Конспект урока по Литературе «ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ» («ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ

(«Житие Александра невского»)


Тема: Жанр жития и его специфика. «Житие Александра Невского».


Тема урока: Защитник земли Русской («Житие Александра Невского»).


Задачи: обучающая — дать представление учащимся о жанре житие, начать знакомство с «Житием Александра Невского»; познакомить с Александром Невским как с исторической личностью;


развивающая — способствовать развитию речи учащихся, филологической интуиции, памяти и умения логически мыслить;


воспитательная — содействовать воспитанию любви к древнерусской литературе, языку, содействовать воспитанию чувства патриотизма и готовности вступиться за Родину.


Тип урока: вводный


Вид урока: комбинированный


Наглядность: текст «Жития Александра Невского», репродукция икон «Святой благоверный великий Александр Невский», «Троица» А. Рублева, иллюстрация «Александр Невский на коне», оформленная доска, таблица № 11 в альбоме логико-структурных схем «Древнерусская литература».


Эпиграф: «Герой — это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее — это борьба за мощь, изобилие, за счастье народа» (Л.Н. Толстой)


План урока

  1. Психологическая установка.

  2. Запись числа, темы, эпиграфа.

  3. Слово учителя.

  4. «Сборка» опорной схемы на доске.

  5. Словарная работа.

  6. Работа с иллюстрациями. Проблемный вопрос.

  7. Пересказ.

  8. Беседа, комментированное чтение.

  9. Выразительное чтение.

  10. Работа с эпиграфом. Подведение итогов.

  11. Выставление отметок. Домашнее задание.




Ход урока


1. Психологическая установка


Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу поздравить всех мальчиков с Днем защитника отечества. Уверена, в трудные для нашей страны минуты вы будете способны совершить подвиг, как это сделал Александр Невский, о котором мы поговорим сегодня и на ближайших занятиях по литературе.


2. Запись числа, темы, эпиграфа



3. Слово учителя


Учитель: С древних времен и до наших дней Александр Невский (1220-1263) традиционно считается русским национальным героем, примером истинного христианского правителя. Александр — второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец любил сына и с десяти лет стал брать в военные походы. В то же время на северо-западных рубежах страны закрепились войска немецкого рыцарского ордена крестоносцев. Новгородцы несколько раз приглашали князя Ярослава, пока его сын Александр в 16 лет не стал новгородским князем. Именно он отразил нападение шведской флотилии, которая в 1246 году вошла в устье Невы. Под его руководством русские воины разбили превосходящее по численности шведское войско, за что князь получил прозвище Невский. После ссоры с новгородцами Александр покидает город. Изборск, а затем Псков оказываются под властью немецкого войска. Александра возвращают, и тот прогоняет врагов. Главное сражение происходит 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища. В 1256 году полки Александра Невского совершили переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие потрясло Европу. Даже Папа Римский Александр ΙV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство

Войска Александра Невского участвовали в русско-литовском походе против Ливонского ордена. Одной рукой Александр Невский отбивался от западных соседей, другой улещивал правителей Золотой Орды. Он понимал, что война на два фронта приведет к гибели государства. Возвращаясь из Золотой Орды, Александр Невский тяжело заболел и остановился в Городце. 14 ноября 1263 года он постригся в монахи и вскоре умер. Митрополит Кирилл образно сказал о кончине Александра Невского: «Зашло солнце Русской земли!». После смерти Александра Невского его сын Дмитрий выполнил завет отца: отбил Юрьев — основную крепость крестоносцев.

По приказу Петра Ι останки Александра Невского были перенесены в Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. Петр Ι учредил орден Александра Невского — одну из высших наград. Во врем Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского, которым стали награждать выдающихся полководцев.

Вопрос: Ребята, а как наш город хранит память о подвигах Александра Невского?

ПО: В Старом Осколе на деньги жителей сооружена церковь Александра Невского.


4. «Сборка» опорной схемы на доске


1) «Сборка» опорной схемы на доске учителем и одновременное озвучивание схемы.

Учитель: Житие святых — это биография (жизнеописание) духовных или светских лиц, канонизированных христианской церковью. Жития возникли в Римской империи как краткие сказания о христианских мучениках (мартирологии).


2) «Сборка» опорной схемы на доске учащимся и ее озвучивание.


5. Словарная работа


1) Учитель: Чем понятия «жизнь» и «житие» отличаются друг от друга?

ПО: жизнь — существование; житие — жизнеописание духовного или светского лица, канонизированного христианской Церковью.

2) Учитель: Александр — какова мифологическая семантика этого имени? Отразилась ли она на судьбе героя?

ПО: Имя Александр означает «защитник». На протяжении всей жизни Александр Невский защищал Русскую землю от захватчиков.

3) Учитель: Благоверного — как понимать это определение?

ПО: — верного благу государства;

— верный благим делам, христианским истинам.

4) Учитель: Домочадцев — кого так называли? Сохранилось ли это слово в современном языке?

ПО: Домочадец — приближенный к князю, проживающий в его доме. В современном значении домочадец — член семьи.

5) Учитель: Славной жизни его — в каком значении здесь употреблено слово «славной»?

ПО: — прославленной, популярной;

— хорошей, достойной.

6) Учитель: Начало положу — в прямом или переносном смысле здесь употреблен глагол?

ПО: глагол употреблен в переносном значении, то есть «начну».

7) Учитель: Как лицо Иосифа — что особенного было в лице Иосифа? Кто такой Иосиф?

ПО: Лицо Иосифа, библейского персонажа, было прекрасно, и завидуя, братья продали Иосифа в рабство в Египет. Разгадав сны фараона, Иосиф стал правителем Египта.

8) Учитель: Частью силы Самсона — кто такой Самсон? Почему его имя ассоциируется с силой и мощью?

ПО: Самсон — библейский герой, славившийся силой и мудростью. Он убил льва без оружия, убил одной костью до 1000 врагов (филистимлян). Даже оказавшись в плену, будучи скованным, ослепленным и лишенным волос, в которых заключалась его сила, Самсон смог обрушить колонны зала, где находились его враги и сам погиб вместе с ними.

9) Учитель: Премудростью Соломона — кто такой Соломон и почему его имя ассоциируется с мудростью?

ПО: Соломон — библейский персонаж. На обещание Бога выполнить любую просьбу попросил лишь наградить его умом. Всегда отличался справедливостью и рассудительностью.

10) Учитель: Пришел некто знатный — какое отношение к глаголу «знать» имеет понятие «знатный». Что оно означает?

ПО: — знатный — известный, занимающий высокое положение в обществе;

— знать — аристократия, вельможи.

11) Учитель: Мы же восстали и стоим прямо — можно ли воспринимать это выражение буквально?

ПО: — выражение употреблено в переносном значении, то есть противостоим врагу.



6. Работа с иллюстрациями. Проблемный вопрос


Учитель: На доске вы видите две иллюстрации: первая — репродукция иконы «Святой благоверный великий Александр Невский», вторая — иллюстрационный «Александр Невский на коне». Александр Невский изображен в двух различных качествах. В чем отличие воссозданных княжеских образов на представленных репродукциях?

ПО: На первой иллюстрации Александр Невский представлен как святой. На второй как воин, полководец.

Учитель: Кто же такой Александр Невский: святой, соблюдающий христианские заветы, или полководец, ведущий войска в битву? Запишите вопрос, ответ на который вы озвучите по окончании изучения «Жития Александра Невского»: «Александр Невский — благочестивый святой или воинственный полководец?»


7. Пересказ


Учитель: А теперь для поиска ответа на вопрос обратимся к тексту. Кто может пересказать содержание «Жития…» до первого военного выступления?

ПО: Житие начинается с самохарактеристики рассказчика. Далее описывается Александр Невский, приход из западной страны Андреяша, который начинает хвалить русского князя. «Король римской веры» решает захватить земли прославляемого правителя. Александр просит помощи у Бога и решается выступить самостоятельно, не дожидаясь отца.


8. Беседа


1) Учитель: Почему текст «Жития…» начинается с самохарактеристики рассказчика? В чем необходимость объяснения с читателем?

ПО: Во вступлении рассказчик спешить заявить о своем смирении. Объяснение необходимо, так как именно его глазами даны картины жития, он отбирал материал для жития.

(Запись ответа в тетрадь)

2) Учитель: Какова функция родословной главного героя?

ПО: — в житийной литературе важно подчеркнуть рождение от благочестивых родителей;

— родословная главного героя указывает на знатное происхождение, дает право на власть, подчеркивается идея преемственности власти.

3) Учитель: Как в тексте подчеркнута исключительность героя?

ПО: У Александра благородное происхождение. Он выше окружающих людей, голос его «как труба». Рассказчик сравнивает героя с библейскими персонажами: Иосиф, Самсон, Соломон, Веспасиан.

4) Учитель: Какова оценка юного князя со стороны (Андреяшем)?

ПО: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей». Андреяш восхищается Александром и не находит ему равных.

5) Учитель: Чем обусловлено нашествие войск «короля римской веры»? Какую характеристику содержит такое определение?

ПО:- король хочет победить прославленного Александра, тем самым присвоив себе его славу;

— «римская вера» — католическая вера. Автор подчеркивает, Александру предстоит вступить в борьбу с римско-католическим миром, ставящим целью «захват земли Александровой».

6) Учитель: Чье войско заведомо сильнее Александра или неприятеля?

ПО: Войско Александра заведомо сильнее, так как русский князь заручился поддержкой Бога.


9. Выразительное чтение


Выразительное чтение фрагмента «Жития…» от слов «Александр же, услышав эти слова…» и до «…уповая на святую Троицу» (молитва князя Александра)


Учитель: О чем молится Александр?

ПО: Александр укрепляет свой дух молитвою, поступая, как подобает благочестивому князю. Он обвиняет врагов в нарушении заповедей, просит Господа «восстать на помощь» его войску.

(Запись ответа в тетрадь)

Учитель: Из прочитанного отрывка мы узнали, что Александр уповал на святую Троицу. Перед вами репродукция иконы преподобного Андрея Рублева «Троица». В христианской традиции Бог триедин, отсюда Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой дух. На иконе они изображены в виде трех ангелов.


10. Работа с эпиграфом. Подведение итогов


Учитель: Ребята, я прошу каждого прочитать про себя записанный эпиграф. Подходит ли, по вашему мнению, он к нашему уроку?

ПО: Эпиграф полностью подходит к нашему уроку. Определение героя, данное Л.Н. Толстым, можно смело отнести к Александру Невскому.


11. Домашнее задание


1) прочитать текст «Жития…» до слов «На третий год после победы…», отмечая незнакомые слова и выражения;

2) подготовиться в словарной работе по изученной лексике;

3) индивидуальное задание: сообщение о храме Александра Невского (источники — Краеведческий музей города Старый Оскол, Краеведческий отдел Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина, Интернет).


Свежие документы:  Конспект урока на тему «И.Крылов «Ворона и Лисица»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: