Конспект урока по литературе в 5 классе Тема урока: Д.М.- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


Урок внеклассного чтения для 5 класса, коррекционное обучение

Тема урока: Д.М.- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель урока: Систематизация знаний учащихся о прочитанной сказке, формирование читательской потребности.

Задачи урока:

Коррекционно – образовательные:

  • отрабатывать навык самостоятельного, сознательного чтения произведения.

Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать и развивать внимание, воображение учащихся при работе с устойчивыми выражениями, пословицей, заданием по карточке;

  • пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

  • способствовать развитию связной речи учащихся в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству писателя Д.М.- Сибиряка;

  • воспитывать доброе отношение к природе, животным.


Оборудование

Портрет автора, выставка книг Д.М.- Сибиряка, презентация, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение (Звуки живой природы)


Ход урока

  1. Организация начала урока

Среди незнакомых букв выделить буквы русского алфавита, начиная с первой буквы сложить слова и прочитать пословицу.

(Задание на индивидуальных карточках)

zsВtwСhdЯjlКяnОmlЕ sqДvzЕsfgЛjlwО qКszОvrНixЦwzОsjfhМw vХlrОwzРsfОhzШnwОhj. (Всякое дело концом хорошо)

— Как понимаете эту пословицу?

(Если на уроке будете активны, внимательны, то получите новые знания, отличные оценки)

2. Речевая разминка (Слайд 1)

— Проговорить быстро выражение.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

-Какой звук повторяется? Дать характеристику С.

— Объясните, как вы понимаете это выражение

3. Сообщение темы, цели урока

Предлагаю отгадать загадку, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке.

Что за зверь лесной

Встал как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы (заяц)

(Слайд 2)

Главным героем сегодня на уроке будет ЗАЯЦ.

— В каком произведении, вами самостоятельно прочитанном, ЗАЯЦ является главным героем?

Сегодня будем работать над произведением Д.М.- Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

(Демонстрация портрета писателя )

— Какое произведение этого автора мы читали недавно?

4. Актуализация знаний учащихся

Прежде чем приступить к теме урока, вспомним об этом зверьке, а может быть, узнаете для себя и что – то новое. (Слайд)

-Что вы знаете о зайце?

Вы знаете, что существуют заяц- русак и заяц- беляк. Не зря о них говорят: летом серенький, а летом – беленький.

— Чем питаются зайцы? (корой молодых ив, фруктовых деревьев, зимой сеном, откапывают зеленую травку из – под снега)

— Косой ли заяц? (Вовсе нет. Зря его так называют. Глаза его большие, темные навыкате).

— Говорят, что заяц трусишка. Так ли это? (В спешке может набежать на пень, даже на охотника)

У зайцев особое воспитание: Зайчиха приносит зайчат 3 раза в год. Зимой – настовики, летом – травники, осенью – листопадники. Почему так их называют?

Зайчата рождаются зрячими, покрытыми густой шерстью. Зайчиха кормит новорожденных 2 раза: сразу после их рождения и через 3-4 дня. Голод зайчата не чувствуют, т.к. их желудок наполнен жирным и питательным молоком. Через 3-4 дня, проголодавшись, зайчата начинают искать своих матерей, а зайчихи – зайчат. Зайчата кормят всех попавшихся зайчат, даже не своих. После второго кормления зайчата затаиваются в траве, а проголодавшись, начинают искать пищу.

Вот о таком интересном животном будем говорить.


5. Работа по теме

  • Работа над пониманием содержания

— Вы самостоятельно познакомились с содержанием произведения Д.М.-Сибиряка. Рассмотрим, настолько внимательно читали и как поняли сказку.

— Кто является главным героем сказки? О ком еще читали?

— Где родился зайчик?

— Как чувствовал себя заяц в первое время?

— Чем Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост рассмешил других зайцев?

Прочитать строчки, которые говорят о том, что Заяц никого не боится.

— Как другие зайцы реагировали на слова зайца?

Прочитать строчки, которые говорят об удивлении, насмешках других зайцев.

— О чем мечтал волк, бродя по лесу?

-Каким был волк, увидев Зайца?

Прочитать строчки об этом.

  • Пересказ

— Чем закончилась сказка?

6. Физпауза

«Птица или животное» (птица – махи руками, животное – топанье ногами)

7. Словарная работа (Слайд)

Много красивых выражений использует автор, чтобы раскрыть образ Зайца.

— Как вы понимаете такие выражения:

у зайца душа ущла в пятки;

задал такого стрекача;

готов был выскочить из собственной кожи;

забавно;

язык точно примерз;

приободрился.

8. Подготовка к чтению

Задание на развитие техники чтения (Слайд)

«Кто быстрее?» На слайде написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

9.Чтение сказки учителем, учащимися под звуки живой природы.

  • Обратить внимание при чтении на такие вопросы:

— Как автор характеризует зайца? Какие использует слова?

  • Характеристика Зайца

Смешной

Глупый

Трусливый

Храбрый

— Какое слово не подходит герою? Почему?

— Какое слово можно добавить? (ХВАСТЛИВЫЙ)


10. Игра «Дочитай предложение».

Еще раз поработаем с содержанием сказки.

11. Вывод:

-Почему зайцы назвали героя БЕССТРАШНЫМ?

— Какой бы вы дали совет зайцу?

— Как вы думаете, каким станет заяц после этого случая?

12. Подведение итогов

— Ребята что бы вы посоветовали главному герою сказки?

— Чему учит сказка?

13. Коллективное выставление оценок с комментариями.

14. Объяснение и запись домашнего задания.

Свежие документы:  Урок Литературы «Моя планета детства» 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: