Конспект урока по Литературе «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана») 9 класс


«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье».
(В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»)

Урок литературы в 9-м классе.

Цель урока :

— обучающие: познакомить учащихся с балладой, подчеркнуть национальный колорит произведения;

-развивающие: вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи и обогащением словарного запаса; определить тип баллады “Светлана” и ее художественное своеобразие.

-воспитательные: воспитывать уважение к традициям своего народа.

Методы обучения: Объяснительно — иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эпиграфы:

Его стихов пленительную сладость

Пройдет веков завистливую даль.

(А.С. Пушкин)

Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом… Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес новые формы и размеры, которые стали употреблять все другие наши поэты. (Н.В.Гоголь)

  1. Актуализация знаний.

  • Фронтальная беседа о личности поэта .

  • Что такое баллада?

  • На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад.

  • В чём состоит отличие народной баллады от литературной?



  1. История написания баллады .

— Рассказ подготовленного ученика.

— Определение значения имени «Светлана» — индивидуальное домашнее задание.

4. Тестовые задания на усвоение услышанного. Задание в группах. Применение ЭОР «Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» (базовое изучение ) https://fcior.edu.ru/card/28395/analiz-ballady-v-a-zhukovskogo-svetlana-bazovoe-izuchenie.html

1-я группа.

2-я группа.



4 .Слово учителя. У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю, т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

Святки — волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

Сообщения учащихся. Народные гадания ( индивидуальное задание).

5.Прослушивание баллады. Аудиозапись в учебном модуле ЭОР.

6. Анализ баллады «Светлана» :

— Докажите, что перед вами баллада.

Давайте сначала вспомним, что это за жанр “баллада” (Запись на доске. Баллада – хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями).

— Жанровые особенности баллады. (Баллада имеет сюжет).

— Какие события происходят в балладе?

— Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.Найдите диалог героини и ее подруг во время гадания. Что мы узнаем из ответа Светланы?

— В балладе всегда остается загадка, тайна.

Вывод: “Светлана” — это баллада.

7.Работа над репродукцией. Учебный модуль ЭОР, задание 5.

Перед вами репродукция картины русского художника А.Новоскольцева “ Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.

Учащимся предлагается примерный план рассказа по картине:

1. Какой теме посвящена картина ?

2. Что изображено на картине?

3. Описание портрета Светланы: лицо (глаза, волосы, выражение лица), одежда, поза, руки.

4. Детали картины, пространство вокруг Светланы.

5. Цветовая гамма.

6. Черты характера, выделенные художником в героине.

7. Близость образа Светланы образам героинь других литературных произведений.

8. С каким фрагментом баллады можно соотнести эпизод, изображенный на картине?

9. Общее впечатление от картины.

10. Светлана как национальный тип русской девушки.

— Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:

8. Разберемся в прочитанном. Самостоятельная работа.

1) Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады?

Расположите события по порядку. Работа в группах.

1-я группа.

2 –я группа.

Задание: расположите названия событий в балладе «Светлана» в правильном порядке.

См. ЭОР https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad/116372/?interface=pupil&class=48&subject=10

9. Работа над выразительными средствами.

Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

Работа с модулем ЭОР. Задание 5.

10. Слово учителя.

Светлана” — одно из первых русских произведений, где “русский дух, где Русью пахнет”. К какому же типу литературных баллад вы отнесете “Светлану”? Почему?

Работа с модулем ЭОР. Задание 4.



11. Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок баллады.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Никольска Пензенской области.









Урок литературы в 9-м классе.



«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье».

(В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).



Урок с применением ЭОР.









Разработала: Суматохина

Ирина Валерьевна.









2011 год.

Свежие документы:  Литературная игра – викторина по произведениям Э. Успенского «В гостях у сказки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: