Конспект урока по литературе в 6 классе Тема : В. Жуковский «Жаворонок»


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

п. Целинные Земли




Переверзева Светлана Александровна


Учитель русского языка и чтения





























Тема. В. Жуковский «Жаворонок».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Жаворонок»; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную речь, память (через знакомство с новыми словами, составление связного рассказа на заданную тему); воспитывать интерес к творчеству поэта, прививать любовь к природе.

Оборудование: карточка с незнакомыми словами, репродукция с картины И.Левитана «Весна. Большая вода», грамзапись романса М.Глинки «Жаворонок», грамзапись голоса жаворонка.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

— Сядет тот, кто назовёт приметы весны.

— Отберите среди данных изображений то, которое по настроению подходит к весне. Объясните свой выбор.

II. Проверка дом. задания.

  1. -Какую сказку закончили читать на прошлом уроке? Почему она так называется? Чья песня прогнала Зиму?

2. Выборочный пересказ.

— Расскажите, как жаворонок спел первую весеннюю песню.

3. Итог.

III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

  1. — Какое у нас сейчас время года? Назовите характерные признаки весны.

2. Обобщение.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.

4. Краткая справка о писателе.

— Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 228 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 157 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

— Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка)

IV. Первичное чтение стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?

V. Вторичное чтение.

— Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.

ЛАЗУРЬ – светло – синий цвет неба.

ЗАРДЕТЬ — начать рдеть, стать рдяным, ярко – красным, вспыхнуть ярко – красным цветом.

VI. Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.

1 четверостишье: что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?

— Кто принёс весть о приходе весны?

— Где жаворонок запел свою песнь?

— Объясните, что такое «лазурь».

2 четверостишье: докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.

— Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.

— Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?

— Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?

VII. Подготовка к выразительному чтению стих-ния.

— Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке и подумаем, как надо прочитать. Анализ каждой строки по плану:

А) Что увидели. Краски.

Б) Звуки, запахи.

В) Чувство.

Г) Как читать – темп, громкость.

На солнце темный лес зардел – тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.

В долине пар белеет тонкий – тихо, спокойно, холодно, темный, белый.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий – голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.

Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая – радость, счастье.

Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! – опять радость, ликование.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Обобщающая работа.

  1. Работа по репродукции с картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

— Рассмотрите картину. Выскажите своё мнение о том, что на ней изображено.

— Как вы думаете, почему она так называется?

— Какая пора весны на ней изображена?

— Опишите словами небо, деревья.

— Сравните содержание картины со стихотворением. Что между ними общего?

— Какие чувства они у вас вызывают?

— Подготовьте рассказ по картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о весне.

2. Рассказ учащихся.

3. Обобщение.

X. Итог урока.

1. — Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?

— Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

2. Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок».

— Какие звуки весны вы услышали?

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?

XI. Дом. задание.

Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.





Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: