Конспект урока по Литературе «Закон любви» по повести А. Лиханова «Солнечное затмение»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

округа Муром.












Урок-размышление

«Закон любви»

по повести А. Лиханова

«Солнечное затмение»





Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Морозова Наталья Алексеевна









Цели урока


развивающая: развитие речи и творческой

фантазии; аргументация соб-

ственного высказывания.


обучающая: выбирать в развитии дейст-

вия главное; выявлять автор-

скую позицию.


воспитательная: помочь разобраться в таком

непростом чувстве как лю-

бовь.








Ход урока


Любовь – высочайшая награда.

И. С. Тургенев


Романтика первых чувств… Любовь… Что это за чувство? Всем ли оно доступно? Одной из важнейших проблем, волнующих каждого человека в течение всей жизни, особенно в пору молодости, является любовь. Понятие любви в этике многозначно. Общее ее определение звучит так: «Любовь – нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту».

Любовь связана со стремлением к идеалу, она облагораживает человека, пробуждает его душевную щедрость. Неслучайно с понятием любви тесно связано представление о счастливой человеческой жизни, о богатстве духовного мира личности.

Как узнать первую любовь? Как ее сохранить?

Обратимся к нашим героям, Феде и Лене. Попытаемся ответить на эти непростые вопросы.

I) Разберемся в прочитанном.

Первый этап. (слад 1)

  1. Обсуждение первичного восприятия по вопросам на карточках.

  2. Вопросы для обсуждения:

    • Как любовь изменила Федора?

    • Помогла ли влюбленность Лене справиться со своими проблемами?

    • Смогли ли герои сохранить свое хрупкое счастье?

    • Что символизирует голубь в повести?

II) Cделаем выводы

Второй этап. (слайд 2)

Работа в микрогруппах по карточкам

(6 групповых заданий по 3 вопроса)


1

  1. Как произошло знакомство Федора и Лены? Прочитайте эпизод.

  2. Опишите чувства героев. Выделите ключевые слова («Все это будто во сне: перед глазами стояла Лена).

  3. Найдите отрывок, описывающий портрет Лены.

2

  1. Что больше всего поразило Федю? (Синие огромные глаза, пшеничная коса).

  2. Объясните выражение: «Она не просто какая-нибудь девчонка. Она – прекрасная!»

  3. «Что-то путалось в нем. Что-то ломалось». Найдите эти строки в повести.


3

  1. Какие события происходили в течение этого дня? Выделите их.

  2. Составьте план из цепи событий, кратко перескажите.

  3. Какими чертами отмечены отношения Феди и Лены? (трепетное, оберегающее, хрупкое чувство влюбленности).


4

  1. Верите ли вы в романтику первых чувств? (У Федора сразу сердце оборвалось – какая она была красивая)

  2. Как меняются характеры героев с той минуты, когда их настигла любовь?

  3. Выпишите ключевые слова.


5

  1. Найдите и пересмотрите фрагмент, когда Лена признается, что не может ходить.

  2. Проследите и выделите, как меняется настроение Федора. Обоснуйте.

  3. Сделайте вывод: какое решение принимает герой? Как это характеризует его?


6

  1. Перечитайте сцену «Солнечного затмения».

  2. Как вы понимаете фразу «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце»?

  3. В чем символичность названия?


Третий этап. (слайд 3)

Выступление групп, коллективное обсуждение-дополнение.

Выводы. Акцентировать внимание на вопросах:

  • Как и почему наш рациональный век мешает осуществляться счастью первой любви? (Разве можно так безжалостно все уничтожить: старые дома, голубятню, тополя, мир восторженной любви героев?)

  • Пересмотрите эпизод разговора от слов «Наш райончик скоро снесут… Что теперь будет? С голубями? С Леной?» и до конца повести.

  • Как вы представляете героев в этот момент? Опишите.

  • Подготовьте выразительное чтение, передаваемое настроение героев и особенности их чувств.

И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: каков же он, закон любви? в чем его особенности?

  • Чувство любви – большая нравственность ценность.

  • Видеть в другом человеке друга.

  • Стремление быть лучше, быть достойным любви.

  • Чуткость, такт, внимание в любви.

  • Обман разрушает любовь. Будь искренним.

  1. Подумайте о смысле эпиграфа.

  2. Заключительное слово учителя.

Обобщающие ответы.

Усвоить законы нравственности необходимо. Воспитание в себе прекрасных чувств – важная, но трудная задача. Наш мир, к сожалению, полон жестокости, страдания. Как необходим островок спасения, который поможет приобрести такие чувства, как милосердие, доброту, совесть, сострадание – составляющие любовь. Разобраться во всем многообразии человеческих эмоций нам помогают произведения А. Лиханова. Хочу надеяться, что писатель поможет нам определить главные ориентиры в жизни.

  1. Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Что есть любовь»?

  2. Найдите афоризмы о любви.

  3. Сочините продолжение повести.



Свежие документы:  План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Александр Сергеевич Пушкин. «Зимнее утро»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: