Конспект урока по литературному чтению «И. С. Никитин «Русь» 3 класс



Дата: 14.01.2014

Класс: 3

Учитель: Попова М.С.

Тема урока «И. С. Никитин «Русь».

Цель:

1) формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;

2) формировать систему читательских умений, учить сопоставлять произведения одного автора на сходные темы, выделять поэтический мотив.

3) формировать умения работать с ИКТ.

4) развивать у учащихся познавательные способности в области иcтории Отечества, формировать межпредметные связи: с русским языком, окружающим миром, историей, изобразительным искусством.

Оборудование: презентация И.Никитин «Русь», карточки со словами для словарной работы, карточки с четверостишиями – отрывками из стих-ия, портрет писателя, карточки с фразой о важном значении книги и любви к книге, ролик «Мой край», цв.бумага, листы бумаги для работы в группах, клей.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Тема урока

1.Определение темы детьми. Просмотр видео-ролика о России

2. Беседа.

— Как вы считаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

— О чем слова песни этого ролика?

— Почему именно о России?

— Как можно восхвалять Россию? (в стихах, песнях, картинах, рассказах)

3. Доскажи предложения. Слайд 1.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о ….. (России)

— Мы познакомимся со стих-ем ….(«Русь»)

— Подготовимся читать … (стих. выразительно).

— Это значит будем соблюдать …. (паузы, логическое ударение,)

— Выберем нужный … (тон) и (темп чтения)

4. Физминутка «Край родной» (под фонограмму)

III. Работа по теме.

  1. Работа с презентацией. Чтение и анализ текста.

  1. Слайд 2. Краткий рассказ учителя о писателе. Чтение детьми текста на слайде.

  2. Первичное восприятие стих. Чтение стихотворения учителем.

  3. Выбор цвета настроения. Обоснование.

Какие чувства вы испытали? Покажите, пожалуйста, цветом и обоснуйте свой ответ, почему выбрали именно такой?

  1. Слайд 3. Словарная работа.

Шатер, грань, нужда, степь, мурава, слава, поклон, кишит.

  1. Слайд 4 – 10

Чтение стих-ия выразительно (одно четверостишие читают несколько человек для выбора детьми лучшего чтеца, выделения наиболее точной передачи настроения)

  1. Лучший чтец – выбор.

— Свой ответ обоснуйте.

  1. Работа над планом. Слайд 11.

-Что такое план? Что значит составить план?

Слайд 12 – досказать предложения. Слайд 13 – проверка.

Iv. Заключение.

  1. Сам.работа. (2 минуты) Работа над текстом. Разделите текст на части.

  2. Проверка сам.работы.

— О чем говорится в начале стих-ия? (описывается природа)

— В центре стих-ия? (исторические события).

— Как заканчивается стих-ие? (автор прославляет Русь)

Слайд 14 – показ плана.

  1. Работа в группах.

— Давайте поделимся на на 3 группы по рядам. 1 ряд – отвечает за описание природы. 2 ряд – любовь к России, православной родине. 3 ряд – показывает историю Руси. Цель: изобразить цветом свою часть, чтобы остальные смогли понять, о чем вы хотите сказать. На работу 2 мин.

  1. Проверка групповой работы.

1)Работа над 1 частью стих-ия

— Чему посвящена первая часть? Каким цветом вы это изобразили? Почему?

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

— Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

— Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

— Какой образ Руси создаёт поэт?

— Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( » Широка ты, Русь…» )

— Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

— Прочитайте выразительно 1 часть

2) Работа над 2 частью стих-ия

— О чем говорится во 2 части? Какой цвет вы выбрали?

— Какова главная мысль 3 части? Какими красками можно показать эти события? Почему?

-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Богатсво и сила Руси) )

— Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.—Требуют ли ответов эти вопросы? Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.    

3) Работа над 3 частью стих-ия.

  1. -Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? (Утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым. )

  2. Работа в Р.Т. Задание 1, 2.

  3. Проверка задания.

V. Рефлексия урока.

— Мне понравилось на уроке…

— Я понял(а) ….

— Я узнал(а)

— Я научился «рисовать» ….

— Россия для меня — ….

Дом.задание: сформулируйте задание для дом.работы. Запишите, пожалуйста, в дневники.



3


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Л.Н.Толстой «После бала»" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: