Конспект урока по литературному чтению на тему «Спешите делать добрые дела» на основе рассказа Е. Пермяка «Нелюдим»


Урок «Спешите делать добрые дела».


ТЕМА: Добрые слова, добрые дела.

ЦЕЛИ: — Осмысление нравственных понятий и категорий, изучаемых в данной теме: «Любовь».

— Подвести детей к осознанию сути категорий “Добрые слова, добрые дела” и помочь прочувствовать их значимость в духовном мире каждого человека.

— Учить детей определять и ощущать доброту и в словах, и в делах.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
1.Видеоряд.

На доске: Не ищи красоты,

Ищи доброты.

( правило нравственности).


Спешите делать добрые дела.

( А. Яшин).


Добрые слова, добрые дела.

2.Сердечко, прикрепленное справа на доске, на уровне глаз детей.

3.Слева расположен цветок с лепестками категорий: любовь, милосердие, доброта.

4.Для каждого ребёнка приготовлено бумажное «сердечко».

5. Лучики с добрыми словами.


I. Присоединение.

( Дети сидят в ресурсном кругу.)

— Я рада видеть вас, ребята, в этом уютном кабинете, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Желаю вам хорошего настроения, успешной работы…



II. Присоединение к теме.

— Внимательно послушайте рассказ, он поможет вам определить тему нашего урока.

Дети слушают рассказ Е. Пермяка « Нелюдим».

Нелюдим.

Мария Ивановна долго болела. Все ученики навешали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Ока подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый лень приходил к се старенькой маме и приносил по два ведра волы и по две охапки дров.

Каждый заботится, как умеет. Разве это плохо? (По Е. Пермяку.)

( Пауза…).

— Кому понравился рассказ, поднимите руку.

— Каким образом проявляли заботу дети? А Вася?

-Как можно назвать заботу об учительнице?

— Можно ли здесь ставить вопрос: кто лучше заботился?

( Каждый заботится, как умеет).


— Вы сами определили тему нашего урока.

( Дети открывают заранее написанную на доске тему).

Добрые слова, добрые дела.

III. Основная часть.

— Сегодня расцветает еще один лепесток нашего цветка — доброта.

( Ученик подходит к доске и открывает лепесток).

— Прочитайте на доске предложение.

« Не ищи красоты, ищи доброты».

— Как вы это понимаете?

( Выслушиваются ответы детей).

Вывод: Мы уже читали это правило нравственности в разделе « Вера».

Свежие документы:  «Образ женщины в русской литературе» 8 Класс

Его вывели наши предки и добавляли «свет не без добрых людей». Они были уверены, что доброта, как и милосердие, происходит от сердца, от любви.

( На доске появляется сердечко).

— Доброта означает природную склонность человека к добру, добросердечию.

В русском языке очень много добрых слов и выражений.

Слово: как молодое дерево весной получает живительный сок, так и каждый человек от рождения получает живительную силу любви через слово. Слово наполняет душу человека светом, видит и слышит слово Золотое сердечко.

Золотое сердечко у доброго человека.

Слово соединяет добрые дела. Как солнечные лучи согревают все вокруг, так и доброе дело живет в сердце каждого человека. Если человек слышит доброе слово и совершает доброе дело, родничок в его душе бьется все сильнее и приносит радость всем близким.

Некоторые добрые слова даже начинаются со слова «добро».

— Как мы говорим, встречая гостей или друзей?

( «Добро пожаловать»! Дети прикрепляют лучики с добрыми словами на доску, к сердечку).

— Как говорим, провожая гостей?

(«Доброго пути»!)

— Как мы называем человека, который желает всем добра?

(Доброжелательный).

— Человека, на которого можно положиться?

( Добропорядочный).

— Старательного мы назовем…

( Добросовестный).

— Незлопамятного?

( Добродушный).

— А сколько добра в привычном слове «благодарю»!

— К кому мы обращаемся так?

( Мы обращаемся к тому, кто сделал нам добро, принес пользу).

— Благодарю – значит, взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро. Вы без труда раскроете секрет таких добрых слов: « дружелюбный, благодушный, здравствуйте. Узнайте и другие слова. Умейте сказать их во время.

— Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

( Выслушиваются ответы детей).

— Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастает добрый плод.

— Что мы чувствуем от добрых слов?

( Как в сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание).

Вывод: Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце.

Физминутка.

— В своих письмах к сыну Л.Н.Толстой писал: « Советую тебе мой милый мальчик, с нынешнего дня и до смерти учиться из всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми. Это не совсем легко, этому надо учиться, так же, как учиться писать и играть на скрипке. Только тем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И, главное, ни от какой науки нет такой радости, сколько от этой. И все вокруг тебя все больше и больше любят. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым! Жизнь дана на добрые дела!»

Свежие документы:  Сочинение по теме: "Образ Обломова"

— Послушайте притчу о добром самарянине.

( Дети слушают притчу).

— Рассказ о самарянине знает весь мир. Он стал примером доброты и сердечного отношения к любому нуждающемуся, которого мы можем встретить на своем жизненном пути. Для доброго дела всегда есть время и место, нужно только не остывать сердцем и не лениться душой, помнить, что жизнь дана на добрые дела. Послушайте рассказы. Можно ли назвать дела добрыми? Почему? Читаю рассказ «Кладинка», беседуем по нему.

Кладинка.

Идут утром Егорка с мамой. Прошли свою улицу. А тут канавка, грязь. Кое-как перепрыгнули. Мама туфли очищает, а Егорка смотрит, как переходят канаву два школьника, девочка и бабушка.

На другой день Егорка взял небольшую доску. Мама стала его ругать, но Егорка упорно тащил доску с собой.

Дошли до канавы. Егорка положил дощечку, перешел по ней и маму позвал. Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит.

Двинулись дальше. А за ними два школьника, девочка и бабушка. (по Д. Славковичу.)

( Выслушиваю высказывания детей).

-Как вы относитесь к поступку мальчика?

— Что такое кладинка?

Читаю рассказ « Шар в окошке».

Шар в окошке.

Коля заболел, лежит в постели. Никто к нему не приходит: заразиться можно.

Лежит Коля, гладит в окно. А что с третьего этажа можно увидеть лёжа? Только небо.

Вдруг видит Коля: к окну поднялся красный шарик. Постоял, стал прыгать вверх-вниз. Что такое?

Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит и представляет, как Миша за верёвочку дёргает. Рядом Катя стоит и смеётся.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят! (По А. Митте.)

Что случилось с Колей?

Почему его никто не навещал?

Какое настроение было у Коли?

— Каким способом Колины друзья показали, что они помнят о нём, сочувствуют ему?

— Как изменилось Колино настроение? Почему?

— Можно ли назвать поступок ребят добрым делом?

( Выслушиваются ответы).

IV. АФО. Работа в четвертках. «Добрые дела».

ЗАДАНИЕ: Учащимся предлагается выбрать и подчеркнуть 5 добрых дел:

Думать о родителях;

Утешить плачущую сестренку;

Радоваться неудаче ближнего;

Подать милостыню;

Стремиться быть богатым человеком;

Помогать ближним;

Завидовать;

Познавать истоки родной земли.


1.Подготовительный этап.

2.Индивидуальный этап (5 минут).

3.Обсуждение в классе.

4.Экспертная оценка.

5.Рефлексия.

( Можно предложить ученикам оценить уровень общения в группе с помощью методики неоконченного предложения:

Свежие документы:  Конспект урока по внеклассному чтению во 2 классе «Как медведь и бурундук дружить перестали»

Общение в группе было______________________________

Я чувствовал себя___________________________________

Мне понравилось общаться с_________________________

V. Обобщение.

Вот для тебя – и доброты река,

И дерево надежды у порога,

И озаренья светлая дорога,

И вдохновенья чистая строка.

Все для тебя – строка, дорога, свет!

Лишь делай добрые дела

Родной наш человек!

-Эти сердечки ваши добрые дела, которые вы сделали или сделаете, став взрослыми. « Спешите делать добрые дела», так писал А. Яшин, наш вологодский поэт.

( Дети прикрепляют «сердечки» на большое «сердце», называя свои добрые дела).

— Дорогие гости! Ребята своими руками изготовили для вас сувениры на память о нашей встрече. Пусть эти обереги приносят вам счастье и удачу, хранят вас, пусть на вашем пути встречаются только добрые люди.

Звучит отрывок из песни « Твори добро», слова и музыка А. Медведева.

Дети дарят сувениры гостям.

Ребята встают полукругом у доски.

— Пусть для всех нас с вами будет всегда главным уроком, урок — доброты.

Дети исполняют «Песню о доброте».

«Песня о доброте».

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты,

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.

Припев: Зимой запоют ветра,

Весной зашумит вода.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра.

Пусть не ставят нам в жизни отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши

И тогда на морозе щемящее запахнет весной

И тогда на земле станет больше улыбкой одной.

Припев: тот же.

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя

И до цели, конечно, помогут добраться друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты

Пусть всегда будет главным уроком, урок – доброты.

Припев: тот же.

8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: