Конспект урока по литературе «Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» 7 класс



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска






Конспект урока по литературе

В 7 классе

Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»























Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна







Брянск — 2012


Конспект урока по литературе в 7 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина



Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу

2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

3) Развивать навыки выразительного чтения

4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

2) Учить работать с планом по тексту


Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.), портрет Ю.Казакова, mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь


Оформление доски:

Портрет Ю.Казакова, слова Г.Горышина

Тема урока: …

тема


идея


Яша

Володя


Словарь урока:

Рассказ

Тема

Идея


Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы




Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию.

На доске: портрет Ю.Казакова

«Казакову достались от природы и родителей – простых русских людей – завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное – лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» — так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» — всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».


  1. Проверка Д/З

— Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану.

На доске: План

  1. Ранним утром.

  2. Яшка будит Володю.

  3. По дороге на рыбалку.

  4. Ловля рыбы.

  5. Володя тонет.

  6. Спасение Володи.


  1. Сообщение темы и целей

— Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.


  1. Запись Д/З в дневники

За доской: по выбору:

  1. Напишите характеристику Яши, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника

  2. «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», — утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?

  1. Первичное восприятие.

— В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?

На доске: Словарь урока:

Рассказ

— Докажите, что «Тихое утро» — рассказ.

— Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

На доске: Словарь урока:

Тема

Идея

— Что такое тема? Какова тема рассказа?

(Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь)

— Откройте тетради, подпишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.

тема


идея


Яша

Володя





— Что такое идея? Какова идея рассказа?

(Дружба познается в беде. Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.)

— Заполните вторую строку таблицы.

— Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её.

Звучит песня.

— Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?


  1. Анализ рассказа.

— Вспомним главных героев рассказа.

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

— Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Б) Работа с текстом.

— Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

— Какие черты их характера и поведения здесь проявляются?

(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)

— Какое выразительное средство использует здесь автор?

На доску креплю: метафора

(Я. — ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

— Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю: разговорная лексика

( В.- неловкий, несобранный, медлительный)

— Для чего автор часто использует разговорную лексику?

— Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

— Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

— Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ

На доску креплю: ирония = осмеяние, насмешка

— Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника

— Чем это определение отличается от того, что дала я?

— Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?

(В. – скромный, сдержанный)

— Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

— Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

— Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку

— Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

(Я. – хвастун, отходчивый

В. – честный)

— О чем еще разговаривали ребята?

(об услышанных звуках, об осьминогах)

— Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

— О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте.

Г) Прверка Д/З

Художественный пересказ «Описание реки»

(со слов: «Вышли на бугор…»

До слов: «Володя готов был…»)


— Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

— О чем разговаривают мальчики во время рыбалки?

(о том, как правильно ловить рыбу)

— Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

— Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

— Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания.

Д) Проверка Д/З

«Володя тонет»

Со слов: «Но в этот момент земля…»

До слов: «Глаза Володи потемнели…»


— В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

— Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

— Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

— Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

  1. Индивидуальная работа учащихся.

— О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Биккулова Катя расскажет это стихотворение.

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только б, дочка, шли ошибки эти

Не от бедности – от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься – не сворачивай –

И на помощь маму не зови…

Я хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,

Будет трудно, но переживешь.

Хуже, коль полюбишь по расчету

И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,

А сама виновна – повинись.

Всё же люди, а не автоматы мы,

Всё же непростая штука – жизнь…

-Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Подведение итогов.

А) – Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?

Б) Оценки за урок.







Список использованной литературы


  • Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2010.

  • Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Метод.советы. – 2-е изд., испр. И доп.. – М.: Просвещение, 1997

  • Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – 3- изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002

  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. и доп. – М. АЗЪ, 1994



47245597_Kazakov_






Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Среднее арифметическое. Размах. Мода" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: