Конспект урока по литературе в 5 классе «Урок-обобщение по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева»»


Тема: Урок-обобщение по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Задачи:

I. Дидактические.

Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.

II. Коррекционные.

  1. Развивать слуховое восприятие и устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли, контроль над произносительными навыками.

  2. Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Аудитория: учащиеся 5-7 классы коррекционной школы – интерната I, II и VI.

Оборудование: презентация к уроку «Снежная Королева», компьютер, экран, проектор, картинки по содержанию сказки.

ХОД УРОКА

  1. Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

(слайд № 1)

Урок-викторина. Примут в нём участие ребята из 5а, 5б, 7в и 7г классов.

— Каждый класс – это команда. Давайте познакомимся.

Представление команд: «Команда 5а класса – «Снежинка», команда 5б класса – «Кристаллик», команда 7в класса – «Льдинка», команда 7г класса – «Сосулька».

— Сегодня, ребята, мы отправимся в волшебный, загадочный мир, мир сказок. Я думаю, что все вы любите сказки. Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас добру и справедливости.

— Я желаю вам быть всегда  добрыми и справедливыми, чуткими и внимательными.

Чтобы наш урок прошёл в дружественной обстановке, давайте вспомним как нужно вести себя на уроке. (Дети называют по очереди правила поведения на уроке)

Правила поведения на уроке

  • Во время урока надо вести себя тихо и спокойно; не разговаривать с соседями и не отвлекаться на посторонние вещи.

  • Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.

  • Если вы хотите спросить что-либо у учителя или ответить на вопрос, нужно поднять руку.

  • Нельзя кричать с места и перебивать учителя и одноклассников.

  • Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте его.

  • Нельзя подсказывать, если кто-то не знает ответа.

  • Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно.

(слайд № 2)

  1. По страницам биографии

— Итак, мы начинаем.

(слайд № 3)

— Перед вами портрет великого сказочника. Знаете ли вы, как его зовут?

(Ганс Христиан Андерсен)

Песня Сказочника «Однажды в старой Дании»

(слайд № 4)


Мы совершим путешествие по его сказочному миру писателя Г.Х.Андерсена. Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии.

(вопросы по биографии с презентацией)


Представители команд задают по одному вопросу и дают полный развёрнутый ответ

(слайды № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)


  1. Где и когда родился великий сказочник? 5 «Б»

  2. Чем увлекался маленький Кристиан? 5 «А»

  3. Как изменилась жизнь Кристиана в 14 лет? 7 «В»

  4. Какие сказки написал Х.К.Андерсен? 7 «Г»


Вы прочитали на уроке литературы одну из сказок Г.Х.Андерсена.

— Назовите эту сказку. («Снежная королева»)

(слайд № 13)


— Сегодня мы последний раз встретимся с героями этой волшебной сказки и вспомним её содержание.


  1. По страницам сказки

  1. Герои сказки

— Назовите героев сказки «Снежная королева». (Кай, Герда, Снежная королева, старушка, разбойница, принц и принцесса.)

(слайд № 14)


— А теперь несколько вопросов от автора.

(слайд № 15)

Презентация-тренажёр «Герои сказки» — вопросы от сказочника

(слайд № 16, 17, 18, 19, 20, 21)

  1. Гимнастика для глаз «Снежинки»

— А сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

— Внимание на экран.

(слайд № 22)


  1. Презентация «Кроссворд-тест»

Следующий этап работы — «Кроссворд-тест»

(слайд № 23)

Вспомним слова, которые помогут назвать волшебный предмет, послуживший завязкой сказки.

(слайд № 24)


Презентация «Кроссворд-тест»

(слайд № 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32)

— Мы узнали, что тролль смастерил зеркало. Какую волшебную силу оно имело? (В зеркале всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое казалось ещё безобразнее).

— Что же случилось с волшебным зеркалом тролля? (Оно разбилось).

— Как дальше развивались события в сказке? (Осколок зеркала попал Каю в глаз и в сердце, он стал злым и жестоким. Снежная королева увезла его в свой дворец. Герда отправилась на его поиски).

— Давайте вспомним путь Герды в поисках Кая.

— С чего он начинается? Куда попадает Герда, с кем она встречается? (ответы детей)

(слайд № 33) «Путь Герды»


  1. Игра «Волшебный сундучок»

— Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Каждая команда будет доставать один предмет. А вы попробуйте определить, кому он принадлежат.

  • Снежинка (Снежная королева)

  • Зеркало (тролль)

  • Сушеная рыба (старуха лапландка)

  • Нож (маленькая разбойница)

(слайд № 34)


  1. Распределить картинки последовательно

— Сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача — расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.

(слайд № 35)

1. В большом городе жили Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. В маленьком садике они выращивали розы.

2. Снежная королева увезла Кая в свой дворец.

3. Старушка-волшебница расчесала Герде волосы гребешком , и Герда забыла всё: и свой дом, и Кая.

4. Принц и принцесса подарили Герде шубу, шапку, рукавички, усадили её в карету и пожелали ей счастливого пути.

5. В лесу на Герду напали разбойники. Но маленькая разбойница не дала её убить.

6. Маленькая разбойница посадила Герду на северного оленя, они попрощались, и Герда отправилась в путь.

7. Герда у лапландки согрелась, поела и попила. Старуха написала несколько слов на вяленой треске и указала дорогу к финке.

8. Посреди зала на троне сидела Снежная королева. Кай совсем посинел от холода, он из льдинок составлял слово «вечность».



  1. Итог урока

— Молодцы, ребята!

— Кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г.Х.Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – кроссворд.

(слайд № 36)



  1. Кроссворд от сказочника (по сюжету сказки)

  2. Вывод:

— У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло.

— Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!

— Как вы понимаете смысл словосочетания «горячее сердце» (ответы детей)

— Давайте вместе прочитаем выводы к сказке

(слайд № 36)

  • Человек с горячим сердцем внимательно относится к людям, заботится о них, помогает в трудную минуту.

  1. Оценка деятельности.

— Итак, наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке все ребята хорошо работали, соблюдали правила поведения на уроке, были внимательны друг к другу.

— Желаю, чтобы вам никогда не попадал осколок кривого зеркала в сердца, и вы всегда были бы добрыми людьми.

— Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить крепкую дружбу!

(Детям вручаются памятные сувениры — сердца)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Факты из биографии сказочника

  1. Где и когда родился великий сказочник?

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в городе Оденсе

в Дании в семье бедного сапожника.


  1. Чем увлекался маленький Кристиан?

Маленький Кристиан увлекался театром. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги, разыгрывал представления.


  1. Как изменилась жизнь Кристиана в 14 лет?

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец, и Кристиан уехал из Оденса в столицу – Копенгаген, чтобы стать актёром.



  1. Какие сказки написал Х.К.Андерсен?

Ханс Кристиан Андерсен написал сказки «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля» и другие.



Памятка

Правила поведения на уроке


  • Во время урока надо вести себя тихо и спокойно; не разговаривать с соседями и не отвлекаться на посторонние вещи.

  • Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.

  • Если вы хотите спросить что-либо у учителя или ответить на вопрос, нужно поднять руку.

  • Нельзя кричать с места и перебивать учителя и одноклассников.

  • Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте его.

  • Нельзя подсказывать, если кто-то не знает ответа.

  • Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно.




Таблички для подписи к картинкам


1. В большом городе жили Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. В маленьком садике они выращивали розы.

2. Снежная королева увезла Кая в свой дворец.

3. Старушка-волшебница расчесала Герде волосы гребешком, и Герда забыла всё: и свой дом, и Кая.

4. Принц и принцесса подарили Герде шубу, шапку, рукавички, усадили её в карету и пожелали ей счастливого пути.

5. В лесу на Герду напали разбойники. Но маленькая разбойница не дала её убить.

6. Маленькая разбойница посадила Герду на северного оленя, они попрощались, и Герда отправилась в путь.

7. Герда у лапландки согрелась, поела и попила. Старуха написала несколько слов на вяленой треске и указала дорогу к финке.

8. Посреди зала на троне сидела Снежная королева. Кай совсем посинел от холода, он из льдинок составлял слово «вечность».


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 3 классе "А. Введенский. Когда я вырасту большой"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: