Конспект урока по литературе в 7 классе «Анализ стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана»

Марксовского района Саратовской области









Конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной



Анализ стихотворения В.В.Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»
















Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п.им.Тельмана»

Крайнова Евгения Михайловна















Тельман 2011





Цели урока:


1)познакомить с темой произведения;

2)подчеркнуть человеколюбие поэта;

3)развивать внимание, устную речь, воображение.

Ход урока:


I.Организационный момент.


II.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение…»(2-3 ученика).


III.Изучение новой темы.

1.Сообщение темы и целей урока.

2.Сообщение, подготовленное учеником или учителем.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей—это мука, а муки тоже не было. Приколотить—это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками…

Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала…

На улицах палые лошади. Убирать было некому…

Петроград ел, главным образом, овёс».

В эти годы было создано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». В основу сюжета произведения легло уличное происшествие. О нём впоследствии Маяковский писал:

На Кузнецком

на мосту,

где дома

сейчас

растут,—

помню,

было:

пала

кобыла,

а толпа

над дохлой

голодная

охала.


У ч и т е л ь: Обратите внимание, как преобразился этот реальный факт, стал художественным обобщением, выражением нравственных принципов поэта.

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

4.Беседа с учащимися.

У ч т е л ь: Какую картину вы представили себе?

У ч а щ и е с я:

— Лошадь подскользнулась и упала. Вокруг собралась толпа зевак, но никто не пытался помочь, посочувствовать ей. Лошадь от обиды плакала. Только автор, не принимавший участие в насмешках, заметил слёзы. Он сказал ей, чтобы она не обращала внимание на смех, издевательства.

-Поэт сказал, что «каждый из нас по-своему лошадь». Лошадь рванулась и пошла. Она забыла о насмешках, почувствовала себя жеребёнком и в стойло вернулась весёлая.

Свежие документы:  Контрольное списывание по литературе в 5 классе

У ч и т е л ь: С каких строк начинается развитие сюжета?

У ч а щ и е с я: Развитие сюжета начинается с первых строк:


Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.


У ч и т е л ь: Какие согласные повторяются и что они передают читателям?

У ч а щ и е с я: В этих строках повторяются согласные б-п-т-д и передают удары копыт по оледенелой мостовой.

У ч и т е л ь: Не случаен, ребята, и подбор слов—грабь, гроб, груб. Это не только звукоподражание. «Открытое письмо рабочим» в 1918 году В.Маяковского в какой-то мере проясняет смысл этих слов.

«Двойной пожар войны и революции опустошил и наши души, и наши города. Выжженными скелетами стоят дворцы вчерашней роскоши. Новых строителей ждут разгромленные города…Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины».

Поэт своим проницательным взглядом не мог не видеть антигуманные явления тех лет.


Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы?

У ч а щ и е с я: Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:


Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась…


У ч и т е л ь: Как вы понимаете эти строки?

У ч а щ и е с я:

— « Ветром опита»—улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;

-«Льдом обута»—панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;

-Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам.

У ч и т е л ь: Обратите внимание, что слово грохнулась звучит как крик боли. Замедленность в произнесении делает это слово особенно значимым.

Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?

У ч а щ и е с я:

…и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-


Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.

Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал».

Выкрики зевак подобны вою.

У ч и т е л ь: Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Вирусы"

У ч а щ и е с я:

-Поэт удручён. И его взволнованность передана паузами: «Подошёл / и вижу / глаза лошадиные…»

-Поэт наклоняется и всматривается в глаза лошади:


Подошёл и вижу—

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…


Он потрясён.

-Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:


И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.


-Маяковский волнуется. Ему даже трудно вслух произнести добрые слова. Они произнесены тихо-тихо, «в шелесте»:


«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте—

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь».


У ч и т е л ь: С чем сравнивает поэт случившееся?

У ч а щ и е с я: Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов.

— Но в трудные минуты жизни человека не должна покидать вера в свои силы.

— Нужно помнить о своём достоинстве.

-В трудные минуты нужно поддержать человека, помочь преодолеть невзгоды.

У ч и т е л ь: Найдите строки, подчёркивающие единство человека и природы.

У ч а щ и е с я:


Хвостом помахивала.

Рыжий ребёнок.


IV.Выводы.

У ч и т е л ь: Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение?

У ч а щ и е с я: Жизнь—это прекрасный и неповторимый дар. Преодолев трудности, человек готов осилить новые жизненные преграды.

У ч и т е л ь : Каково значение этого стихотворения в творчестве поэта?

У ч а щ и е с я: Стихотворение значимо по своему богатству содержания и по гуманистической направленности: в годы ожесточённости поэт призывал к доброте и милосердию.


V.Итоги.


Домашнее задание: мини-сочинение «За что я люблю (не люблю) стихи Маяковского».







Используемая литература:


1.Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. . 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, Волгоград, Учитель, 2009.

2.И.Е.Каплан. Анализ языка художественных произведений, Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992.

3.В.В.Маяковский. Полное собрание сочинений в 13 т., Москва, 1958.










.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: