Конспект урока по Литературе «Тема «дружества святого» в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.) «Роняет лес багряный свой убор…»» 8 класс


Урок литературы в 8-м классе

(УМК Г.Меркина)

Тема «дружества святого» в стихотворении

А.С. Пушкина

«19 октября» (1825 г.)

«Роняет лес багряный свой убор…» (2 урока)

Цель урока:

  • знакомство с биографией поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка);

  • чтение и анализ стихотворения “19 октября”.

Знать: факты жизни поэта, понимать отношение А.С. Пушкина к “лицейскому братству”.

Уметь:

  • наблюдать над словом, над интонацией и построением стихотворения;

  • определять основные мотивы каждой строфы;

  • выразительно читать стихотворение.

Оборудование:

  • портреты друзей Пушкина,

  • фотографии Царского Села,

  • гравюры В. Фаворского “Пушкин-лицеист”,

  • Пушкин в Михайловском”,

  • иллюстрация Н.Н. Ге “Пущин у Пушкина в Михайловском”,

  • сборники стихов А.С.Пушкина.

  • презентация 1, 2

Словарная работа: вотще, пленительная (привычка), затворник, опальный, муза, гимн.

Вотще – напрасно.

Муза-

1. Покровительница искусства и наук (одна из 9 богинь)

2. Источник поэтического вдохновения; само вдохновение, творчество.

Опальный — опала – немилость царя к кому-либо; наказание впавшему в немилость.

Затворник – отшельник; человек, давший обет (обещание не выходить из своей кельи или выходить редко).



Ход урока

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
А.С. Пушкин. “19 октября” 1825г.

I. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, стр.51 в.1 по учебнику стр.100-107)

II. Слово учителя: объявление темы урока (слайд 1-2)

III. 1 группа: Презентации учащихся о Лицее, лицейских друзьях Пушкина (И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и др.)

2 группа: Сообщение учащихся о Лицее, лицейских друзьях Пушкина

(И. Пущин, А. Дельвиг, В.Кюхельбекер и др.) Презентация 2 (учитель)

3 группа: Сообщение учителя о Лицее, лицейских друзьях Пушкина

(И. Пущин, А. Дельвиг, В.Кюхельбекер и др. ) Презентация 2(учитель)

(Слайд 3)





IV. Чтение стихотворения “19 октября” учителем.

V. Анализ стихотворения:

1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение?

Жанровые особенности. (Слайд 4-8)



















2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? ( Открытие Лицея

в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце) (слайд 9)

3. Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть)

Какие слова, словосочетания подчеркивают это настроение? ( минутное забвенье, печален я, я пью один)

4. Когда (в каком году) стихотворение написано? (1825г.)

5. Понимаем ли мы, почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов первого выпуска? (Сообщение о Михайловской ссылке).

6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея?

7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”? (7 строфа)

8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).

9. Укажите антитезу в этой строфе. (Судьбина (здесь “злой рок”) – счастье).

(После выпуска из Лицея у бывших лицеистов жизнь складывается по-разному: кто-то счастлив, а кого-то преследует “рок событий”).

10. Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но … какие это друзья, и можно ли их назвать друзьями?

11. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (Чтение 9-11 строф) (о Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)?

Справочный материал (распечатка)

(Слайд 10-12).





12. В 11 строфе Пушкин вновь говорит о судьбе. Меняется ли здесь значение слова “судьба”?

13. Почему А.С. Пушкин В. Кюхельбекера называет “братом родным по музе,

по судьбам”? (И опять слово “судьба”).

14. Как в следующих строфах меняется тональность стихотворения? (Оно становится бодрым, жизнерадостным).

15. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Мы слышим заздравную. За кого поднимают кубок, кого вспоминает лирический герой? (Лицей, наставников, царя). (Слайд 13-19)

16. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? ( Царь основал Царскосельский Лицей). (Слайд 20)

17. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (Увы, наш круг час от часу редеет)

(Слайд 21)



18. Каким выдался день 19 октября у лирического героя? (Без горя и забот).

19. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

Согласны ли вы, что в качестве эпиграфа можно взять строчки из стихотворения:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…?

(Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли, воспоминания о друзьях, которые разбросаны по всем уголкам земли, помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки, т.к. возможны “дни соединенья”).

20. Кто из лицеистов пережил всех своих друзей и исполнил завет поэта (отмечал день Лиц ея в одиночестве)? (Слайд 22)

В день окончания Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца – знак крепости дружбы. Расставаясь, воспитанники Лицея поклялись: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Пушкин не знал, кому посвящает последние строки «19 октября»: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Gorchakov_by_Pushkin.jpg/180px-Gorchakov_by_Pushkin.jpg

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость и лишний и чужой,

Он вспомнит, нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.



Князь Горчаков заслужил последнюю награду – эти десять пушкинских строк. Министр с отрадой провел не один, а несколько дней Лицея: 1880-го, 1881-го, 1882-го, и так до 28 февраля 1883 года. Те дни, когда он был последним лицеистом.гор

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883) – светлейший князь, российский дипломат, канцлер, почетный член Петербургской Академии Наук. С 1817 на дипломатической службе, в 1856-82 годах министр иностранных дел. Сторонник реформ.Принадлежал к старинному дворянскому роду, ведущему своё начало от Рюриковичей. «Питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель». В 1811 году, «выдержав блистательно» приемные испытания, поступил в Царскосельский лицей, где под прозвищем «Франта» попал в замечательное братство 30 мальчишек, воспетых А. С. Пушкиным. Уже в годы учебы он избрал своей будущей профессией дипломатию. Великий Пушкин посвятил своему однокласснику стихотворение, в котором предсказал ему блестящее будущее: «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный». Умный, весёлый, благородный, он нравился «нумеру 14-му». Получил Вторую золотую медаль, радуясь за Вольховского, которому «золото нужнее»: он небогат, без связей.

Человек чести, всегда стремился помочь своим опальным друзьям, рискуя блестящей дипломатической карьерой. Возвращаясь в 1825 году в Россию и проезжая через Псковскую губернию, он встретился с другом юности Александром Пушкиным, отбывавшим ссылку, хотя этот поступок был чреват для него неприятностями: молодой дипломат материально полностью зависел от получаемого им жалованья, так как он отказался в пользу сестер от своей доли наследства.gorchakov_almih

 VI. Определение смысловых частей (микротем) текста

  1. Осенний пейзаж (строфа 1)

  2. Чувства опального поэта (строфа 2)

  3. Кто не пришел на праздник? (стр. 3-6)

  4. Гимн лицейскому братству (стр.7)

  5. Новые друзья – друзья, “иные душой”(cтр.8)

  6. Воспоминания о друзьях, посетивших его в Михайловском

  7. Воспоминания о Кюхельбекере (стр.9-14)

  8. Предсказание поэта (стр. 15)

  9. Заздравная (стр. 16-17)

  10. Обращение к друзьям с призывом “Пируйте” (стр. 18)

  11. Чувство жалости к последнему оставшемуся в живых лицеисту.

VIL. Тест (распечатка)

1.Кому принадлежит идея создания Лицея?

а). Александру I

б). Сперанскому

в). Бенкендорфу

2.Открытие Лицея в Царском Селе состоялось в

а) 1811г.

б) 1812г.

в) 1817г.

3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С. Пушкина?

а) 5 мая

б) 21 октября

в) 19 октября

4. Первый набор воспитанников состоял

а) из 35

б) из 30

в) 40 человек.

5. Зимой 1815г. в Лицее состоялись публичные экзамены, где Пушкин-лицеист прочитал свое стихотворение. Назовите это стихотворение.

а) Вольность

б) Воспоминание в Царском селе

в) К морю.

6. Кто из известных поэтов того времени присутствовал на экзамене?

а) Жуковский В.А.

б) Державин Г.Р.

в) Крылов И.А.

7. Где встречал восьмую годовщину со дня выпуска из Лицея А.С. Пушкин?

а) Болдино

б) На юге

в) В Михайловском

8. Укажите дату Михайловской ссылки

а) 1811-1817г.

б) 1820-1824

в) 1824-1826

9. С кем из лицейских друзей в 1825г. встречался Пушкин?

а) Пущин

б) Дельвиг

в) Горчаков

10. Кому посвятил А.С. Пушкин стихотворение “К***”?

а) Н. Гончаровой

б) А. Керн

в) Воронцовой

Ключ к тесту

1.а

7.в

2.а

8.в

3.в

9.а, б, в

4.б

10.б

5.б



Работа в парах – проверка тестового задания и выставление оценок.



Д /З А.С.Пушкин «Капитанская дочка»- закладки в тексте романа

1)Учебник стр.119-128:

1 группа — тезисный план,

2 группа – цитатный план ,

3 группа – план статьи.

2)Урок 26, вопросы-1-8 (Печатная тетрадь)

1 вопрос выполняют все учащиеся.

2 -8 вопросы:

1 группа – все задания,

2,3 группы — индив.подход (по выбору – 1-2 задания).



Свежие документы:  Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «В гостях у сказки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: