Конспект урока по литературе в 7 классе «Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

31 имени А.П.Жданова»








конспект урока

по литературе в 7 классе


«Живое пламя»

по рассказу Е.И.Носова»

Обучение целостному анализу эпического произведения.






Подготовила и провела:

Коврижных Ольга Васильевна,

Учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

МОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова»











г.Братск, 2011




Открытый урок литературы в 7 классе.


Тема: Е.И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе;

  2. Развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление; умение предсказывать события в рассказе;

  3. Формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

  4. Воспитывать у школьников чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.


Технология: РКМ


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, распечатанные тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки — синквейны, фото, высказывания, обращения к потомкам, тест.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день (1 слайд)

Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны — Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»,

Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям.

(2 слайд)

2. Вызов.

Сейчас давайте поразмышляем:

  • Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? ( 3 слайд )

  • Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?

  • Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(4 слайд)

— Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

— Наш урок называется «Живое пламя» (5 слайд)

— Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?

— И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?

3. Осмысление.

— Сейчас мы будем читать рассказ Евгения Носова «Живое пламя». (6слайд)

Сообщение учащегося о писателе.

Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (7слайд)

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.( 8 слайд)

— Читать мы будем, с остановками, ваши тексты уже разделены на части, будьте внимательны, пожалуйста, не забегайте вперёд, работаем


Чтение 1 части (9 слайд)

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел.

А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.



10слайд

  • Почему тётя Оля не любила сеять маки?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?


Чтение 2 части (11 слайд)

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Не помешает?

— Что вы!

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

(12слайд)

  • Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?

  • Каким вы себе представляете Алексея?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?


Чтение 3 части (13 слайд)

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,

тяжелых бутона.

(14 слайд)

  • Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?





Чтение 4 части (15 слайд)

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

(16 слайд)

  • Найдите слова, которыми автор описывает маки.

  • Как называется этот приём в литературоведении?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.


  • Сколько дней цвели маки? (17 слайд)

  • Как вы понимаете слова тёти Оли:

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…


Чтение 6 части

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (18 слайд)

  • Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) (18 слайд)


Сообщение учащегося о маках:

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября — День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.


  • Что произошло с Алексеем? (таран)

— И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него ( видеофрагмент-гибель Сергея – 19 слайд)


(20 слайд)

  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?

  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?

  • Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?

  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?

  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?


21 слайд

  • Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?

  • Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?

  • Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

  • Какова же главная мысль рассказа Носова? (21 слайд)


Слово учителя.

Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. 22 слайд


(23 слайд)

Мы огненное поднимаем Знамя

Ни Ты, ни Он не будет побежден

В любом из нас горит живое Пламя.

В любом из нас есть маленький Дракон!


Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.


Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

— О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

1 группа — Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.

Заполните , пожалуйста, эту карточку.

1

Кто? Что?

1 существительное

Память

2

Какой?

2 прилагательных

Священная Вечная

3

Что делает?

3 глагола

Согревает, питает, возвышает

4

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

Дарует людям веру и силы

5

Кто? Что?

Новое звучание

темы

1 существительное

Вечность


(24 слайд)

У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

2 группа

А сейчас прошу вас раскрасить рисунок мак- символ вечного огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»




Проверка работ.

Для всех.

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  «Живое  пламя».

Начало формы

  1. Жанр  произведения

  1. очерк;

  2. воспоминания;

  3. рассказ


  1. Название  произведения:

  1. Определяет его тематику;

  2. Метафорически воссоздает образ сына;

  3. Указывает на источник авторского вдохновения;


  1. В этом произведении звучат голоса:

  1. одного персонажа;

  2. нескольких;

  3. двух


  1. В основе сюжета произведения:

  1. обычные бытовые сцены;

  2. жизнь тети Оли;

  3. короткая жизнь цветов.





  1. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

  1. взаимоотношения людей;

  2. вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

  3. забота об окружающих людях.




  1. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью»- используется:

  1. сравнение;

  2. олицетворение;

  3. метафора.


  1. В произведении есть персонажи:

  1. только положительные;

  2. только отрицательные;

  3. и положительные, и отрицательные



  1. Сказав: » Да, сгорел…короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»,- тетя Оля имела в виду:

  1. короткую жизнь мака;

  2. красоту цветка;

  3. судьбу сына.




Конец формы


Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.

5. Рефлексия(26 слайд)

Все в твоих руках”

— Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках…

— Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

Большой – для меня было важным и интересным на уроке…

Указательный – я после урока поняла…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

Мизинец – я ещё хочу узнать…


— Оценки

6.Д/З(27 слайд) по выбору.

  1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

  2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

  3. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

  4. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»

(28 слайд)

Заключительное слово учителя.

Прошло 66 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да — вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

А в нас.

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Великая!

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по земле

Босая Память —

маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах — то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Ее шаги неслышны и легки,

Как ветерки

На травах полусонных.

На голове меняются платки —

Знамена стран, войною

потрясенных.

То флаг французский,

То британский флаг,

То польский флаг,

То чешский,

То норвежский…

Но дольше всех

Не гаснет на плечах

Багряный флаг

Страны моей Советской.

Он флаг победы,

Заревом своим

Он озарил и скорбь

И радость встречи.

И может быть, сейчас покрыла им

Моя землячка худенькие плечи.

И вот идет,

Печали не тая,

Моя тревога,

Боль моя и муза.

А может, это гданьская швея?

А может, это прачка из Тулузы?

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе — о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

Спасибо за урок!

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Пушкин Марины Цветаевой"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: