным слову «Жизнь». Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, она слышит его, страдает, спешит на помощь. Очень часто так и бывает. Материнский инстинкт столь силен, что женщины почти всегда «знают» о грозящей детям опасности. Прозорливость материнского сердца давно вошла в легенды.


  1. Выступления учащихся

2.1 Чтение отрывка. Воспоминания Ю. Яковлева.

«Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды.

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня, — мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал её звать.

Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. Я из последних сил шептал незабываемое слово – мамочка. Я звал её. Уповал на неё, как на бога, богоматерь, человекоматерь, мать. Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного кувшина, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

— Сынок! Сынок, родненький…

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнал её руку, её голос. Я ожил от её милосердия. Губы разжались, и я прошептал:

— Мама, мамочка…

Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, у его изголовья становится другая.

Мама. Мамочка…»

    1. Стихотворение З. Воскресенская «Самое прекрасное слово на земле – мама…»

    2. Стихотворение Р. Гамзатов «По-русски «мама»…»


Ведущий (учитель):

Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой.

С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя мамы, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.

2.4 Стихотворение Г. Николаева «Дай руку, мама…»

2.5 Стихотворение М. Пляцковский «Мамины глаза»

2.6 Стихотворение В. Радкевич «Письмо к матери»


Ведущий (учитель):

Всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлебы, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать».

Солдат в бою с врагом бьётся за Родину-мать.

В произведении писательницы С. Алексеевич «У войны не женское лицо» читаем строки: «Все, что мы знает о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Женщина дает жизнь, она оберегает. Женщина и жизнь – слова-синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь. А сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны. Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи. Они самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с войнами ковали победу. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну.


2.7 Стихотворение Н. Рублев «Все люди спят…»


Ведущий (учитель)

Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней.

По отношению к матери мы определяем, каков человек.


    1. Стихотворение В. Фирсов «Мы часто мать по пустикам тревожим…»

    2. Стихотворение Л. Татьяничева «Мама»


Ведущий (учитель):

Помните: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».


Отрывок из поэмы С. Островского «Мать».


У женщины есть важная и ответственная обязанность – быть душой семьи, нести свет и тепло.


2.10 Стихотворение П. Градов «Отшумит и умчится любая беда»

2.11 Стихотворение С. Богомазов «Красивые мамы»

2.12 Стихотворение В. Коротаев «О, вера наших матерей…»

Звучит песня на слова Р. Рождественского: «На земле хороших людей немало, сердечных людей немало, но лучше всех на земле – Мама! Моя мама».


III. Чтение отрывков из сочинений учащихся «Расскажу о маме»


Ведущий (учитель):

Русская женщина – это женщина-мать. Она сильная, волевая, добрая, нежная. В большинстве российских семей всего один или два ребенка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются трое и более детей. Такие семьи называются многодетными. В нашем классе тоже есть многодетные семьи.

(Приглашаем Дашу и её маму – Елену Александровну; Ваню и его маму – Юлию Николаевну; Настю и её маму – Ирину Сергеевну).

Вручение цветов мамам.


Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Сколько забот, хлопот ложится на женские плечи, особенно в многодетных семьях! Ежедневная домашняя работа не для всех привлекательна. Но если рядом дети – работа спорится в руках. Как приятно видеть детей, которые помогают матери, деля с ней все житейские радости и трудности.

Вовремя, при жизни их мы должны сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.


(Зачитываются отрывки из сочинений учащихся «Расскажу о маме»).


Эти слова о матери звучат как гимн самой жизни.


Стихотворение Р. Гамзатов «Берегите матерей»

Наша встреча, урок подошли к концу. Милые, дорогие и любимые мамы и бабушки – мамы мам! От всей души поздравляем Вас с Днем матери!

Пусть этот праздник станет для всех нас дорогим и желанным.

Дорогие мои,

Вы много сделали такого,

Чтоб на земле оставить след.

Желаю вам четыре слова:

Здоровья, счастья, долгих лет!



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: