Цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Бунина;
развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным
средствам языка;
развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение
лирического произведения;
воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока:
I . Оргмомент
II. Проверка домашнего задания.
— Вы работали над стихотворением «Росинка» К. Д. Бальмонта.
— Какие цвета вы использовали, чтобы нарисовать эту картину?
— Какую метафору вы выписали? ( Играет, ликуя, так много огней)
— Как вы её понимаете?
— Какие олицетворения вы нашли? ( росинка дрожала, речонка дышала)
— Как они помогают увидеть и услышать картину, нарисованную автором?
— Какие сравнения вы смогли подобрать к слову «росинка»? ( бусинки, бисер, жемчуг, звёздочки, хрусталики, льдинки…)
— Прочитайте стихотворение наизусть. ( 1 ученик)
III . Постановка цели. Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжим разговор о природе. Через музыку, пейзажную живопись, поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли. Понаблюдаем, как одно и тоже явление изображают композиторы, художники и поэты.
IY. Работа над новым материалом.
— Постарайтесь угадать, о каком времени года пойдёт речь на уроке. Я вам немного помогу – загадаю загадку.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться,
Нам с тобой – идти учиться. ( осень)
— Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её «Осенний лес»?
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Осень». ( читает наизусть ученик)
— Какие цвета называет поэт? ( в багрец и золото одетые леса)
— Подберите синонимы к слову «багрец». ( багряный, багровый)
— Посмотрите в словаре, оттенок какого цвета называют этими словами. ( красный густого, тёмного оттенка)
— А вы видели багряные листья?
— Но никто из вас не назвал такого цвета. Художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.
— А теперь осень зовёт нас с вами в картинную галерею.
( Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». «Октябрь». Учитель продолжает беседу на фоне музыки.)
— «Осенняя песня» — тихая, печальная и очень красивая. В октябре лес полыхает пёстрыми красками.( Работа с иллюстрациями). Иногда ещё чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев листву. Посмотрите, на картинах осень изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вызывают самые разные чувства.
— сегодня мы познакомимся со стихотворением известного писателя и поэта, лауреата Нобелевской премию
— Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта.
SDБRWУНJYSИН
— Иван Алексеевич Бунин и его стихотворение «Листопад»- тема сегодняшнего урока. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. Сейчас мы прослушаем стихотворение «Листопад». ( запись)
— Какую картину вы себе представили?
— Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса? ( лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый, синий).
— Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками.
— Какие цвета вам незнакомы и вы не можете их представить? ( работа со словарём)
( лиловый – глубокий багровый цвет переходит в фиолетовый или издали может казаться таким;
золотой — блестяще – жёлтый;
лазурь – светло – синий цвет.)
— Дух захватывает от такой красоты! Представить её помогают многочисленные определения и сравнения.
— Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?
— Видели ли вы хотя бы на картинке терем?
— терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? ( князья, бояре, цари)
— Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был богато украшен резьбой. ( видео и фото)
— Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? ( берёзы – работа с гербарием)
— Какие деревья напомнили ему вышки?
— Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
— Почему в осеннем лесу мы можем увидеть небо?
— Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передаёт?
— Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу одинаково пахнет. Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.
— Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.
— Найдите их в стихотворении. ( «Лес, точно терем расписной», «Как вышки, ёлочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылёк, точно белый лепесток»).
— Каким сравнением начинается и заканчивается стихотворение? ( «Лес, точно терем расписной»).
— Это сравнение, как рамка, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. Другие сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
— Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? ( Осень – хозяйка, царица этого прекрасного резного терема).
— Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об Осени? ( олиц.)
( рисунки учащихся на тему «Осень»)
— Какова Осень в представлении поэта- весёлая или грустная? ( в его стихотворении Осень – тихая вдова).
— Почему такое олицетворение? Почему Осень – вдова? КОГО НАЗЫВАЮТ ВДОВОЙ? ( СЛОВАРЬ)
( Вдова – женщина, у которой умер муж.)
— Вдовы грустны, они переживают утрату.
— Грустит и Осень. Как вам кажется, о чём она грустит? ( Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота её недолговечна. Это сегодня «воздушной паутины ткани блестят», сегодня «играет последний мотылёк», сегодня « так светло кругом».
— Сколько раз поэт повторяет слово «сегодня»? ( трижды повторяет поэт слово «сегодня», чтобы напомнить о том, что завтра может всё измениться. Этот солнечный денёк может быть последним.)
— В лесу уже «мёртвое молчание».
— Почему стало так тихо в лесу осенью? ( птицы улетели)
— Природа готовится к зимнему сну. Улетели птицы. Пусто на широком дворе лесного терема – поляне. Безлюдно в царском тереме Осени.
— Какие чувства вызывает у вас описание картины?
— Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? ( он будто бы хочет сохранить тишину осеннего леса)
— Что нарушает тишину?
— Вокруг мёртвое молчание, нарушаемое только шуршанием падающих листьев.
— Какие звуки помогают передать шуршанье падающих листьев?
— Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать – громко или тихо?
Такое мёртвое молЧанье
В лесу и в синей выШине,
Что моЖно в эжтой тиШине
расслыШать листика ШурШанье.
— Сочинение «О чём шуршат листья».
— Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно?
— Почему не следует торопливо читать это стихотворение? ( чтобы передать любование неподвижным лесом)
— Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
— Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.
Y. Выразительное чтение детьми.
а) Расставьте в стихотворении знаки пауз и логическое ударение.
1 группа
Лес, точно терем расписной.
За лето высох он от солнца. ( 1- 12)
2 группа
И осень тихою вдовой
Пригретый солнечным теплом ( 13 – 23)
3 группа
Сегодня так светло кругом
Заворожённый тишиной. (24 …)
— Прочитайте выразительно, соблюдая расставленные знаки. ( группа выбирает 1 ученика)
б) Укажите рифмы.
3 гр. – ( 13 – 23)
2 гр. – ( 1 – 12 )
1 гр. – ( 24 …)
в) Проверь себя.
— Вставьте пропущенные слова в тексте стихотворения.
1 гр. – ( 13 – 23)
2 гр. – ( 24 …)
3 гр. – ( 1 – 12)
YI. Итог.
— Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, узнать его мысли, чувства? ( поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денёк и любовались красотой осеннего леса, освещённого солнцем)
— ( включить 2 отрывка музыкальных произведений)
— Выберите нужный.
— Дома вы попробуете нарисовать, то что описывает Бунин. Какие краски вы выберете для своей картины?
— Какое настроение будет у вашей иллюстрации?
YII. Домашнее задание.
— Выучить наизусть стихотворение.
— Нарисовать иллюстрацию, найти осенние приметы и старинное название осенних месяцев.
( коллективное обсуждение и выставление оценок)