Конспект урока по Литературе «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 7 класс


Вохмянина И.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3» г. Братск

ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС

интегрированный урок литературы и музыки

Тема: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Предлагаемый урок второй по разделу «Содружество искусств» и построен в соответствии с программными требованиями (программа по литературе под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого). Рассказ изучался учащимися самостоятельно (домашнее задание).

Цель: формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.

Задачи:

Образовательные:

обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

Развивающие:

Развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения;

Развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;

Развитие коммуникативных способностей посредством работы в группах;

Воспитательная:

умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни,

умение слушать музыку

Оборудование: диск с записью произведений Грига, ММП, презентация к уроку, корзина с шишками, раздаточный материал (карточки)

Тип урока: интегрированный урок с элементами мастерской


Методы и приёмы: метод интеграции (литература и музыка), элементы проблемного обучения, коммуникативный метод: работа в группах поискового характера (работа с текстом), творческие задания на развитие ассоциативно-образного мышления, составление синквейна,

беседа.


















Ход урока:

  1. Запишите тему нашего урока: «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

(Слайд № 1- 2)

— Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

(Об искусстве, о литературе и музыке, о связи искусства с жизнью)

— Вы любите тайны? Каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы должны будем разгадать тайну рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Первый секрет – название.

Что вы представляете, когда произносят «корзина с еловыми шишками»?

(Лес,  высокие ели, запах смолы, осень (шишки созревают осенью), голоса птиц… Может быть композитор написал музыку про такой еловый лес… А ельник…  —  на берегу моря…
музыка, композитор,  берег моря, еловый лес, корзина с еловыми шишками, осень…
)

Проблемный вопрос (Слайд № 3)

— Почему рассказ, посвящённый жизни композитора Эдварда Грига, Паустовский назвал «Корзина с еловыми шишками»? В чём смысл названия? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

— А поможет нам небольшое путешествие на родину героя рассказа.

3. Сообщение об Эдварде Григе с демонстрацией слайдов (слайды № 4 – 9):

(слайд № 4) Эдвард Григ родился в Норвегии, в суровой северной стране, в городе — Бергене (слайд № 5). Он любил этот город, обращённый лицом к морю, его старые дома, гавань и скалы, его окружавшие. (слайд № 6 ) Недалеко от Бергена находилась вилла Грига с поэтичным названием Тролльхауген (Холм Троллей). (Слайд № 7). С холма открывался прекрасный вид на чудесное лесное озеро. Зеркальная гладь воды, зелень деревьев, пение птиц, шум прибоя вдохновляли композитора. Недалеко от виллы (слайд № 8) расположилась маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы (слайд № 9 ) Кроме пианино, в ней умещались лишь простой деревянный стол, небольшой диван и стопки нот любимых композиторов. В этом рабочем домике создавались бессмертные творения.

4. Послушайте отрывок из сюиты «Утро». Какие картины вы представляете, слушая эту музыку?

(Слайд № 10)

(Ответы детей)

— Что воспевал в музыке Григ? (красоту природы, красоту страны)

А вот мы подошли и к ещё одному секрету рассказа: необычно, удивительно то, что о музыке Грига сказано прозой.

— Как удалось Паустовскому передать музыку словами? Разгадаем эту тайну, проведём небольшое исследование (слайд № 11)

Вы работаете в группах, сами распределяете, кто читает, кто отвечает

совместно обсуждаете задания.

Работа по группам (см. Приложение)

1. Подготовьте выразительное чтение отрывка.

2. Найдите образы, передающие цвет, запах, звук. На выполнение 2 минуты.

— Давайте внимательно послушаем друг друга и обратим внимание на слайды (слайды № 12-18)

Чтение отрывка 1 группы

Ответы детей.

Чтение отрывка 2 группы

Ответы детей.

Чтение отрывка 3 группы.

Ответы детей.

— Каких образов в текстах больше? (звуковых)

— Как вы думаете, случайно ли это?

(Ответы детей)

Задание 2.

Послушайте отрывок из рассказа. Определите, какие звуки речи повторяются чаще? (отрывки у каждой группы)

Выразительное чтение отрывка учителем (на фоне музыки) (слайд № 19)

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!», — говорит она, сама ещё не зная, за что благодарит его.

«Ты как солнце, — говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с её загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари.


— Вы внимательно слушали меня. Определите, какие звуки повторялись чаще других? Обсудите в группах.

(Ответы детей.)

( а, е, б, л) ( е-и, ёл-ел-ол-ла-ль-ал-ла-ли-ла-ле)

В помощь вам я вывела текст на слайд (слайд № 20). Прочитайте выделенные слова. Что мы слышим? (звучание музыки)

— Как называется такой художественный приём?

Словарная работа (слайд № 21).

Звукопись – фонетический приём создания выразительности текста

— Ребята, а я посчитала количество гласных звуков – их 149. Звонких согласных – 87, глухих согласных – 56. Как вы думаете, это случайное совпадение?

(Автор использует эти приёмы выразительности, чтобы в рассказе зазвучала музыка)

Задание 3

— Кому-нибудь из вас дарили музыку? Мне тоже, к сожалению. А Дагни получила такой подарок! Почему именно ей Григ решил сделать такой подарок на 18-летие?

(Она красивая. Она добрая. Она умеет восхищаться красотой. Она любит театр и т.д.)

— Найдите в нашем отрывке средства выразительности, с помощью которых создаётся образ Дагни

1 группа – эпитеты

2 группа – метафары

3 группа – сравнения

Ответы детей (сравнения: как солнце, как нежный ветер, как раннее утро, ты- белая ночь, ты — блеск зари, метафора – на сердце расцвёл белый цветок)

Беседа.

— Оправдалась ли вера композитора, что Дагни именно такая, какой он её видит?

— Послушайте, музыкальный отрывок из первого концерта фортепиано с оркестром. Предполагают, что именно эту музыку подарил Григ случайно встреченной им девочке, дочери лесника (слайд № 22)

— Проследите по тексту, что слышит Дагни. Совпадают ли наши представления с авторскими?

— Какая судьба ждала Дагни?

— О чём композитор хотел сказать девушке, человеку, вступающему в жизнь?

(Жизнь прекрасна.)

— «Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватывающего всё её существо чувства красоты этого мира. «Слушай, жизнь, я люблю тебя!» — сказала тихо Дагни».


— Почему именно так заканчивается рассказ? Как вы думаете, какова главная мысль рассказа? 

(Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира!)
— Так в чём же смысл названия рассказа?

(Ответы детей)

(Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив. Великое счастье уметь видеть прекрасное в самом обыденном, например, в корзине с еловыми шишками.)

— Что изменило жизнь героини? Что помогло осознать эту истину?

(музыка)

Составление синквейна к слову «Музыка»

Опорная запись (слайд № 24)

(Ответы детей)

Заключительное слово учителя:

Слова и звуки, звуки и слова.

В них жизни, полной жизни отраженье,

Всё, что вмещает сердце, голова

И человека грудь – все проявленья…

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!

— Искусство (живопись, театр, литература, музыка, «союз волшебных звуков, чувств и дум»), воспевает красоту мира, делает нашу жизнь красивее, благороднее, возвышенней. Люди, приобщаясь к искусству, преображаются. В рассказе Паустовского это случилось с Дагни Педерсен, ставшей той, кому Маэстро подарил встречу с Прекрасным.

-А в вашей жизни была такая встреча?

Домашняя работа: напишите дома мини-сочинение «Моя встреча с Прекрасным»



























Приложение

Текст к заданию 1 (1 группа)


Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы…

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.


Текст к заданию 1 (2 группа)


Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделён воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил воды из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу. Рояль мог петь обо всём – о порыве человеческого духа и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг разом смолкали.

Тогда в тишине ещё долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сёстрами.



Текст к заданию 1 (группа 3)


Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря.



Текст к заданию 2, 3.

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!», — говорит она, сама ещё не зная, за что благодарит его.

«Ты как солнце, — говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с её загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари.



























Свежие документы:  Сценарий классного часа по Литературе «Надя Рушева» 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: