Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»



МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области











Конспект урока по литературе в 11 классе

«Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»










Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна










с. Погромец

2013

Цель: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

  • выявить основные философско-этические проблемы романа;

  • сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;

  • показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно — мотивационный этап

    • Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

  • Разминка:

1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

1928 — 1940

2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?

«Москва»

3. Как вы определите композицию романа?

Роман в романе

4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?

Параллельное развитие трёх сюжетных линий

5. Каков жанр романа?

Роман многожанров

6. Назовите основные темы романа.

Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены

7. Закончи предложение: «Я работал с библейскими главами и думал…».

III. Операционно-исполнительский этап:

  • Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Современный поэт

  • Смысловой центр урока (на доске)

— Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

— Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость — крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть — внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

  • Сформулируем основной проблемный вопрос урока

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

  • Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

  • Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы — парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

  • Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его порт­рет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат за­дает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделен­ного огромной властью, однако не лишенного челове­ческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность го­сударственной власти. Однако мучимый внутренни­ми противоречиями, Пилат ощущает на себе воздей­ствие нравственной проповеди Иешуа, готов пове­рить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего фи­лософа и лишиться власти, а возможно, и жизни — или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела — это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозмо­жен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецко­го философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкрет­ных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, дей­ствующая на сознательную волю в форме безусловно­го долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разго­воре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек являет­ся носителем «доброй воли», именно он способен не­отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как вхо­дит в повествование тема бессмертия? Что за­ставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным поро­ком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?



Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть застав­ляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стре­мится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по­пытки не позволяют Пилату искупить вину, очис­тить совестью Трусость, крайнее проявление челове­ческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы­бор, заставляет отступить от открывшейсд ему исти­ны. Наказание Пилата — в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Ге­рой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как на­града (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

  • Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, подня­тых в романе, таких, как проблема выбора, ответ­ственности за содеянное, власти, веры и безверия, ис­тины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому бу­дет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль свя­зана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрица­ет и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целе­сообразности, лишенных нравственной основы, отри­цающих веру в существование метафизических на­чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

  • Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.

  • Домашнее задание

1. Перечитать московские главы

2. Ответить на вопросы:

— Какую силу воплощает в романе Воланд?

— Какова функция этого героя в романе?

  • Рефлексия (синквейн)





Список использованной литературы


1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009

3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 — 75





Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Если мучимый страстью мятежной…» (Тема любви в поэзии Н. А. Некрасова) 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: