Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Устное народное творчество. Былины и сказки. Обобщение»





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 810









Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе по теме

«Устное народное творчество.

Былины и сказки. Обобщение»










подготовила

учитель начальных классов

Противень Валентина Степановна









г. Москва

2012

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА



Учебные

  1. Обобщение знаний детей по разделу.

  2. Формирование умения работать с текстом, понимать смысл прочитанного, уметь отвечать на поставленные вопросы.


Развивающие

  1. Развитие кругозора.

  2. Развитие интереса к предмету.

Воспитательные

  1. Формирование на доступном уровне навыков взаимодействия и взаимопомощи.

  2. Развитие свободы высказывания своей точки зрения.

  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к урокам литературного чтения.

  4. Воспитание патриотического чувства к Родине, гордости за свой народ.


Оборудование.

  1. Для учителя: конспект урока; книги со сказками и былинами; презентации «Изделия мастеров народных промыслов», «Колобок»; предметы, выполненные мастерами народных промыслов;

  2. Для учащихся: учебник «Родная речь» 4 класс 1 часть

(Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий).











ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Орг. момент.


— Начинаем наш урок. Надеюсь, что мы хорошо поработаем, будем внимательны к вопросам учителя и ответам одноклассников.

Проверка наличия учебных принадлежностей.

II. Актуализация знаний.

Вопросы учащимся.

— Что такое устное народное творчество?

— Письменное или устное творчество появилось раньше? Почему?

— Какие жанры устного народного творчества, ребята, вы знаете?


Ответы на вопросы учителя.


(Пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки, скороговорки, песни, частушки, небылицы, жития, былины, сказки.)


III. Самоопределение к деятельности.

Выходят несколько учеников в русских костюмах.

1-ый ученик:

— Л.Н. Толстой говорил «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни и торжественные былины, говорившиеся под звон струн о славных подвигах богатырей, защитников Земли».

2-ой ученик:

— Устное народное творчество является источником вдохновения многих выдающихся людей: писателей и поэтов, художников и композиторов, мастеров прикладного творчества.

3-ий ученик:

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

— Да. Мы вспомним то, о чём читали, обобщим наши знания по разделу «Устное народное творчество». (Тема записывается на доске.)



Подготовленные ученики в национальных русских костюмах выступают перед классом.

IV. Работа по теме урока.


— «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Бой на Калиновом мосту», «Добрыня и Змей». Вам знакомы эти произведения? К какому жанру народного творчества они относятся?

(К былинам.)

— Что такое былина?

— Может, кто-то вспомнит, как ещё называли былину в народе?

(Её в народе ещё называли старина.)

— Какие отличительные черты былины вы можете назвать?



— Вспомним зачин былины «Ильины три поездочки.» ( Хорошо подготовленные ученики читают наизусть зачин из былины.)

— Сбылось ли предсказание, прочитанное Ильёй Муромцем на камне?

(Нет. Он одолел врагов земли русской.)

— Вы вспомнили о напевности былин. Под звуки какого инструмента они исполнялись на Руси?

— Мы услышим сейчас этот инструмент.

(Ученица класса играет на гуслях.)

— Понравилось вам, ребята? Мы как будто перенеслись во времена древней Руси.

— А сейчас прозвучит другой народный музыкальный инструмент. Назовите его. (В русском народном костюме выходит учащийся с балалайкой.)

— Какие произведения исполнялись под балалайку? (Песни, потешки, частушки.)



Учащиеся отвечают на вопросы и слушают звучание народных инструментов.


— Былина — песня о героических подвигах богатырей.



— Былинный зачин, повторы, возможное отсутствие рифмы, сказание о героическом подвиге богатыря, подробность повествования, напевность, неспешность.






— Былины на Руси исполнялись под звуки гуслей – русского народного инструмента.







Учащийся музыкальной школы исполняет произведение на балалайке.

V. Физкультминутка.

Учитель использует либо стихотворные физкультминутки, либо презентацию «Колобок» (см. список использованных интернет-ресурсов).

Встали дружно,

Раз, два, три.

Мы теперь — богатыри.

Мы ладонь к бровям приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошки.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.




Учащиеся проводят динамическую паузу.

VI. Работа по теме.


— Какие произведения устного народного творчества близки к былинам?

(Сказки).

— Что в них общего?

(Зачин, троекратный повтор, концовка).

— А чем отличаются?

( Былина основывается по своему содержанию на реальных событиях и людях, а сказка – на выдумке, в которой содержится мечта народа о счастье и справедливости.)

— Нет, русские сказки не лгали

Про Кощееву смерть,

Про ковёр-самолёт.

Нет, не праздные люди, те сказки

слагали,

А провидцы, в чьих замыслах

правда живёт.

 


— Давайте поиграем и выясним, насколько хорошо вы знаете русские народные сказки.

(Игру проводят заранее подготовленные ученики.)


Викторина по сказкам.

1. Какими словами начинаются русские народные сказки?

2. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества?

3. Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок?

4.Какое самое популярное число в русских народных сказках?

5. Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка?

6. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел.


7. Яблоки, дающие молодость?


8. Без какого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?

9. В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?

— Молодцы! Со всеми вопросами справились.

— Устное народное творчество давно связано с народным прикладным искусством. Можете ли вы сказать, каким образом осуществляется эта связь? (Если ученики не могут сразу ответить на этот вопрос, то учитель переходит к просмотру предметов, выполненных мастерами народных промыслов, а затем вновь возвращается к поставленному вопросу.)


— Давайте рассмотрим предметы, выполненные мастерами различных промыслов.







— Как вы думаете, почему авторы нашего учебника предложили для чтения произведения устного творчества русского народа?

— Устное народное творчество – это часть народной культуры. Народная культура, народные традиции помогают нам почувствовать дыхание жизни наших предков.

— А вы – продолжатели этих традиций.

Знание истории и культуры своего народа рождает глубокую любовь к своей Родине.

— Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова о родине.

Георгий Ладонщиков

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.





























Учащиеся отвечают на вопросы ведущих.

Ответ: «Жили-были…» «В некотором царстве, в некотором государстве…».


Ответ: гусли.



Ответ: батюшка.



Ответ: три.


Ответ: конь.



Ответ: барину — голову, барыне — гузку, сыновьям — ножки, крылышки — дочерям, а себе — все туловище.

Ответ: молодильные.


Ответ: без крупы.




Ответ: кувшин.








— Мастера народных промыслов изображали былинные сюжеты, сказочных героев на тех предметах, которые они изготавливали.




Учащиеся рассматривают изделия и фотографии с предметами народных промыслов, определяют принадлежность к промыслу и соотносят с произведениями устного народного творчества.



Ученики предлагают варианты ответов.













Стихотворение читает ученик класса.

VII. Рефлексия.

Итог урока.

— Наступило время подвести итог.

О чём шла речь на уроке?

-Кто узнал для себя что-то новое?

Что именно?

— Обратите внимание на выставку книг, которые вы можете взять для дополнительного чтения.

Учитель выставляет отметки за выполнение д/з и работу на уроке.


VIII. Домашнее задание.

Подготовить по выбору пересказ эпизода былины либо русской народной сказки.

— Я предлагаю вам ещё один вариант домашнего задания – презентация по теме урока.










Список использованной литературы и интернет-ресурсов:



https://fizkultira.ucoz.com/_ld/2/217_Kolobok_zarjadk.zip

https://www.rusedu.ru/detail_22110.html

https://festival.1september.ru/articles/595228/

https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/

https://copy.yandex.net/









Свежие документы:  Сочинение на тему: «КНИГА ЖЕНСКОЙ ДУШИ…» (по лирике А. Ахматовой)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: