Конспект урока по Литературе «В.П.Астафьев «Васюткино озеро» «Заблудился!»»


Урок 1.Тема: В.П.Астафьев «Васюткино озеро» «Заблудился!»

Цели: 1. Формирование умения анализировать художественный текст.

2. развивать навыки групповой работы; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;

3. воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни;

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, голос кедровки, голос тайги, иллюстрации тайги;

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Учитель. Здравствуйте.

— Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, что изображено? (Тайга)

— Да, давайте посмотрим из словаря слово тайга.

ТАЙГА, -и, ж. На севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойный лес. Сибирская т. Непроходимая т. Л прил. таежный, -ая, -ое и тайгбвый, -ая, -ое. Таежный житель. Таежные реки. Тайговые заросли

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

  1. Сообщение темы и целей урока.

Итак, цель сегодняшнего урока:

1. Формировать умение анализировать художественный текст.

2. развивать навыки групповой работы; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;

3. воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни;

Запись темы в тетради.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Заблудился!

IV. Проверка Дз., Словарная работа.

ДЗ было вам прочитать 1-ю главу «В. О.»

— Какие трудные слова вам встретились ?

Словарная работа.

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.


V. Работа с текстом рассказа:

1-я группа:

Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).

— Что вы узнали о бригаде рыбаков?

— Что они промышляли?

-Почему бригада рыбаков перестала спускаться вниз по Енисею, а расположилась в избушке?

2-я группа:

Диалог с матерью (чтение, комментарий).

-С какой целью отправился Васютка в тайгу?

-Что наказала ему мать перед уходом?

— Перед тем, как Вы идете в лес, что берете с собой?


3-я группа: Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?


4-я группа: Эпизод «Где же затеси?»

— Васютка бодрится, но… легко ли ему?

-Когда передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился?

— И тут Васютка стал вспоминать…Что вспоминать?

— Что делает Васютка?

-А вы как поступили бы?

Вывод:

Перед тем как в лес идти, что вы берете с собой?

— И, если вы потерялись, как поведете себя?

VI. ДЗ:

Главу II прочитать, и написать законы тайги.


Дополнение:

-Посмотрите ребята, какую птицу я показываю?(Кедровка)

— Что вы узнали о ней? (Птица – полезная: она разносит семена кедра по тайге.)


— Голос у кедровки? (Кра –кра) Послушайте!

Кроме птиц, мы еще кого встречаем? (Рыб)

Ерши, пескари, омуле, стерляди, осетр, таймень, налим,

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Тема становления личности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: