ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
учитель начальных классов Конторович Е.Ю.
Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме.
Цели урока:
Познакомить детей с новыми произведениями А.А Фета, А.С. Пушкина и С.А.Есенина “Берёза”.
Поразмыслить над красотой зимней природы.
Попытаться сравнить произведения разных поэтов.
Познакомиться с творчеством С. Есенина,
Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к окружающему миру.
Оборудование:
мультимедиа проектор,
экран,
персональный компьютер с программой Power Point,
презентационное сопровождение урока.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет — биография | https://taina.aib.ru/biography/afanasij-fet.htm |
Сергей Александрович Есенин | https://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/silverage/esenin/ |
Фет Афанасий Афанасьевич в молодые годы.jpg | https://www.persons-info.com/content.php?&pg=3&litera=Ф&type=3 |
Детский рисунок зимы | |
Рисунок | |
Окрестности | |
Константиново — село в Рыбновском районе… | |
1909 г. село Константиново | |
Берёза белая — Betula alba L | |
Белая берёза | |
Лекарство из берёзы | |
Лекарственные формы. | |
Берёзовый гриб чага наросты, пачка 50г | |
Берёзы повислой листья (Betula pendula) — 319,5 мг (17,75. | |
Projects. деготь берёзовый. | |
Берёза творит чудеса | |
Берёза |
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Плещеева А.Н. по желанию (наизусть).
Изучение нового материала
Вид экрана: (слайд 2) (сообщение темы урока)
Вид экрана: (слайд 3)
— Посмотрите, пожалуйста, на экран, на эти рисунки. Что в них изображено? Чем они нарисованы? (красками, кистью.)
— А теперь внимательно послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета Вид экрана: (слайд 4)
“Чудная картина”: (Читает учитель)
Дети следят по учебнику.
а) Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зимней ночи) Какие картины зимней природы вы представили? Обратите внимание на иллюстрацию к рисунку. (Кругом белый снег, белая равнина, полная, круглая луна, сверкающий снег и бег одиноких саней).
— Какие слова автор использовал больше? (Существительные, прилагательные)
Вид экрана: (слайд 4)
б) А теперь прочитаем стихотворение А.С Пушкина (читают подготовленные ученики, 1 — 2 уч.).
— У него есть слова, обозначающие, указывающие на действия — прочитать их.
(Север дунул, завыл; зима пришла, рассыпалась, повисла, сровняла землю; блеснул мороз и т.д.)
— Оба поэта изображали зимнюю природу, но каждый по — своему.
Вид экрана: (слайд 5)
Физ. минутка.
Вид экрана: (слайд 6)
— Теперь послушайте о третьем поэте, С.А Есенине, о великом русском поэте. Родиной поэта является старинное село Константиново в центре России. Оно расположено среди полей, лесов. На высоком берегу реки Оки. Есенин родился 2 сентября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание зажиточному деду со стороны матери. У него ещё было 3 взрослых своих сына. Они учили маленького Серёжу плавать, ездить на лошади, брали на охоту с раннего детства, поэтому мальчик рос озорным драчуном, всегда ходил в царапинах.
Вид экрана: (слайд 7)
Стихи начал писать с девяти лет. Сергей Александрович Есенин никогда не забывал свой родной край, отчий дом. “Малая родина” — родные места всегда вдохновляли его к стихам. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви.
Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
Вид экрана: (слайд 8)
Отгадайте загадку:
В белом сарафане — встала на поляне
Вид экрана: (слайд 9)
А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина “Берёза”
Действие учителя: читает
Действие детей: следят
8. Вопросы после чтения:
— Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зиме, о берёзе)
— Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя берёза? (Белая берёза принакрылась снегом, точно серебром – серебряная.)
— Какой берёза видна утром? (Серебряная)
— А вечером на заре? (Горят снежинки в голубом огне) (выборочное чтение.)
— Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые — желтые).
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
— А теперь вы заметили, что краски могут быть переданы словами.
Найдите и прочтите строчки, где говорится о цвете (белая берёза, снег, точно серебро, кисти белой бахромой, огонь золотой).
— А иней как описывается? (С новым серебром сравнивается).
— Как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит — потому что заря наступает медленно.)
Вид экрана: (слайд 10) Физ. минутка
— А теперь самостоятельно, вполголоса прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика читают стихотворение полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по “цепочке”).
— Ребята, мы сегодня прочитали 3 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем? (У А.А. Фета — много слов, обозначающих предметы).
У А.С. Пушкина больше глаголов. У С.А. Есенина много эпитетов, сравнений, слов, обозначающих признаки предметов.
— Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение.)
Вид экрана: (слайд 11)
Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина “Береза” наизусть.
Воспитательный момент.
Вид экрана: (слайд 11)
Вид экрана: (слайд 9) (Берёза)
— А теперь прослушайте о пользе, защите и охране берёзы.
Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России.
В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза дает и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для приготовления красок и черни. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры — бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.
В конце февраля — начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.
Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 — 25 метров. Жить может до 300 лет.
— Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.
Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну — воин — спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицине.)
Вид экрана: (слайд 8)
Вид экрана: (слайд 9)
Вид экрана: (слайд 12)
“На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка —
Символ Родины моей”.
— Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу.
Вид экрана: (слайд 13)
— Спасибо за внимание. Урок окончен.