Конспект урока по литературе Тема: Л. Н. Толстой «После бала» 8 класс


Конспект урока чтения.

(8 класс VIII вид)

Учитель русского языка и чтения

Гусева Галина Николаевна

Тема: Л. Н. Толстой «После бала»


Задачи урока:

образовательные:

  • продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;

  • формировать навыки осознанного, беглого чтения;

  • формировать умение анализировать текст.

коррекционно-развивающие:

  • развитие речи посредством изучения новых слов;

  • развитие творческого воображения при работе с иллюстрацией к тексту;

  • коррекция образного мышления и расширения поля зрения, посредством словарной работы;

  • коррекция произвольной памяти и внимания.

воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к чтению;

  • учить давать характеристику поведению людей;

  • развивать у учащихся чувства сострадания, сопереживания, толерантности.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

учебник «Книга для чтения 8 класс, автор-составитель З.Ф. Малышева; мультимедийная презентация к уроку, проектор

Дидактический (раздаточный) материал:

корректурные пробы Бурдона; карточки для индивидуальной работы, «солнышки», «тучки»

Здоровьесберегающие методики и технологии:

смена динамических поз; физкультминутка; офтальмотренажёр В.Ф. Базарного для профилактики близорукости; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания

Ход урока.


  1. Организационный момент. Аффирмация. Слайд №1.

— Здравствуйте ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Повторяйте за мной.

«Меня любят, и я нужен. Мои родители меня любят. Мои родители гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто меня обидел. Я прощаю самого себя. У меня все хорошо».

— Спасибо! Пройдите на свои места и начнём урок.


  1. Речевая разминка. Слайд №2

— Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.

  • Прочитайте в разговорном темпе, выделяя самые важные слова.

  • Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя в слова.


— Мы провели речевую разминку и можем начинать работать.


  1. Актуализация знаний. Слайд №3

— Когда так говорили? «Окончен бал, погасли свечи!» (В 18-19 веках балы проходили зажжённых свечах, которые горели в огромных люстрах под потолком. Свечи сгорали, и бал завершался.)

— Как это высказывание подходит к нашему произведению, которое мы читаем?

-Назовите это произведение? Слайд №4

— Назовите автора текста?


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с иллюстрацией. Слайд №5

— Посмотрите на слайд. Что изображено на иллюстрации?

— Относится ли иллюстрация к нашему произведению?

— Как мы озаглавили 1 часть рассказа «После бала»? (На балу)

— Передайте содержание 1-й части по иллюстрации (сильный ученик пересказывает текст части).


  1. Индивидуальная работа по карточкам.

У ребят (индивидуально) на столе лежат карточки. Прочтите текст, остальные слушают и решают о ком идёт речь или кто сказал данные слова? Так же можно посмотреть текст на слайде. Слайд № 6.


«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя сильная любовь. Это была Варенька…, — … — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.» ((Иван Васильевич, рассказчик).








«…Я видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющие, зарумянившиеся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины и женщины…» (Варенька)









« Он … был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками…» (полковник, отец Вареньки)










3. Фронтальная работа.

— Ребята, скажите какое чувство испытывал рассказчик к отцу Вареньки во время бала? Зачитайте в тексте.

— Мы много работали, глазки наши устали. Сейчас поработаем под музыку и понаблюдаем за одной танцовщицей, которая будет танцевать для нас (на конце указки силуэт балерины).

4. Зрительная гимнастика по Базарному. Слайд № 7.

img1


  1. Работа с новым материалом.

— Продолжаем нашу работу.

— Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь во 2 части рассказа? (предложения детей)

— Перед тем, как мы узнаем, о чём же на самом деле рассказывается во 2-й части, поработаем с корректурными картами (Приложение 1). У вас на столе карточки с буквами. За одну минуту, посчитайте глазками, сколько раз повторяется буква Б? (5)


Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

Г

К

Б

О

М

Л

З

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н


  1. Словарная работа. Слайд №8

— Проведём словарную работу 2-й части рассказа, посмотрите на слайд и объясните слова (масленичная погода, рогожки, извозчик, мазурка, ломовые, шпицрутены). Характеристику последних двух слов найдите в словариках после текста.

— Отдельно разберём такое понятие, как прогонять через строй. Слайд № 9

— Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (дети описывают)

— Какой вывод можно сделать (прогонять через строй, значит наказывать за провинность, наказывать жестоко).


  1. Знакомство с новой частью текста.

— А сейчас мы узнаем, изменятся ли чувства нашего героя в следующей части рассказа (читают текст хорошо читающие дети).


-Ребята, мы с вами уже хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

3. Физкультминутка. Слайд № 10.

— Выполним упражнения в парах под музыку. Один из вас будет галантным кавалером, другой скромной дамой. Нужно кавалеру движениями пригласить даму на танец, а даме ответить (кавалер делает поклон и предлагает руку, дама опускает голову и приседает в реверансе). Потом дети меняются ролями.

VI. Проверка первичного восприятия текста.

1. Фронтальная работа.

— Какие чувства охватили рассказчика, увидевшего сцену наказания? (подтвердить строками из текста)

— Сравните, каким человеком был полковник на балу, и каким оказался на самом деле.

— Почему угасла любовь Ивана Васильевича?

— Подумайте и скажите, что изменилось при чтении этой части текста? (чувства, настроение)

— А к кому из героев у вас изменились чувства? (полковнику)


2. Работа в парах.

— У вас на столе лежат слова характеризующие полковника на балу и после него. На слайде вы видите таблицу. Слайд № 11.

Портрет полковника.

На балу

После бала




Ваша задача разложить на столе слова в два столбика: слева – каким он был на балу, справа – после него (красивый; бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; статный; гневный голос; танцевал прекрасно; нежно, мило обхватил дочь руками; радостная улыбка; грозно и злобно нахмурился; твёрдая, подрагивающая походка).


Проверьте, правильно ли вы распределили, посмотрите на слайд с правильным ответом. Слайд № 12.


  1. Работа в тетрадях.

— В тетрадях начертите таблицу и запишите слова в нужный столбик.


— Мы с вами разобрали вторую часть, как озаглавим её? (предложения детей «После бала», «Сквозь строй»)


  1. Чтение эстафетой.

— А теперь, ребята, почитаем эту часть эстафетой. Будьте очень внимательны.


VII. Итог урока.

— Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание прочитанной части. Слайд № 13.

Силу применять легче, чем разум.

У сильного всегда бессильный виноват.

Всякий человек в деле познаётся.

Быть сильным – хорошо, быть умным – вдвое лучше.

Сила без ума – небольшое богатство.

(дети объясняют свой выбор)

VIII. Домашнее задание. Стр.129-132, пересказ отрывка от 3-го лица; индивидуальное задание – пересказ отрывка наказания солдата (Дима).

IX. Рефлексия. Слайд № 14.

— На партах у вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам было легко и интересно на уроке, поднимите «солнышки» и улыбнитесь, а если – трудно, то «тучки» и тоже улыбнитесь. Я уверена, в следующий раз всё у вас получится.

— Мне было с вами сегодня приятно работать, большое спасибо! Слайд № 15.



Свежие документы:  Опорные схемы по биографии А.С.Пушкина, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: