Конспект урока по Литературе «Здравствуй, Сказка» 5 класс




Тема: «Здравствуй, Сказка»

Цели: закрепление знаний учащихся, развитие познавательной активности детей, соревновательного духа, дружеской помощи.

Тип урока: урок — игра

Оборудование: доска, ватманы, маркеры, яблоки, фасоль и горох, сказочные предметы, музыкальный центр, фотоаппарат, рисунки учеников.

Оформление: в качестве оформления используются рисунки учащихся с изображением сказочных героев.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня я не просто учитель, с которым вы общаетесь каждый день на уроках русского языка и литературы. Сегодня я буду в роли волшебной Феи, а вы — сказочными персонажами. Нас ждет интересное путешествие в удивительный, волшебный мир сказок и приключений.

Сегодня две наши замечательные команды 5а и 5в классов посоревнуются в знании сказок. Представьтесь, пожалуйста.

  1. Приветствие команд.

( Выходят капитаны и объявляют свои команды)

Капитан команды 5а класса «Дельфины»

-Мы команда «Дельфины». Наш девиз « Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает».

Капитан команды 5в класса «Звездочки». Наш девиз « Не падать вниз».















  1. Разминка.

— Вы любите читать сказки?

— А много ли вы их прочитали?

— Давайте проверим, сколько вы знаете сказок.

4.Конкурс « Сказочный знаток»

( Условие конкурса: учащиеся должны назвать все сказки, которые они знают . Каждая команда называет по одной сказке . Та команда, которая назовет больше всего сказок, выигрывает. Команде-победительнице присуждается один балл ).

Учитель:

-Вы можете задать вопросы друг другу и проверить насколько хорошо вы знаете сказки.

( Ученики, по одному из каждой команды, задают вопросы по сказкам команде-сопернице).

« Звездочки»:

1.Как звали доброго царя из сказки «Спящая царевна»?

(Матвей)

2.Как звали брата-царевича из сказки «Марья – Моревна»?

(Иван)

3.Кто сочинил сказку « Тысяча и одна ночь»?

(Арабский народ)

4.Как звали возлюбленного Людмилы в поэме Пушкина?

(Руслан)

5.Какой фильм снят по сказке Толкина?

(Властелин колец)

«Дельфины»:

6.Что напророчила старушка Спящей Красавице?

(Смерть)

7.Как звали мальчика из романа Толстого « Война и мир»

(Петя)

8.Что сделал Герасим, когда умерла Му-му?

(Ушел в деревню)

9.Из какого стихотворения эти строчки?

« Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»

(Бородино)

10.Кто написал сказку «Алиса в стране чудес»?

(Льюис Кэрролл)

Учитель:

-Молодцы, вы прекрасно знаете сказки.

Но сегодня я не смогу совершить никакого чуда, потому что потеряла свою волшебную палочку. Но не расстраивайтесь, сегодня волшебниками будете вы. Чтобы стать настоящими волшебниками, вы должны отгадать сказочных героев и помочь им решить их беды. Ну, как, согласны? Тогда начинаем .


5.Конкурс «Угадай сказку»

Учащимся предлагается нарисовать сказочных персонажей на двух листах ватмана. Затем остальные члены команды должны отгадать, какой сказочный персонаж изображен. Обязательное условие конкурса — нужно рисовать фломастером, держа его в зубах.

Фея:

— Рисовать я вижу, вы все умеете, а теперь посмотрим, как вы умеете петь.















6. Конкурс песни.

Дети поют песни на сказочную тематику.

«Дельфины»:

Корабли в открытом море,

как птицы на воле.

В неизвестные просторы

уносят смелых волны,

И плывут они куда-то

вслед за солнечным закатом.

И веселые дельфины

провожают корабли.

Припев

А дельфины добрые, а дельфины мокрые

На тебя глядят умными глазами.

А дельфины скромные, а дельфины черные,

Просят, чтобы им сказку рассказали.


Есть в лазурном океане таинственный остров,

Но найти его в тумане

матросам так не просто.

Среди полной бури в море

только тот, кто в сказку верит,

Только тот, кто сам умеет

людям сказку рассказать.












Песня «Звездочек»:

«Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И не раз она к тебе вернется.

Припев

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.


От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Сонный лес простится с тишиной,

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев

Учитель:

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поете.

7.Конкурс «Помоги сказочному герою».

Фея:

-Ребята, скажите из каких сказок эти персонажи?

1. Ее обижает злая мачеха и не пускает на бал.

Ученики:

-Это Золушка.

Учитель:

-Правильно. А какое задание дала мачеха Золушке?

Ученики:

-Полить розы, перемыть посуду, перебрать фасоль и горох.

Учитель:

-Помогите Золушке справиться с ее заданием.

( Ученикам предлагается перебрать фасоль и горох. Участвуют в конкурсе по одному человеку из каждой команды )
















Учитель:

-Ко мне вчера пришла девочка Герда и попросила помочь найти ее брата. Из какой она сказки?

— Из сказки «Снежная королева» Андерсена.

-Сердце Кая заморожено. Чтобы помочь ей спасти брата, надо собрать осколки волшебного зеркала. Кто сможет нам помочь?

( Ученики должны собрать пазлы.Чья команда справится первой, та и получает балл )














Учитель:

-А этому герою приказали принести молодильных яблок, но при этом он не должен касаться их руками. Как его зовут?

Ученики:

-Его зовут Иван-царевич.

-Помогите герою справиться с заданием.

( ученики по 3 человека с каждой команды должны перенести по три яблока, не касаясь их руками. Тот, кто сделает это первым получит балл )











Учитель:

-Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Скажите, а вы умеете сочинять? А придумать сказку? Наши ребята придумали сказки к уроку. Давайте послушаем их.

8.Конкурс « Моя сказка»

( Участники конкурса читают сказки собственного сочинения)

« Звездочки»:

Сказка « Бабушка и Маша»

Жили-были бабушка и внучка Маша. Однажды пришли к Маше подружки и пригласили ее пойти в лес собирать грибы. Ходили они, ходили, собирали грибы, устали и решили присесть на пенек отдохнуть. Подруга сказала Маше: «Давай, я тебе заплету косичку». Маша согласилась. Когда девочка заплетала косу, Маша уснула, а когда проснулась, то оказалось, что она привязана косой к дереву и не может пошевелиться. В это время летела мимо синица. Маша ей говорит: « Синица, синица, помоги мне развязать косичку». Синица развязала и улетела, а Маша пошла домой. Она долго шла и, наконец, попала домой. Бабушка обняла ее и сказала: « Милые дети, не ходите больше в лес без взрослых».

« Дельфины»:

Сказка « Аш 2 О»

Однажды три подружки — Рики, Кио и Эмма пошли покататься на лодке. Они долго плыли вдоль берега, была хорошая погода. Но вдруг небо стало черным, покрылось тучами, поднялся, ветер и их лодку унесло далеко от берега. Когда погода прояснилась, они увидели, что находятся на каком-то острове, о котором они никогда не слышали. Девочки вышли из лодки и решили прогуляться по острову. Вдруг Клио упала в яму. Остальные девочки прыгнули за ней. Это был туннель, который заканчивался красивым озером. Девочки искупались в нем, потому что там вода была красивого голубого цвета. Когда они купались, вода покрылась пузырями.

Девочек нашли и спасли, но после этого случая, каждый раз, когда они купались, у них появлялись хвосты, как у русалок. Вода оказалась волшебной.

Учитель:

-Молодцы, девочки. Спасибо вам за интересные сказки. А вам понравились сказки?

-В каждой сказке есть волшебство. Часто это бывает какой-нибудь предмет, который помогает герою. Вы знаете эти волшебные предметы?


9. Конкурс « Угадай волшебный предмет»

( Ученикам с завязанными глазами предлагается взять любой сказочный предмет со стола и отгадать его предназначение)

Сказочные предметы: кольцо, плащ, шляпа , палочка, перо, зеркало, туфли, яблоко, кисточка и др.















Учитель:

-Все вы ребята молодцы. Все вы умеете делать, даже танцевать.


10. Танцевальный конкурс.

Команды « Дельфины» и « Звездочки» показывают свои танцевальные номера.















11. Подведение итогов урока

— Вам понравился урок?

-Что больше всего понравилось?

-Какой конец бывает у сказки?

-Счастливый.

-Вспомните, какими словами заканчивались сказки, которые вы читали?

-«Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!»

«И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

«И жили они долго и счастливо»

-Вот и сегодня нет проигравших — победила дружба.


12. Домашнее задание

Напишите сочинение о нашем уроке. Выразите свои впечатления и пожелания. И они обязательно сбудутся!

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Переместительное и сочетательное свойство. Метод Гаусса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: