Конспект урока по литературному чтению.
П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Цель: продолжить работу над сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Учить детей проникать в глубину авторского замысла произведения, понимать его суть.
Развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение, прививать любовь к чтению.
Орг.момент.
Сообщение темы урока:
Ребята, сегодня мы продолжаем работать над произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце».
— К какому литературному жанру относится это произведение? (Сказ).
Сказ – устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу.
Бажов своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах показана жизнь и работа уральских мастеров, гранильщиков, камнерезов, старателей.
Сравнение сказки и сказов.
Сказ | |
— Есть традиционный зачин | — Зачина нет |
— Нет образа рассказчика | — Есть образ рассказчика |
— Волшебные герои или добрые, или злые | — Нет деления на добрых и злых. |
— Чтобы произошло волшебство, надо герою произнести заклинание | — Волшебная сила присуща героям изначально |
— Не имеют реальной основы | — Есть реальная основа |
Главное в сказах – это философская направленность: не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебе грозит беда.
Проверка домашнего задания.
Появляется Даренка.
— Здравствуйте, дети! Узнали меня?
— Как меня зовут?
— А кто у меня в корзинке?
— А какой вы представляли Даренку?
— Как о ней говорит автор?
— Каким показался Кокованя?( найдите в тексте)
— Что можно сказать о семье в которой жила Даренка?
— Почему Даренка согласилась пойти жить к Коковане?
— Что необычного в Серебряном копытце?
— Как говорится о нем в сказе? (Выставка рисунков)
— Почему Кокованя решил взять Даренку с собой в лес?
(Правильные ответы отмечаются «малахитами»)
Чтение по ролям отрывка с.48 « Так и стали жить вместе….» до с.50 « Как зима в полную силу вошла…»
Итог.
Работа над новым материалом.
Сейчас мы с вами продолжим чтение сказа.
После чтения вы должны ответить на вопрос:
— Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Чтение детьми и учителем.
Сл.работа . Балаган – временное строение, сарай, жилище для ремесла и для промыслов.
Вопросы во время чтения:
— Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо?
— Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?
— Почему же произошло все-таки чудо с Даренкой и Кокованей?
-Почему же Даренка не разрешила Коковане собрать все камни?
— Какую роль Павел Бажов отвел Муренке?
Заключение
— Зачем Павел Бажов написал этот сказ?
— Чему учит этот сказ?
— Главная мысль этого произведения?
Выбрать пословицу и записать в тетрадь.
-Ласковое слово — лучше мягкого пирога.
— Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.
— Кто доброе творит, тому зло не вредит.
А кто из вас видел малахит, хризолит? (Показ слайдов)
Итог
— Что понравилось?
-Что было интересно?
Сказы Бажова не похожи на ранее слышанные и прочитанные сказки.
События, происходящие в них, были чудесны и необычны и походили на правду.
И я надеюсь, что герои сказов Павла Бажова стали вам ближе и роднее.