Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: «По дорогам сказки»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Емелькинская средняя общеобразовательная школа»


Аксубаевского района Республики Татарстан













Конспект урока



по литературному чтению в 3 классе




«По дорогам сказки»









Подготовила:

учитель начальных классов

Елисеева Антонида Петровна



— 2011 —


Тема: По дорогам сказки.


Цель урока: 1) Развивать наблюдательность, логическое

мышление, связную речь, переключаемости

внимания, умения анализировать, обобщать;

2) Формировать потребности постоянного чтения книг,

обогащать читательский опыт учащихся;

3) Воспитывать у детей интерес к чтению, умение работать

дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи;


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.


Вид урока: Урок-путешествие.


Форма: Групповая, индивидуальная.


Оборудование: — книжки-сказки;

  • предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка,

мешок, ведра, метла.

  • наглядный материал с изображением героев народных

сказок;

  • таблицы с названиями сказок;

  • маски петуха, мышонка, снегурочки;

  • тест;

  • русские народные сказки;





Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели.

3.Вступительное слово учителя.

-Ребята, сегодня разговор пойдет о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остается такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остается с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.

— Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, подготовили иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки?

Бытовые. (Это сказки про зверей. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.)

Волшебные. ( Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара).

Есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. (Они тоже относятся к бытовым сказкам.)

Литературные сказки. ( Это те, которые сочинили и написали писатели).


У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства … Чему же учит нас сказка?

-Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.


Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.

Кто не верит- пусть поверит

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери

Приглашаю всех ребят!


-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковер-самолет. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковер, мы отправляемся в путешествие. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер-самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. 1-ая станция, на которую мы прилетели называется «Загадочная».

Станция « Загадочная» ( выходит ученица )

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар, и мал

От нее не задремал.


Аленушка: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси – лебеди».) В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете.Ответьте мне, чьи это вещи? Топор( русская народная сказка «Каша из топора»), яблоко (русская народная сказка « Гуси-лебеди»), кувшин (русская народная сказка « Лиса и журавль»), стрела (русская народная сказка

«Царевна-лягушка»).

А еще у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

1)Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

— Ох, никак не вытянуть

-Ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд

Кто засел так крепко?

Может это … ( Репка ).

2)Спасите. Нас съел серый волк. ( Козлята).

3)«Дороже денег, дороже добра три совета» (Старик .Татарская сказка «Три совета отца»).

4)Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим-сим откройся).


Учитель: Мы летим дальше. И Аленушку мы берем с собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется «Ты — мне, я – тебе».

Сегодня наши ребята выступают в роли героев русских народных сказок. И вы хотите загадать загадки про свои сказки.

(Ребята по одному выходят к доске и загадывают загадки).

Иванушка. Я – Иванушка из сказки «Гуси – лебеди».Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь, барсук, заяц).

Лиса. Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка –сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В озеро, в реку, в пруд).

Мороз – Синий нос. Я – Мороз – Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза» .Кого я морозил? ( Барина, мужика, старика).

Падчерица. Я – падчерица из сказки « Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? ( Мешок, ларец, сундук).

Лиса. Я – Лисичка из сказки « Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной, овсяной, гречневой).

Кот. Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса».Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? ( На балалайке, на дудочке, на гуслях).

Снегурочка. Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? ( Снегу, граду, дождю ).

Учитель: На ковре – самолете мы летим дальше. Следующая станция называется «Снегурочка». Отгадайте загадку:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет, бедняжка.

(Снегурочка).

-Кто отгадал, какая это сказка. (Русская сказка « Снегурочка»).

Инсценировка сказки « Снегурочка».

Ученица. Мы расскажем сказку вместе,

Жили-были дед и бабушка вдвоем.

Вот однажды на озябший на лужок

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

(Катают ком, лепят).

Ученик. Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови черным угольком.

Натирали щеки докрасна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло – голубых.

Вдруг красавица взглянула, ожила,

Тонкой бровью удивленно повела…

(Вырастает Снегурочка.)


Снегурочка.(ученица) Я зимою, я зимою рождена. Я из снега, я из снега создана.

Мои косы из пушинок из седых, а глаза мои – из льдинок голубых.

Дед. (ученик.) Не одни теперь на свете мы живем.

Дочку ласково Снегурочкой зовем.

Баба.(ученица.) Ты расти, расти, Снегурочка, в добрый час.

Будь послушной дочкой, ласковой у нас.

Ученик. Вот живут теперь они уже втроем,

Но и мы заглянем с вами в этот дом.

Вот наш дедушка все трудится, все шьет

И бабуся от него не отстает.

Ученица. А Снегурочка все убрала, подмела, взяла ведра – за водицею пошла.

(Снегурочка выходит.)

Дед. (ученик) Ты, бабуся, дочку позови: сделал я для дочки чудо – сапожки.

Баба. (ученица.)Я сейчас ее покличу, дед, постой,

Побежала наша дочка за водой.

Эй! Снегурочка, домой беги, на обновку, на сапожки погляди.

Снегурочка.(ученица.) Вот спасибо я сердечное скажу.

За добро я вас всегда благодарю.

Ученик. Но пришли с весною солнечные дни,

А Снегурочка под березою в тени.

Ученица. Песню ласково березонька поет. Собираются подружки в хоровод.

( Песня «А я по лугу» )

Ученица. Наплясались. Погулять пошли гурьбой

И Снегурочку решили взять с собой.

Через садик, через поле в лес пришли.

Там костер из тонких веток развели.

Ученик. Вот задумали они в игру играть: через пламя захотелось им скакать.

( Прыгают через костер.)

Ловко прыгнула подруженька одна и другая перепрыгнула тогда.

Подружка.(Ученица.) Ты боишься что ли прыгать? Говори!

Снегурочка.(Ученица) Не боюсь я посмотрите. Раз, два, три.(Прыгает.)

Ученик. Вот подпрыгнула Снегурочка моя

И растаяла, исчезла навсегда.

Над костром остался чуть заметный след.

И Снегурочки на свете больше нет.

Учитель. Назовите главную причину исчезновение Снегурочки.

— Она растаяла.

Учитель. Мы летим дальше. 4 – ая станция называется « Что за прелесть эти

сказки?» Кто написал эти строки? (А. С. Пушкин.)

-А теперь у нас конкурс « Кто больше знает сказок А. С. Пушкина».

-Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

-Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне лебеди.

-Сказка о рыбаке и рыбке.

-Сказка о золотом петушке.

-Сказка о попе и работнике его Балде.

Учитель. Ребята, очень давно, очень давние времена, великий русский поэт А.С. Пушкин, оказывается был в городе Казани. Казань – столица Татарстана, очень красивый и современный город. Некоторые из вас даже побывали в этом городе. А.С.Пушкин провел в Казани несколько дней, он знакомился с городом, встречался со стариками, с известными писателями того времени. Объезжал окрестности города, был на реке Казанке. Также он осмотрел Кремль, обошел вокруг стен. Все записывал, что увидел, что услышал и остался очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.

Учитель. Мы летим дальше, читайте название следующей станции.

Горька работа да хлеб сладок.

Что это? К какому жанру устного народного творчества входит?

Пословица.

-К какой известной русской народной сказке подходит эта пословица?

Колосок.

Инсценировка сказки «Колосок».

Ведущий. (ученик.)Жили – были два мышонка.

Можете на них взгянуть (показывает).

Одного из них звать Вертем,

У другого кличка – Круть.

С ним жил и петушок, золотистый гребешок.

Мыши целый день играли, пели песни и плясали.

Круть и Верть.(две ученицы)Как прекрасно мы живем, мы живем, мы живем.

Дружно пляшем и поем, и поем, и поем.

Ведущий.( ученик) А прилежный петушок, золотистый гребешок

Рано утром просыпался, за работу принимался.

Петух.(ученик, слова сопровождаются действиями)

Надо мне в избе убрать,

Застелить свою кровать.

После веник принести,

Чисто дворик подмести.

Ведущий.(ученик) Подметал двор петушок,

И нашел там колосок.

Петух.(ученик) Круть и Верть сюда бегите,

Что нашел я, поглядите! (показывает).

Это мне за труд награда.

Круть и Верть (хором).Обмолотить его бы надо.

Петух (ученик) Конечно! Только колосок кто обмолотит нам?

Круть.(ученица)Не я!

Верть.(ученица) И чур не я!

Петух. ( ученик) Тогда обмолочу я сам. (Уходит с колоском.)

Ведущий.(ученик) Петушок молотит колосок, а мышата бегают: прыг, скок.

Круть и Верть. (хором)Как прекрасно мы живем, мы живем, мы живем.

Дружно пляшем и поем ,и поем, и поем.

Петух.(возвращается с мешком в руках).

Подойдите ко мне ближе, Круть и Верть,

Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько было сил.

Гляньте, сколько я зерна намолотил!

Круть и Верть (хором)Чтоб состряпать пироги, надо намолоть муки.

Петух.(ученик) Кто ж на мельницу пойдет? Муки намелет принесет?

Круть. Чур не я!

Верть. И чур не я!

Петух.(ученик) Снова очередь моя! (Уходит молоть)

Ведущий. (ученик) Взвалил на плечи он мешок, на мельницу сам поволок.

А мышата бегают, резвятся, топают ногами, веселятся.

Круть и Верть (хором).Как прекрасно мы живем, мы живем, мы живем. Дружно пляшем и поем, и поем, и поем.

Петух(возвращается с мешком муки).

Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть. Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько только мог. И муки нам намолол большой мешок.

Круть и Верть (хором) А теперь из смолотой муки надо бы испечь нам пироги.

Петух.(ученик) Я хочу, мышата, вас спросить: кто же тесто будет нам месить?

Круть.(ученица) Чур не я!

Верть.(ученица) И чур не я!

Петух. Снова очередь моя! (Начинает месить тесто.)

Ведущий.(ученик) Замесил петушок тесто, огонь в печи разжег,

Все дрова сложил на место и пирог в печи испек.

За стол уселся петушок,

А Круть и Верть уж тут как тут.

Круть (ученица) Поесть нам было б хорошо!

Верть(ученица) Сейчас пирог нам подадут!

Петух (ученик) Подождите, подождите, вы сначала мне скажите:

Кто с утра нам двор подмел? Колосок кто там нашел?

Круть. Ты с утра нам двор подмел.

Верть. Колосок ты там нашел.

Петушок.(ученик ) Кто его обмолотил? Кто на мельницу носил?

Круть. Ты его обмолотил. Верть. Ты на мельницу носил.

Петух (ученик) Кто же тесто нам месил? Кто же нам дрова носил?

Круть. Ты нам тесто замесил.

Верть.И дрова нам ты носил.

Петух. Кто в печи огонь разжег? Кто пирог в ней испек?

Круть. Ты в печи огонь разжег.

Верть.И пирог в ней ты испек.

Петух. Ну, а вы чем занимались? Вы помочь мне хоть старались?

Что молчите? Да иль нет?

Ведущий.(ученик) Что мышам сказать в ответ?

Из – за столика со вздохом стали мыши вылезать.

Петух. Вы поступили очень плохо, я вас не буду угощать!

Ведущий.(ученик) Мораль этой сказки довольно ясна.

Нельзя быть лентяем внушает она.

Вместе. Ведь если не будем мы честно трудиться

То хлеба никак тогда нам не добиться!


Учитель. Ребята, мы летим дальше. Следующая станция называется «Сказочный

аукцион». Я читаю отрывки из разных сказок, вы должны будете назвать сказку.

1) Как называется сказка, главный герой которой маленький, маленький мальчик? (« Мальчик с пальчик» )

2) Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

( Г.- Х. Андерсен, « Дюймовочка» .)

  1. Что потеряла Золушка?

( Хрустальный башмачок.Сказка Ш.Перро « Золушка».)

4) Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

( «По — щучьему велению». Русская народная сказка.)

5) Позовите Сивку-бурку.

(«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной,

как лист перед травой!»)

6) Какие три желания исполнила лягушка?

(Хлеб испекла, ковёр вышила, сама явилась.)

7) Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

8) Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и

приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации

неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её

выручил? ( Комар. К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха».)

9) Какие цветы собирала падчерица в сказке о 12 месяцах?

( Подснежники. С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

10) Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам

Елены – царевны.

(«Сивка – бурка». Русская народная сказка.)

11) Аппарат, на котором Баба – Яга совершает полёты?

( Ступа)

Учитель. Ребята, я слышу, что меня кто – то зовет. Кажется, это волшебная

яблонька. ( Подходит к изображению яблони ,прислушивается)Это яблонька

шепчет. Она хочет угостить вас своими молодильными яблочками. Для этого ее

нужно потрясти над волшебным коробом.(Трясет над коробом, в нее заранее

положены яблоки.) Яблочки посыпались! Спасибо тебе, яблонька! (Раздает

детям яблоки.)

Учитель. Подошло к концу наше веселое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: « Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался…» Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Аленушка. До свидания, мы с тобой

еще встретимся в сказках. (К детям).Дети, становитесь на ковер, закрывайте

глаза. Мы возвращаемся. Ковер – самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими

лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземляемся. Открывайте глаза,

мы снова дома. Но нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершите со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас мы дарим книги сказок.


А теперь выполняем тест по сказкам. (Учащиеся работают).


Вопросы:

1.Что Рукодельница уронила в колодец?

а) кольцо

б) веретено

с) ведерко

2.Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) курицу с цыплятами

б) Круть и Верть

с) хозяйку

3.Что подарил месяц апрель Падчерице?

а) колечко

б) машину

с) платье

4.Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) аленький цветочек;

б) тюльпан;

с) ромашку.

5.Кто разрушил теремок?

а) слон;

б) медведь;

с) муравей.

Итог урока.

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Для кого трудным был урок?

-Что вам особенно понравилось?

Оценка за активное участие на уроке и отметки всем учащимся.

Домашнее задание.

-Продолжить чтение русских народных сказок и литературных сказок.

-Продолжить чтение сказок зарубежных писателей.






















Список использованной литературы

  1. Антонова В. А. Путешествие в Страну сказок ∕ ∕ Начальная школа . — №5, 2003.

  2. Медведева И. Н. У сказки тихий голосок ∕ ∕ Начальная школа. — № 7, 2001.

  3. Шилова С. Н. По дорогам сказки ∕ ∕ Начальная школа. — №3, 1994.

  4. Игра «Кто хочет стать сказочником?» ∕ ∕ Педсовет. — №9, 2002.



Свежие документы:  Сочинение на тему "Сочинение о мышлении"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: