Конспект урока по Литературе «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» 11 класс


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Максатихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Максатихинского района Тверской области











КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 11 КЛАССЕ





«Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».






Подготовила

учитель русского языка и литературы

Артемьева Елена Валерьевна









П. Максатиха

2014 год


Класс: 11 класс

Время: 45 минут

Тема: Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Цели:

1. Образовательные:

  • формирование у обучающихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»;

  • закрепление у обучающихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

2. Развивающие:

  • способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;

  • развитие у обучающихся умений работы с художественным текстом;

  • активизация познавательного интереса к изучению литературы.

3. Воспитательные:

  • формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;

  • воспитание у обучающихся любви к отечественной литературе;

  • приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Задачи:

  • показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;

  • оценить результаты усвоения данной темы (знание текста, умение анализировать и т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – мастерская

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с фильмом «Тихий Дон», раздаточный материал.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Эпиграф: Путь Григория Мелехова – это

трагический путь обретений, ошибок и

и потерь, который прошёл весь русский

народ в XX веке.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

— Сегодня мы продолжим разговор о главном герое романа Г. Мелехове. И цель этого нашего урока дать свою характеристику этому персонажу.

— Как вы считаете, человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу? Докажите.

Индуктор.

— Запишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «судьба», «трагедия». (2- 3 мин)

* обучающиеся зачитывают ответы.

III. Анализ эпизодов произведения.

Слово учителя:

— Герои М. Шолохова – люди простые, но незаурядные. А Григорий Мелехов не только храбр до отчаяния, но и честен и совестлив. Этот образ привлекает читателей своей самобытностью, чуткостью к новому. Вместе с тем, в нём есть и проявления стихийного начала.

— Почему Шолохов делает главным героем именно Григория Мелехова?

Д: Григорий (лат.) – бодрый

Мелехов (лат.) – забота

(Человек с именем Григорий обладает огромной силой воли, властный, требовательный не только по отношению к окружающим, но и к самому себе; обладает острым аналитическим умом, не выносит несправедливости).

— Как вы считаете, случайно или нет, автор наделяет своего героя таким именем и фамилией?

— Можно ли согласиться с такой характеристикой Г. Мелехова? Почему?

— В романе неоднократно подчёркивается, что Григорий похож на отца, а Пётр – и лицом, и характером на мать. Это не только черты внешнего облика, это образ: согласно распространённому народному поверью, ребёнок будет счастлив, если сын похож на мать, а дочь – на отца. Открытый, прямой и резкий нрав Григория сулит ему нелёгкую, суровую судьбу и это изначально отмечено в его характеристике. Так ли это? Докажите.

— С каким другим произведением русской литературы 19 века можно сравнить роман Шолохова «Тихий Дон»?

— В чём сходство и различие в изображении главных героев?

Слово учителя:

— Прототипом Григория Мелехова, по словам самого писателя, стал казак с хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой главного героя. Исследователи творчества Шолохова, отмечая, что «образ Григория Мелехова настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», предполагают, что прототипом стал один из братьев Дроздовых – Алексей, житель хутора Плешаков.

— Каким предстаёт перед читателями Григорий Мелехов? Вспомните материал прошлого урока.

Самоконструкция.

Приложение №1.

Портрет героя

Черты характера

Характеристика другими персонажами

Молодой, чернявый; турок, как все Мелеховы

Доброжелательный, отзывчивый, великодушный, трудолюбивый

«Мелеховы славные казаки» (дед Гришака)

«Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее…» (мать Натальи)

«В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов)

— Шолохов называет Григория «добрый казак». Какой смысл вкладывает он в эти слова?



Социоконструкция.

— Перечитайте следующие отрывки из романа. Какие черты характера Григория Мелехова вы могли бы отметить? (Приложение №3)

* просмотр фрагмента фильма

— Каким мы видим Григория в этом эпизоде?

Социализация.

славный казак

сострадающий трудолюбивый



Д: отзывчивый Григорий Мелехов искренний,





Привязан к дому, семье, к земле доброжелательный


Слово учителя:

— Глубокая привязанность героя к дому, к земле остаётся одним из сильнейших чувств на протяжении всей книги. «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не только одного Григория, но и других казаков. «…заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гинуть на чужих хуторах от вынужденного безделья, страха, нужды и скуки».

В романе Шолохов противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идёт вслед за Л.Н. Толстым. Как вы думаете, почему?

— Каким мы видим Григория во время военных действий? (за спинами других не прятался: имеет 4 Георгиевских креста, 4 медали)

— Как меняет гражданская война уклад жизни семьи Мелеховых?

Слово учителя:

— Шолохов показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека. Она отняла у героя почти всё: лишила его семьи, Аксиньи, в его доме живёт Мишка Кошевой.

Афиширование.


— Как, по-вашему, сам Шолохов относится к своему герою: казнит, карает, сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? А как относитесь к нему вы?


Разрыв.


— Прочитайте мнения критиков о Григории Мелехове. Чья точка зрения ближе всего вам? Почему?


Приложение №2.


    1. Б Васильев: «…чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

    2. Ю. Лукин: «Сужаясь до образа человека, выражающего нередко настроения всей массы среднего казачества, до образа одиночки, потерявшего почву под ногами, значение фигуры Григория Мелехова в то же время расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года, и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции».


Рефлексия.


— Обратили ли вы внимание, что композиция произведения также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаём в начале романа из истории семьи Мелеховых? (Прокофий остался с сыном на руках) Что видим в финале? (Григорий держит на руках сына) Жизнь идёт по кругу. Человек рождается, умирает, на свет появляется другой человек… Композиция романа показывает непрерывность нашей жизни.


— Перечитайте ещё раз эпиграф к уроку. Изменилось ли ваше мнение? Почему?

VI. Подведение итогов.

— Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

— Довольны ли вы своей работой? Оцените её.

VII. Прослушивание романса «Не для меня…»

— Как он соотносится с романом «Тихий Дон»? Можно ли их сравнить? Почему?

VIII. Домашнее задание. Мини-сочинение «Что ждёт Григория Мелехова дальше?», с.229 (вопросы 10,11) — устно

Приложение № 3.

1 группа

Степан вылез из-за стола, перекрестился.

— Расскажи, милаха, — коротко попросил он.

Нагнув голову, Аксинья собирала со стола. Молчала.

— Расскажи, как мужа ждала, мужнину честь берегла? Ну?

Страшный удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу. Она стукнулась о дверную притолоку спиной, глухо ахнула.

Не только бабу квелую и пустомясую, а и ядреных каршеватых атаманцев умел Степан валить с ног ловким ударом в голову. Страх ли поднял Аксинью, или снесла бабья живучая натура, но она отлежалась, отдышалась, встала на четвереньки.

Закуривал Степан посреди хаты и прозевал, как поднялась Аксинья в дыбки. Кинул на стол кисет, а она уж дверью хлопнула. Погнался.

Аксинья, залитая кровью, ветром неслась к плетню, отделявшему их двор от мелеховского. У плетня Степан настиг ее. Черная рука его ястребом упала ей на голову. Промеж сжатых пальцев набились волосы. Рванул и повалил на землю, в золу — в ту золу, которую Аксинья, истопив печь, изо дня в день сыпала у плетня.

Что из того, что муж, заложив руки за спину, охаживает собственную жену сапогами?.. Шел мимо безрукий Алешка Шамиль, поглядел, поморгал и раздвинул кустастую бороденку улыбкой: очень даже понятно, за что жалует Степан свою законную.

Остановился бы Шамиль поглядеть (на кого ни доведись, все ж таки любопытно ведь) — до смерти убьет или нет, — но совесть не дозволяет. Не баба, как-никак.

Издали на Степана глядеть — казачка человек вытанцовывает. Так и подумал Гришка, увидев из окна горницы, как подпрыгивает Степан. А доглядел — и выскочил из куреня. К плетню бежал на цыпочках, плотно прижав к груди занемевшие кулаки; за ним следом тяжко тупал сапогами Петро.

Через высокий плетень Григорий махнул птицей. С разбегу сзади хлобыстнул занятого Степана. Тот качнулся и, обернувшись, пошел на Гришку медведем.

Братья Мелеховы дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль. Несколько раз Гришка катился наземь, сбитый Степановой кулачной свинчаткой. Жидковат был против заматеревшего Степана. Но низенький вьюн Петро гнулся под ударами, как камыш под ветром, а на ногах стоял твердо.

Степан, сверкая одним глазом (другой затек опухолью цвета недоспелой сливы), отступал к крыльцу.

Разнял их Христоня, пришедший к Петру за уздечкой.

— Разойдись! — Он махнул клешнятыми руками. — Разойдись, а то к атаману!

Петро бережно выплюнул на ладонь кровь и половину зуба, сказал хрипло:

— Пойдем, Гришка. Мы его в однорядь подсидим…

— Нешто не попадешься ты мне! — грозил с крыльца подсиненный во многих местах Степан.

— Ладно, ладно!

— И без ладного душу с потрохами выну!

— Ты всурьез или шутейно?

Степан быстро сошел с крыльца. Гришка рванулся к нему навстречу, но Христоня, толкая его в калитку, пообещал:

— Только свяжись — измотаю, как цуцика!

С этого дня в калмыцкий узелок завязалась между Мелеховыми и Степаном Астаховым злоба.

Суждено было Григорию Мелехову развязывать этот узелок два года спустя в Восточной Пруссии, под городом Столыпином.



2 группа


…В госпитале Григорий провалялся недели полторы. Он вынашивал в душе неоформленные решения, бродила в нем желчь гаранжевского учения. С соседями по палате он говорил мало, некое тревожное смятение сквозило в каждом его движении. «Беспокойный», — так охарактеризовал его при приеме заведующий госпиталем, бегло осматривая нерусское лицо Григория.

Первые дни Григория лихорадило, лежал он на койке, вслушиваясь в неумолчные звоны в ушах.

В это время и произошел такой инцидент.

Проездом из Воронежа госпиталь высочайше соизволила посетить особа императорской фамилии… …Начался обход палат. Особа задавала приличествующие ее положению и обстановке нелепые вопросы; раненые, по совету младшего врача, вылупив глаза больше той меры, которой учили их в строю, отвечали: «Точно так, ваше императорское величество» и «Никак нет» с приложением этого же титула. Комментарии к ответам давал заведующий госпиталем, причем вился он, как уж, ущемленный вилами, и даже издалека на него было жалко смотреть. Царственная особа, переходя от койки к койке, раздавала иконки. Толпа блестящих мундиров и густая волна дорогих духов надвигалась на Григория. Он стоял возле своей койки небритый, худой, с воспаленными глазами; мелкая дрожь острых коричневых скул выдавала его волнение.

«Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки! Проклятые! Дурноеды! Вот они, самые едучие вши на нашей хребтине!.. Не за эту ли… топтали мы конями чужие хлеба и убивали чужих людей? А полз я по жнивью и кричал? А страх? Оторвали от семьи, морили в казарме…» — клубился в голове его кипящий ком мыслей. Псиная злоба поводила его губы. «Сытые какие все, аж блестят. Туда б вас, трижды проклятых! На коней, под винтовку, вшами вас засыпать, гнилым хлебом, мясом червивым кормить!..»

Григорий низал глазами лощеных офицеров свиты и останавливал мерклый взгляд на сумчатых щеках члена императорской фамилии…

…После отъезда высоких гостей Григорий упал на койку. Зарывшись головой в подушку, вздрагивая плечами, лежал несколько минут; нельзя было понять — плакал он или смеялся, но встал с сухими, проясневшими глазами. Его сейчас же вызвал в кабинет заведующий госпиталем.

— Ты, каналья!.. — начал он, комкая в пальцах бороду цвета линялой заячьей шкурки.

— Я тебе не каналья, гад! — не владея нижней отвисшей челюстью, шагая к доктору, сказал Григорий. — На фронте вас нету! — И, осилив себя, уже сдержанней: — Отправьте меня домой!

Доктор, пятясь от него, зашел за письменный стол, сказал мягче:

— Отправим. Убирайся к черту!

Григорий вышел, дрожа улыбкой, со взбешенными глазами.

За его чудовищную, непростительную выходку в присутствии высокой особы администрация госпиталя лишила его питания на трое суток. Кормили его товарищи по палате и сердобольный, страдавший от грыжи повар.










3 группа

…Дед натужно закашлял. Григорий догадался, что кашель его притворен, скрывает смущение.

— Ты бы покурить свернул? А? Закуривай, у меня табачок первый сорт.

— Не хочу. Да ты говори, а то уйду. Я чую, — Григорий тяжело повернулся, дощатая кровать под ним хряпнула, — чую, что ты, слово какое-то как камень за пазухой держишь. Бей, что ли.

— И вдарю!

— Бей.

— Вдарю. Силов я не набрал молчать, и мне, Гриша, молчать прискорбно.

— Рассказывай же, — попросил Григорий, с каменной тяжестью ласково опуская ладонь на дедово плечо. Сгорбившись, ждал.

— Змею ты грел! — вдруг резким фальцетом выкрикнул дед Сашка, нелепо топыря руки. — Гадюку прикормил! Она с Евгением свалялась!

……На крыльцо, натягивая перчатки, выходил Евгений.

— Григорий? Ты откуда?

У Григория темнело в глазах, но он улыбался.

— Из Москвы, в отпуск……..

— Ваше благородие, дозвольте вас прокатить по старой памяти? — обратился Григорий к Евгению, заискивающе улыбаясь.

«Не догадывается, бедняк», — удовлетворенно улыбнулся тот и блеснул из-под пенсне глазами.

— Что ж, сделай милость, поедем.

Он сел на козлы; подоткнув под сиденье кнут, расправил вожжи.

— Эх, и прокачу ж я вас, Евгений Николаевич!

— Прокати, на чай получишь.

— Премного вами довольны. И так спасибо, что Аксинью мою… кормите… кусок ей… даете.

Голос Григория рвался, и у сотника шевельнулось нехорошее подозрение. «Неужели знает? Ну, глупости! Откуда! Не может быть!..» Он откинулся на спинку сиденья, закурил папиросу.

Из-под колес рванулась иглистая морозная пыль.

Григорий рвал вожжами губы рысаку и довел бег его до предельной резвости. Они за четверть часа перевалили через бугор. В первой же ложбинке Григорий соскочил с козел и выдернул из-под сиденья кнут.

— Ты что?.. — Сотник нахмурился.

— А вот… что!

Григорий коротко взмахнул кнутом, со страшной силой ударил сотника по лицу. Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться. Осколок разбитого пенсне врезался тому выше брови. На глаза падали кровяные струйки. Сотник вначале закрывал лицо руками, но удары учащались. Он вскочил с лицом, обезображенным подтеками и яростью, пробовал защищаться, но Григорий, отступая, ударом в кисть парализовал ему правую руку.

— За Аксинью! За меня! За Аксинью! Ишо тебе за Аксинью! За меня!

Кнут свистал. Мягко шлепали удары. Потом кулаками свалил на жесткий кочкарник дороги и катал по земле, бил зверски, окованными каблуками солдатских сапог. Обессилев, сел в пролетку, гикнул и, губя рысачьи силы, перевел коня на намет. Пролетку бросил около ворот, комкая кнут, путаясь в полах распахнутой шинели, бежал в людскую.

Аксинья на гром откинутой двери оглянулась.

— Гадина!.. Сука!..

Взвизгнув, кнут плотно обвил ее лицо. Задыхаясь, Григорий выбежал во двор; не отвечая на вопросы деда Сашки, пошел из имения.


Список использованной литературы.


    1. Шолохов М.А. Тихий Дон. – М., Современник, 1993 г.

    2. Учебник для 11 класса под редакцией Журавлёва В.П. ч.2 – М., Просвещение, 2013 г.

    3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М., Вако, 2006 г.

    4. Чалмаев В.А., Мушинская Т.Ф. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. – М., Просвещение


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Фефилова Г.Е. Все уроки литературы. 11 класс. – http: // e kniga. in. ua – издательская группа «Основа» (электронные книги)

  2. Романс «Не для меня…» (сл. А. Молчанова/Н. Девитте, муз. Н. Девитте)

  3. Диск с фильмом «Тихий Дон» (1957 г., реж. С. Герасимов)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Наш любимый Мостовской»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: