Конспект урока по Литературе «В мире басен» 5 класс


Урок по литературе в 5 классе.

Внеклассное чтение по теме: «В мире басен»

Цели:

образовательные: систематизировать и углубить знания учащихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию не только в книгах, но и Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни.

Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Power Point, у каждого ученика учебник «Литература 5 класс» Г.С. Меркина ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, презентации проектов учащихся “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, готовились к выразительному чтению басен, в Интернете подбирали материал о баснописцах

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

  1. СЛАЙД 1Вступительное слово учителя. Объявление темы.

  2. Назовите цель нашей работы на уроке

СЛАЙД 2

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Наряду с мифом она была одной из первых форм художественного мышления. С ее помощью человек искал ответы на вопрос: как вести себя в этом огромном сложном мире.

— Вспомним, что такое «басня» как литературный жанр?

СЛАЙД 3

  • Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение, сценка, главным образом сатирического характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и отношения в обществе.

— При ответе на первый вопрос вы назвали один из литературоведческих терминов, относящихся к специфике басен. Скажите, что называется аллегорией?

СЛАЙД 4

  • Аллегория (от греч. allos — иной и agoreuo — говорю) — вид иносказания: изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

— Без чего не обходится почти ни одна басня? Что главное в ней?

СЛАЙД 5

  • Мораль – нравственный вывод басни, её поучительная мысль.



— Одним из первых к жанру басни обратился Эзоп, живший в Греции в VI веке до н.э. Индивидуальное задание выполнил ваш одноклассник. Он выступит с сообщением о греческом баснописце

СЛАЙД 6

  • Эзоп родился и жил в VI веке до н. э. Легендарный древнегреческий баснописец. Эзоп был рабом, отпущен на свободу и проживал в Лидии при дворе царя Креза, у которого завоевал большое доверие. Был убит жрецами Дельфов за высмеивание богов.

Рассказ ученика

Эзоп – один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около 500. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на его спине был горб. Такое чудовище, что и смотреть было страшно. Его ругали, бросали в тюрьмы, издевались над ним, но всё-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Этот талантливый и умный человек не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”. Эзопов (Эзоповский) язык — вид иносказания: язык намеков, недомолвок, использующийся преимущественно в сатирических произведениях (баснях, сатирах, эпиграммах, фельетонах и т. п.) и позволяющий замаскировать подлинную суть высказывания в тех случаях, когда прямо выразить ее нельзя (например, по цензурным соображениям). В литературный обиход термин ввел М.Е. Салтыков-Щедрин.

СЛАЙД 7

  • Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею(древне–греческий — видность, вид, форма)
    Понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль , а также представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках. Помимо этого значения термина…
    Подробнее >>
    Словарь >>) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория((от древне-греческого allegoria — иносказание)
    Выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.
    Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными…
    Подробнее >>
    Словарь >>, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам(от фр. personnage)
    1) Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи.
    2) Переносное — особа, личность (ирон.).
    Подробнее >>
    Словарь >>», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам.



— А расскажет басню Эзопа ученица …

СЛАЙД 8

  • значение слов: «лавочник»- тот, кто торгует в лавке,

«навьючил»- нагрузил,

«плутня» — хитрец.

Догадливый осел

Деревенский лавочник купил в городе соли, уложил в корзины и навьючил на осла. Пришлось ослу через ручей переходить. Споткнулся осел и упал в воду. Когда он вышел из воды, ему гораздо легче стало.

Лавочник вернулся в город и снова наполнил корзину солью. Когда осел вошёл в ручей, то уж нарочно упал и радостно заревел.

Лавочник понял плутню осла, ещё раз воротился в город и навьючил осла уж не солью, а губками. Дошёл осел до середины ручья и опять упал в воду, губки впитали в себя много воды. И не смог сам подняться ослик.

Так и некоторые люди своими собственными хитростями, сами того не ведая, доводят себя до беды.

— А вам, ребята, приходилось встречать таких людей?

— Традиции Эзопа в жанре басни продолжил Жан Лафонтен. Мы узнаем о нем из рассказа вашего одноклассника

СЛАЙД 9

  • Жан Лафонтен, знаменитый французский баснописец XVII века, жил при дворе короля Людовика XIV во Франции. Автор многочисленных комедий и 12 книг басен.

Ученик. Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен (1621–1695). Этот французский поэт большую часть своей жизни провел в Париже. Несмотря на свою популярность в придворных кругах, ко двору Лафонтен так и не получил доступа, так как Людовика XIV раздражал его беззаботный характер и полное пренебрежение служебными обязанностями. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось королю, поэтому поэт подвергался изгнаниям. Лафонтен ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создавал картину своей эпохи. Лев в его баснях лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Лафонтен понимал людей и природу. Воспроизводя нравы общества, отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живёт вся природа. Лафонтен знал также басни Эзопа. СЛАЙД 10

иллюстрации к басням Лафонтена

— Сейчас вы услышите еще одну басню Лафонтена «Голубь и Муравей» в исполнении артиста Владимира Конкина.

Какова мораль этой басни?

  • чтение еще одной басни Ж.Лафонтена приготовил ученик…:

Басня Жана Лафонтена «Дровосек и смерть».

Дровосек устал и изнемог. У него уже нет сил работать. И в отчаянии в лесу он зовет смерть. Когда же она приходит, он отказывается от её услуг и просит взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание.

— А теперь обратите внимание на фотографию памятника великому русскому баснописцу. СЛАЙД 11 Вы узнали его? Иван Андреевич Крылов. Автор памятника в Петербурге — Петр Карлович Клодт

Вы уже знаете, что И.А.Крылов сюжеты для многих своих басен брал у великих своих предшественников — у Эзопа, Лафонтена и др.

Баснописец в спокойной позе сидит в кресле, внимательно из-за полуприкрытых век смотрит на жизнь, которой полон Летний сад. И при взгляде на это простодушное, но величавое лицо вспоминаются слова В. Белинского, русского литературного критика, взятые эпиграфом к уроку:

СЛАЙД 12 портрет Белинского и эпиграф урока

  • Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского

В. Белинский

СЛАЙД 13 Люди так любили его басни, что всем миром собирали средства и памятник в Санкт-Петербурге построен на народные деньги

  • Памятник И.Крылову в Санкт-Петербурге — Почти полтора столетия дедушка Крылов возвышается над постаментом (основание памятника, колонны, статуи), который украшают персонажи его басен. Здесь могучий лев и грациозная серна, крестьянин и ядовитая змея и многие другие.

СЛАЙДЫ 14-18

  • памятник И.А. Крылову с разных сторон

-А героев каких басен узнали вы?

Ученики. «Квартет», «Лиса и виноград», «Слон и Моська», «Осел и Соловей», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Лев и комар», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха»

III. Вспомните мораль одной из этих басен.

IV. Как точно, метко и кратко говорит автор о дурных поступках. Одними из средств словесной выразительности являются крылатые слова

Мы с вами активно поработали, а теперь сделаем паузу для физкультминутки.

СЛАЙД 21

  • Гомер, древнегреческий эпический поэт, считающийся автором «Илиады», «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.

— Название «крылатые слова» восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречается много раз. Гомер называл слова «крылатыми» потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Слова, употребляемые как меткое выражение, афоризм, благодаря своей выразительности, становятся поговорками.

СЛАЙД 19

  • Крылатые слова – это фразы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности. Источниками крылатых выражений могут быть мифы, фольклор, литература (например, басни), речи известных людей

— Мы на уроках встречались с этим понятием. Домашнее задание было, найти меткие выражения в баснях, прочитанных по вашему выбору. Назовите крылатые выражения.

Исследовательская работа: Найдите крылатые слова в басне

IV. Кажется, что басня сейчас не распространена, ушла из современной литературы. Но это не так. К этому жанру не раз обращался и Сергей Михалков. Его имя вам хорошо известно. Какие стихотворения этого автора вы читали?

СЛАЙД 320 Портрет, книги поэта.

СЛАЙД 21 Внимательно послушайте басню, чтобы ответить на вопросы

  • Звучание басни С. В.Михалкова «Бараны» в исполнении артиста

СЛАЙД 22

  • Какие черты характера людей раскрывает аллегория этой басни.

Знакомы ли вам такие случаи?

Какие крылатые слова вам запомнились?

Происходит ли что-то подобное в наше время?

Как видите, и сегодня герои басен живут среди нас. Значит, есть повод поговорить о человеческих качествах: глупости, упрямстве, а также чем отличается упрямство от упорства, настойчивости.

V. Рефлексия.

Вы хорошо поработали на уроке. Подведем итоги:

— Вспомните имена баснописцев, прозвучавших сегодня на уроке.

— Какие крылатые выражения вам запомнились?

— Что новое узнал на уроке?

— Что показалось вначале трудным?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

-Басня, едко высмеивая лень и тщеславие, трусость и глупость, грубость и самоуверенность, злобность и право сильного, говорит о таких нравственных качествах, которые ценились всегда в любой стране. Назовите такие черты характера (благородство, трудолюбие, бескорыстие и справедливость и т.д.)

Оценки.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД 23

I. В баснях И.А. Крылова использованы образы зверей, за которыми закреплены определенные качества, черты человека. Объясните, какую черту или черты олицетворяет собой каждое из названных животных:

Орел —

Лиса —

Лев –

Медведь —

Осел –

Волк —

Змея —

Овца —

Пчела, Муравей –

II. Перечитать басню «Лебедь, Щука и Рак». На следующем уроке сочиняем басню на тему: «Когда в товарищах согласья нет

Урок окончен. Спасибо за работу.

СЛАЙ Д 24 Источники информации:

  • http://www.belinskiy.net.ru/

  • https://ru.wikipedia.org/

  • https://krilov.ru/

  • https://piter.onfoot.ru/

  • https://www.pritchi.net/

  • https://festival.1september.ru/

  • https://mirslovarei.com/

  • http://detkam.epapa.ru/mp/72/

  • http://www.stihirus.ru/1/krylov/30.htm

  • http://krylov.litinfo.ru/krylov/basni/kukushkaipetuh.htm

  • http://authorkrylov.ru/index.php?wh=p00191

  • https://velaskes.ru/

  • http://www.stihophone.ru/works.php?G=21&ID=7437

  • http://www.verses.ru/expression/

  • http://www.edudic.ru/bes/72422/

Свежие документы:  Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: