Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:
“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.
Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.
А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».
Сообщение темы и целей урока.
Итак, цель сегодняшнего урока:
Запись темы в тетради.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Заблудился!
IV. Проверка Дз., Словарная работа.
ДЗ было вам прочитать 1-ю главу «В. О.»
— Какие трудные слова вам встретились ?
Словарная работа.
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
V. Работа с текстом рассказа:
1-я группа:
Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).
— Что вы узнали о бригаде рыбаков?
— Что они промышляли?
-Почему бригада рыбаков перестала спускаться вниз по Енисею, а расположилась в избушке?
2-я группа:
Диалог с матерью (чтение, комментарий).
-С какой целью отправился Васютка в тайгу?
-Что наказала ему мать перед уходом?
— Перед тем, как Вы идете в лес, что берете с собой?
3-я группа: Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?
4-я группа: Эпизод «Где же затеси?»
— Васютка бодрится, но… легко ли ему?
-Когда передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился?
— И тут Васютка стал вспоминать…Что вспоминать?
— Что делает Васютка?
-А вы как поступили бы?
Вывод:
— Перед тем как в лес идти, что вы берете с собой?
— И, если вы потерялись, как поведете себя?
VI. ДЗ:
Главу II прочитать, и написать законы тайги.
Дополнение:
-Посмотрите ребята, какую птицу я показываю?(Кедровка)
— Что вы узнали о ней? (Птица – полезная: она разносит семена кедра по тайге.)
— Голос у кедровки? (Кра –кра) Послушайте!
Кроме птиц, мы еще кого встречаем? (Рыб)
Ерши, пескари, омуле, стерляди, осетр, таймень, налим,