Конспект урока по Литературе «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (Мир поэзии бориса Пастернака)


Н.Б.Жилина, МОУ «Никифоровская сош №2»

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»


Поэтический мир Бориса Пастернака.

(Урок литературы с элементами интеграции – МХК, русский язык)


Цели урока:

  • обучающая: познакомить с жизнью и творчеством русского поэта Б.Л. Пастернака, показать особенности творчества, учить находить в текстах характерные для стиля поэта художественные средства;

  • развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать эстетический вкус;

  • воспитывающая: воспитывать чувство любви к русской поэзии.


Оборудование: магнитофон, запись песни «Никого не будет в доме…», мелодии Ф. Шопена, А. Скрябина, слайдовая презентация через мультимедийный проектор, тексты стихотворений (у каждого ученика), портреты Л. Пастернака и его близких, композиторов.


Ход урока.


  1. Стихотворение «Сон» (на фоне мелодии Шопена)

  1. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Б.Пастернака.

Б.Л.Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю.


Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович,- известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман,- замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин, художники Серов и Врубель, Л.Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение».


Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А.Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека.


Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.


Однако философия оставила след в творчестве поэта. В сборнике стихотворений «Сестра моя — жизнь» есть цикл под названием «Занятье философией».


Прочтем стихотворение.

— Чем для автора является поэзия? ( «Звуковой портрет» поэзии (свист, щёлканье) понятен, ночь и пенье соловьёв всегда являлись атрибутами любовной лирики.

«Слёзы вселенной в лопатках» — звёзды, как бы держащиеся на внутренней стенке лопнувшего стручка». Таким образом, с поэзией отождествляются и горох, и звёзды, и музыка – всё, чем богат мир.

Но не всё одухотворено человеческим чувством, поэтому поэзии противостоит «глухота» вселенной.)


В 1913 году, т.е. когда поэту было 24 года, печатаются его первые стихи, в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах», в 1917 году – вторая книга «Поверх барьеров». В 1922 г. – книга «Сестра моя – жизнь», которая сделала автора знаменитым.


После Октябрьской революции Пастернак пишет поэмы, его охотно печатают, признавая огромный талант. В 1930 г. Пастернак создаёт книгу «Второе рождение», в которой пытается взглянуть «на жизнь страны, прочесть её завтрашний день».

В то же время «Второе рождение» — это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной любви к Зинаиде Николаевне Нейгауз, второй своей жене.


Когда вспыхнуло это чувство, Пастернак был женат. Зинаида Николаевна была женой известного пианиста Генриха Нейгауза, с которым Пастернака связывала многолетняя дружба. Не умея скрывать свои чувства, тем более лгать, Борис Леонидович признался во всем Генриху Нейгаузу и своей первой жене.

Именно Зинаиде Нейгауз посвящено одно из лучших стихотворений любовной лирики 20 в. – «Любить иных — тяжёлый крест».


На слова другого стихотворения из сборника «Второе рождение» М.Таривердиев написал песню «Никого не будет в доме».


/звучит песня на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»/


В 1936 г. Пастернак с семьёй поселился в писательском посёлке Переделкино, много работал, переводил английских, французских, грузинских поэтов. А между тем это было время политических репрессий. Выступая на Всесоюзном съезде советских писателей, Б.Л.П. провозгласил свой жизненный принцип: «Не жертвуйте лицом ради положения».


— Как вы понимаете этот принцип? Что этим хотел сказать поэт?


Над головой Бориса Леонидовича стали сгущаться тучи, ему дали понять, что не избежать ареста. Говорят, когда Сталину доложили, что арест подготовлен, он неожиданно продекламировал стихи грузинского поэта, переведённые Пастернаком:


Цвет небесный, синий цвет

Полюбил я с детских лет,

С детства он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам…

А потом добавил: «Оставьте его – он небожитель».


В начале Великой Отечественной войны Пастернак добивался разрешения пойти на фронт, но был эвакуирован.

Сразу после войны начал работу над крупным романом, которая длилась 10 лет. Роман «Доктор Живаго» тогда так и не был издан в Советском Союзе, зато он имел успех на Западе. В 1958 г. за этот роман Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Автор был вынужден от неё отказаться.


Через 2 года Б.Л. не стало.


Все, кто знал Пастернака, вспоминают его облик, смуглое, с огромными лучистыми глазами, лицо; его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность необычайно выделяли его, сразу являя поэта. Помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, раскатистые, протяжные гласные.

К сожалению, времени, отведённого программой на изучение творчества Пастернака, не достаточно, чтобы в глубже изучить его стихи, их тематику, историю развития таланта, поэтому остановимся на самом интересном аспекте пастернаковских стихов – поэтическом языке.


Всю жизнь Б.Л. Пастернак безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремлённости к новым целям, к новым высотам.


Чтение и восприятие стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».


— В чём видит поэт своё предназначение?


( В желании проникнуть в сущность явлений, черпать вдохновение, образы, идеи в природе)

  1. Анализ стихотворных текстов


— Сегодня мы попробуем рассмотреть особый почерк стихов Пастернака, особый строй художественных средств и приёмов.

— Самая важная черта поэзии Пастернака – её нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом.

Задания к текстам:


— Прочтите отрывки из стихов, попробуйте определить особенность описания природы.


Огромный сад тормошится в зале

В трюмо – и не бьёт стекла…


———-


У капель – тяжесть запонок

И сад слепит, как плёс,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слёз.

————


Стога с облаками построились в цепь

И гаснут, вулкан на вулкане.

Примолкла и взмокла безбрежная степь,

Колеблет, относит, толкает.


————


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


———-


А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.



( Природа одушевлена, использован приём олицетворения )


— Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака, причём её движения суматошны, порывисты: «сад тормошится», «степь толкает, колеблет».


— Любимые пастернаковские образы – мелкие, дробные части природы: ветки, капли, льдинки, хлопья снежные, всё, что сыплется, брызжет, трепещет, воплощая тем самым неусыпное кипение жизни.


— Какой приём использует автор в строчках, выделенных курсивом?

( Метафоры, сравнение )


— Метафорическая насыщенность – отличительная черта лирики Пастернака.



— Прочтите стихотворение «Зимняя ночь». Какие средства выразительности, кроме метафор и сравнений, видите в нём?

( Эпитеты, гипербола, повторы, инверсия, параллелизм)


  1. Самостоятельная работа учащихся.


— Прочитайте стихотворение «После дождя», найдите в нём известные вам выразительные средства языка.


После дождя.


За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Всё стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.


Сначала всё опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня – под град,

Потом от сараев – к террасе бревенчатой.


Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались, —

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.


Со стёкол балконных, как с бёдер и спин

Озябших купальщиц, — ручьями испарина.

Сверкает клубники мороженый клин,

И градинки стелются солью поваренной.


Вот луч, покатясь с паутины, залёг

В крапиве, но кажется, это ненадолго,

И миг недалёк, как его уголёк

В кустах разожжётся и выдует радугу.



5. Итог урока. Заключительное слово учителя.

— Чем характеризуется художественный мир поэта?

/Ответы учащихся/


/На фоне музыки звучат слова учителя./ К стихам Пастернака нужно привыкнуть, в них нужно вжиться. Они чрезвычайно насыщены метафорами и образами, которые порой ставят читателя в тупик. Но если вдуматься и внимательнее отнестись к слову, внутренним взором хорошо увидишь, что сообщает поэт. И удивишься тому, что образы с детства знакомы и только под пером Пастернака кажутся чудом.

Анна Ахматова сказала о Пастернаке:

Он награждён каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил.

Эти строки метко характеризуют поэта. «Вечное детство» — это не инфантильность, а сохранённая до поздних лет, до последних дней свежесть восприятие мира и удивление перед чудом жизни.

/ Музыка продолжает звучать громче./

7


Свежие документы:  Сочинение на тему "Легко ли быть человеком"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: