Конспект урока по Литературе Урок-игра «Счастливый случай»


7



МОУ Клёповская СОШ

Бутурлиновского района

Воронежской области









Урок-игра «Счастливый случай»








Выполнила учитель русского

языка и литературы

МОУ Клёповская СОШ

Белоконова Надежда Михайловна,
















Урок-игра «Счастливый случай».

Тема. Наш Кольцов.

Проблема. Пробудить интерес учащихся к жизни и творчеству Кольцова(нашего талантливого земляка).

Вид урока: игра «Счастливый случай».

Оборудование: портрет А.В. Кольцова, книжная выставка о Кольцове, слайды о его жизнедеятельности, стихотворения поэта, иллюстрации к стихам, плакаты с эпиграфами к уроку:

Кольцов был истинным поэтом – настоящим поэтом своего времени.

И.С. Тургенев.

Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная.

Л.Н. Толстой.

Черноземью есть чем гордиться. Много славных имен можно написать на его литературной карте. Здесь А. Кольцов, И. Никитин…

Н.Г. Корниенко.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Место, где родился и вырос человек, впервые в детстве переступил через порог родного дома и вышел на широкую стезю, принято называть «отчим краем». Для нас в это емкое понятие входит: река Воронеж, история, культура, знатные люди.

Наш Черноземный край особый, здесь, по словам Ивана Бунина, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли, чуть ли не все великие писатели», известные поэты. Вряд ли справедливо считать, будто есть, например, какая-то особая воронежская поэзия, ведь поэзия всегда едина. Однако, нам вдвойне интересно услышать во всемирном многоголосом хоре поэтические голоса земляков, в чьих строках – наш воздух, наши степные просторы, эхо наших задушевных песен… Мы любим свой край и гордимся им. Может , именно поэтому у нас, на воронежской земле, много талантливых людей. И среди них на поэтической карте Воронежской области я вижу имя Алексея Васильевича Кольцова, юбилей которого мы отмечали в этом году.

ХХ век живет по своим законам. Но бывают минуты, когда вдруг хочется остановиться и оглянуться. И тогда вдруг повеет на тебя чем-то великим и вечным. Самой Поэзией. Самим Человеком. Кольцовым. И воспоминания о нем вновь заполняют душу.

Наш урок сегодня проводим в форме игры «Счастливый случай». (Представление ведущего)

1 гейм

  1. Малая родина А.В. Кольцова.

  1. Девичья фамилия матери поэта.

  1. Сколько сестер было у поэта?

  1. Имя любимой сестры.

  1. Кто такой прасол?

  1. Занимался ли прасольской деятельностью Алексей Васильевич?

  1. Название первого стихотворения А.В.Кольцова.

  1. Название стихотворения, в котором А.В. Кольцов воспел Человека.

  1. Имя любимой девушки поэта.

  1. Известный композитор, написавший романс на стихи Кольцова?

  1. Сколько композиторов написали музыку на стихи Кольцова?

  1. Сколько песен и романсов создано на его слова?

  1. Имя художника, написавшего картину «Косарь».

  1. Кто автор картина «Кольцов и кобзарь»?

  1. В каком году был установлен памятник народному поэту России?

  1. Известный петербургский скульптор, создавший памятник Кольцову.

  1. В каком году появилась в Воронеже улица Кольцовская?

  1. В каком году имя Кольцова присвоено Воронежскому академическому театру драмы?

  1. Автор романа «Жизнь Кольцова».

  1. Автор спектакля «Алексей Кольцов».



Ведущий. Отмечая особый вклад в развитие русской литературы и искусства, 2009 год объявлен Годом А.В. Кольцова в Воронежской области. На этой ноте позвольте закончить первый гейм.

Счет:

2 гейм

Заморочки «из бочки».

Команда выбирает «бочки».

  1. Детские годы Кольцова.

  2. Как появились первые стихи поэта?

  3. Кого считал Кольцов своим учителем?

  4. Первый редактор стихотворений молодого поэта. Расскажите о нем.

  5. Ты – мне, я – тебе (вопросы друг другу).

  6. Музыкальная пауза (звучит музыка на стихи А.В. Кольцова).

Ведущий. Счет:

3 гейм.

«Темная лошадка».

Ведущий. Творческие люди отмечают важное событие – 200-летие А.В. Кольцова.

Среди маститых поэтов попробовала свои силы в творчестве и она…Ее отличительная черта – любовь к поэзии. Стоит в ряду лучших учеников. Участница многочисленных районных олимпиад, конкурсов. Она у нас в гостях. Вы ее узнали?

Это школьница, ученица 11 класса СОШ №4, Ирина Карпова.

Чтение стихотворения «Мы будем помнить!».

Оглашу вам, граждане,

Оду я свою.

Посвящаю важное

Послание ему –

Алексею Васильевичу

Кольцову –

Слуге земли родной

За то, что

край воронежский

Воспел он всей душой.

Он сторону родную

Любил, как отчий дом.

Тяжелый труд, крестьянский труд

Он прославлял пером.

Он лирой

воспевал народ,

И степи, и леса…

А мужика с сохой любил,

Как милое дитя.

О далях и просторах,

О радости, невзгодах,

О деревенском пастухе

И о святой его душе, —

Про все писал

поэт Кольцов,

Не жалея добрых слов.

Минуют и тысячелетия,

Воды немало утечет,

Но память

о большом поэте

Сохранит благодарный

народ.

Задание гостя.

  1. Прочитайте любимое стихотворение А.В. Кольцова.

  2. Что вы можете сказать о поэзии нашего земляка?

Ведущий. Как обеднела бы русская поэзия, если бы в ней не было такого чуткого, скромного, грустно-нежного певца, как А.В. Кольцов. Его поэзия удивительно чистая и цельная, простая и естественная. Любовью к женщине, природе, русскому народу пронизано все творчество этого замечательного поэта-земляка.

4 гейм.

Кто это? «Гонка за лидером».

  1. «Какой светлый ум у этого человека, какое горячее, благородное сердце! Я обязан всем ему; он поставил меня на настоящую дорогу».

  2. «Известный российский культурный деятель, один из передовых людей своего времени». Первый напечатал в 1835 году сборник стихов Кольцова.

  3. «…это был человек замечательный, одаренный от природы счастливыми способностями и прекрасным сердцем». Первый поэт Воронежской семинарии.

  4. В местной гимназии он выступил с речью, посвященной Кольцову – поэту.

  5. С отрочества любил он Кольцова за его «изумительные стихи».

  6. «Рожденный для жизни, он исполнен был необыкновенных сил и для борьбы с нею; а жить для него значило – чувствовать, мыслить, стремиться и познавать».

Ведущий. Счет:

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Как всякий большой поэт, Кольцов разный. Каждый видит в нем, в его поэзии и судьбе что-то свое. Наибольшая дань уважения к заслугам деятеля культуры выражается в установке памятника. Так и стоят в Воронеже два памятника А.В. Кольцову: один – возвышенно-романтический, другой – приземлено-реалистический. И, кажется, будто сейчас Кольцов поднимет кудрявую голову, прогонит с уст своих каменную грусть, и польются его песни, те, что так и остались недопетыми.

У меня в душе есть сила.

У меня есть в сердце кровь

Под крестом – моя могила.

На кресте – моя любовь!

Вопрос под занавес:

Почему Некрасов назвал песни Кольцова вещими?

Чтение стихотворения Анатолия Пузакова «Певец народа».

Не сочинял он

выспренные оды,

Не значился Кольцов

среди светил

Литературы русской.

Сын народа,

Всю жизнь свою ему

он посвятил.

Он с пастухами

в молодые годы

Пешком донские степи

исходил.

Певец родной

воронежской природы,

Как горячо он

Родину любил!

Кольцов повсюду видел

труд бесплодный,

Бесправие

забитых мужиков

И страстно жаждал

видеть Русь свободной

От ненавистных

крепостных оков.

Стихи поэта,

полные печали,

Волнуют душу,

сердце горячат.

Они в России лапотной

звучали,

Теперь в России атомной звучат.

Меняются и люди,

и границы,

И время

увеличивает счет,

Но память о Кольцове

сохранится,

Она в его поэзии живет.









Свежие документы:  Рабочая прграмма по литературе-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: