Конспект урока по литературе в 11 классе «А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» — поэма-исповедь, поэма-завещание»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 18

города Краснодара







Конспект урока по литературе

в 11 классе







А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» —

поэма-исповедь, поэма-завещание







Подготовила

учитель русского языка и литературы

ЧЕСНОВА Людмила Дмитриевна









г. Краснодар

2014






А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. ПОЭМА «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» — ПОЭМА-ИСПОВЕДЬ, ПОЭМА – ЗАВЕЩАНИЕ.





Цель урока: проанализировать поэму, отметить её идейное содержание,

определить место поэмы в творчестве поэта.

Оборудование урока: портрет А.Т.Твардовского, иллюстрации к поэме,

выставка книг А.Т.Твардовского, газетные статьи

об авторе, его творчестве.



Методические приемы: беседа, постановка проблемных вопросов, поиск

ответов на них, обобщение .



Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете

Сказать хочу. И так, как я хочу.



ХОД УРОКА



УЧИТЕЛЬ:

Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.Т.Твардовского. На прошлых уроках говорилось о жизненном пути поэта, отмечались вехи его творческой биографии. Перед нами ещё одно произведение, может быть, самое главное в его жизни с точки зрения восприятия действительности. Что заставило автора обратиться к теме памяти? Какова его жизненная позиция? На эти и другие вопросы постараемся найти ответ на сегодняшнем уроке.

Наша цель – проанализировать поэму, понять, в чём её исповедальность и почему она является завещанием потомкам.

Что определяет самобытность творчества Твардовского?

Ответ:



Глубокое чувство родной земли, особенно деревни: до конца жизни в нём осталось что-то от крестьянского жителя – основательность, открытость, честность.

Неравнодушная гражданская позиция, чувство единства со стремительно обновляющейся страной, участие своим трудом (откликом в поэзии) во всех исторических событиях.

Способность « говорить с народом», по словам Цветаевой, сливая свой голос и в дни беды и в дни торжества с голосом народа.

Стихотворения и поэмы Твардовского – это своеобразный фонд народной памяти, где нет главного и неглавного, а есть единое движение истории народа.

УЧИТЕЛЬ: Отметим, что тема исторической памяти проходит через всё творчество поэта, связывая прошлое и будущее. Вспомните его стихотворения и поэмы, в которых прослеживается эта тема.

ОТВЕТ: Это поэмы «Василий Тёркин», «За далью – даль», стихотворения «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…» и многие другие.

УЧИТЕЛЬ: Память, по мнению автора, — это взятая на себя ответственность за свершившееся. И поэтому эпиграфом к уроку выбраны слова из стихотворения А.Твардовского «Вся суть в одном – единственном

завете…», где заявляется жизненная позиция поэта – гражданина:

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Обратимся к теме урока. Как вы понимаете слова «исповедь», «завещание» ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

УЧИТЕЛЬ: Обратимся к записи на доске.

Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях и чувствах.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Вирусы и фаги. Вирусы- неклеточная форма жизни»



Завещание – устное или письменное распоряжение, а также предсмертная воля.

С какой целью, по-вашему, взялся автор за написание поэмы «По праву памяти»?

ОТВЕТ: Автор хотел искренне и правдиво рассказать о времени и событиях, свидетелем которых он был и сохранил воспоминания очевидца, оставить последующим поколениям накопленные впечатления о том , что чаще всего замалчивались

УЧИТЕЛЬ: Как создавалась поэма?

ОТВЕТ: Твардовский работал над поэмой с 1966 – по 1969 г.г., но при жизни был напечатан только «Пролог», печатание поэмы полностью было запрещено. В полном варианте поэма «По праву памяти» была издана лишь в 1987 году.

УЧИТЕЛЬ: Да, цензура настойчиво отклоняла печатание произведения в полном объёме, так как оно воспринималось как слово открытого протеста против преступлений сталинского режима. Это был правдивый рассказ «о времени и о себе». Поэма Твардовского – социальное лирико-философское раздумье об истории страны, с одной стороны, и о судьбе отдельной личности, о судьбе своей собственной семьи, с другой. Автобиографичность придаёт ей предельную откровенность, исповедальность. Обратимся к её архитектонике. Как построена поэма?

ОТВЕТ: Она состоит из «Пролога» и трех частей, которые тоже озаглавлены: «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает» и «О памяти».

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте «Пролог» наизусть. (Чтение наизусть).

Какие основные темы можно выделить в «Прологе»?

ОТВЕТ: — Тема поиска правды как истины и справедливости;

— тема репрессий;

— тема исторической памяти;

— тема преемственности поколений.

УЧИТЕЛЬ: Какую роль играет «Пролог» в понимании всей поэмы?

ОТВЕТ: Автор переосмысливает пережитое, представляет своё произведение на суд читателя, обязуясь не кривить душой, говорить «по праву памяти живой», ибо для него память равнозначна правде.

УЧИТЕЛЬ: Первая глава «Перед отлётом» писалась как обращение к другу детства. Мы погружаемся в романтическую атмосферу юности, доверительности. Два друга – «мыслитель» и «поэт» — прекрасны. Давайте прочитаем, с какими помыслами выходят юноши в большую жизнь.

ОТВЕТ: Готовы были мы к походу –

Что проще может быть:

Не лгать,

Не трусить,

Верным быть народу,

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

А если –

То и жизнь отдать.

УЧИТЕЛЬ: Жизнь манит их в неведомые дали, они готовы «в премудрость мира с ходу врыться, до дна её разворотить», но сколько испытаний придётся им еще преодолеть… Концовка главы очень лирична. Идеалы юности – это эталон, по которому автор сверяет свою жизнь.

Как называется вторая глава и каково её место в композиции поэмы?

ОТВЕТ: Вторая глава называется «Сын за отца не отвечает» Она является ключевой, так как здесь разворачиваются все темы, поднятые в поэме. Можно сказать, что на ней держится вся поэма.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Алгоритмы сжатия. Алгоритм построения орграфа Хаффмана" 11 класс

УЧИТЕЛЬ: Какие слова можно считать ключевыми и почему?

ОТВЕТ: «Сын за отца не отвечает». Эти слова несколько раз повторяются в данной главе и каждый раз с новой интонацией и новым смыслом: то с горькой иронией, то с глубокой печалью, то с радостью и облегчением («Сын – за отца? Не отвечает!)

УЧИТЕЛЬ: Вы, конечно, поняли, что автор, настойчиво привлекая внимание читателя к этой фразе, позволяет ему проследить развитие темы «пяти слов», в которых кроется и трагедия страны, и трагедия отдельной личности, и трагедия самого автора.

Каков же смысл этой фразы?

ОТВЕТ: После раскулачивания крестьянских семей детям кулаков была закрыта дорога жизни, так как в любом учреждении заполнялись различные анкеты, где непременно присутствовала графа «Социальное происхождение», Чтобы как-то устроиться в жизни, многие молодые люди отказывались от родителей или тщательно скрывали своё происхождение. Крестьяне теряли доверие к власти , и, чтобы его восстановить, к очередному съезду колхозников с трудом нашли кулацкого сына, устроившегося достаточно благополучно, написали ему речь и заставили выступить перед народом. В начале выступления была такая фраза: « Да вот я, сын кулака. Некоторые могут подумать, что мне плохо живется, что у меня нет работы. Но это не так». Именно в этом месте и прозвучала «знаменитая» фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает». Бурные овации долго не стихали… Именно для этой фразы был и затеян этот спектакль.

УЧИТЕЛЬ: В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы: судьбу крестьянина, считавшегося кулаком; судьбы народов, брошенных в изгнание; судьбы солдат, которым просчёт Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне ( из плена немецкого – в плен советский!). Давайте найдём эти фрагменты и прочитаем их.

(Чтение соответствующих фрагментов).

УЧИТЕЛЬ: Горестное удивление охватывает, когда проникаешься масштабами бедствия, постигшего страну и народ. Почему слова автора так глубоко проникают в душу?

ОТВЕТ: Об этой трагедии Твардовский знал не понаслышке, он сам пережил её и сумел найти простые и проникновенные слова. Семья была раскулачена и сослана, отец 4 года жил под чужой фамилией, брат находился в лагерях, а он был прославленным поэтом, но не мог ничем помочь…

УЧИТЕЛЬ: Не забудем и о том, что более 20 лет в пресловутой графе во всех анкетах он писал: «Сын кулака». Поэтому глава «Сын за отца не отвечает» — подлинное обвинение времени, представленное очевидцем.

Последняя, третья глава, — «О памяти». Её можно назвать разговором с читателем. Мотивы, присутствующие в ней, заявлены в названии. Как вы считаете, с чем ассоциируется у автора слово «память»?

ОТВЕТ: Память для автора – это правда, которую нельзя забывать наперекор негласным указаниям и «молчальникам», желающим не вспоминать отдельные факты истории страны.

Свежие документы:  Урок для 8 класса «Качество воды – качество жизни»

УЧИТЕЛЬ: Какую позицию занимает автор? Ответ подтвердите текстом.

ОТВЕТ: Автор же, наоборот, пишет своё произведение, чтобы люди помнили всё:

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору ! (Зачитать несколько фрагментов).

УЧИТЕЛЬ: Глубокое убеждение в том, что нельзя достойно прожить без «правды сущей», высказанное ещё в «Василии Тёркине», можно отметить и в этой поэме. Оно лежит в основе всей литературной деятельности автора.

Итак, поэма нами рассмотрена. Она досказала то, что издавна жило, кипело и ныло в душе автора. Она долго шла к читателю, но оказалась удивительно ко времени и сделала облик поэта ещё ближе людям разных поколений. Почему эту поэму считают исповедью, завещанием?

ОТВЕТ: Исповедь потому, что автор честно, без прикрас рассказал о своём времени и о себе, не боясь касаться неудобных тем. Завещание потому, что направлена она в будущее , потомкам, как наказ не забывать о тех страшных испытаниях, через которые прошли их деды и прадеды.

УЧИТЕЛЬ: Какое значение имела поэма для современников Твардовского?

ОТВЕТ: Она поднимает и освещает темы, актуальные современности; в ней реально, несмотря ни на какие запреты, отражены факты истории, её можно считать историчной; она учит добру, правде неподкупности; стихи очень исповедальны, просты, проникновенны, заставляют сердце читателя биться в унисон с сердцем лирического героя, задуматься о проблемах долга, чести благородства; поэма «По праву памяти – акт гражданского мужества поэта, пережившего личную трагедию вместе с трагедией страны и не побоявшегося правдиво об этом рассказать.

УЧИТЕЛЬ: можно ли сказать, что Твардовский — личность, влияющая на духовный климат современников?

ОТВЕТ: Да, несомненно. Его поэзия заставляет размышлять, думать, эмоционально откликаться на поэтические чувства, выраженные в стихах. Она делает человека чище, совестливее.

УЧИТЕЛЬ: Подведем итог. Поэма «По праву памяти» блестяще завершает цикл произведений Твардовского, которые можно назвать «о времени и о себе» Она оказалась удивительно актуальна в свое время, по – новому, глазами очевидца осветила народную трагедию, заставила глубоко задуматься над нравственными проблемами. И сегодня, много лет спустя, мы, погружаясь в историю своей страны, по-прежнему не можем обойтись без произведений А.Т.Твардовского, сохранивших народную правду о том, что было. Нам дороги эти строки, отражающие эмоциональное настроение свидетелей исторических событий.

УРОК ОКОНЧЕН.











































Список использованной литературы





  1. А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти»

  2. А.Л.Гришунин. Творчество Твардовского –М.: Издательство МГУ, 1998

  3. А.Н.Муравьёв. Творчество А.Т.Твардовского: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1981

  4. Воспоминания об А.Твардовском. Сост. М.И.Твардовская. –М.: Советский писатель, 1978

  5. Русские писатели ХХ века. Биографии Большой учебный справочник для школьникови поступающих в вузы. Авт.В.В.Агеносов, П.В.Басинский и др. –М.: Дрофа, 2000

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: