Конспект урока по литературному чтению «В. Осеева «Хорошее»»


Тема урока: В. Осеева «Хорошее»


ЦЕЛИ:

  • знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

  • развитие навыков правильного и осознанного чтения;

  • давать правильную характеристику героя на основе

его намерений и поступков

  • развитие умения оценивать свою работу

  • воспитание нравственных качеств личности ребенка:

честности и чувства ответственности за свои поступ-

ки, доброго отношения к людям



ХОД УРОКА:


I Орг. момент


II Постановка целей урока


— Сегодня на уроке мы обсудим проблемы, которые поднимают писатели в своих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.


III Проверка дом.задания


  1. Разминка речевого аппарата

— — На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат.


Три сестрицы тараторки

Тараторили на горке


— Найдите название рассказа. ( «На горке»)


Гимнастика для улучшения слуха.


  • Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми

  • Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

  • Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.


2. Работа с текстом

-Восстановите последовательность действий детей в рассказе.

— Перескажите текст по картинному плану.

— Разыграйте недостающий эпизод рассказа. (дом.задание)


3. Работа с пословицами

— Выберите пословицу, подходящую к рассказу


  • Поспешишь – людей насмешишь.


  • Ум хорошо, а два – лучше.


  • Умел ошибиться, сумей и поправиться.


ДОСТИЖЕНИЕ 1


  1. Н. Носов замечательный писатель. Он написал огромное количество книг о детях и про детей. Отгадайте названия рассказов по отрывкам.


Викторина по произведениям Н. Носова (Слайды)

ДОСТИЖЕНИЯ 2



IV Изучение нового материала


  1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой


— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом В. А. Осеевой. Ребята расскажут о её творчестве, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем она писала рассказы.


На доске лента жизни писательницы.



1937

1951


1 ученик:

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело


2 ученик:

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.


3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.


— Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

— Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)



-Чему она хотела научить детей?

-Хватит ли нам информации, чтобы предположить о чем её рассказы?


2. Работа над текстом

  1. Первичное чтение рассказа (учитель)

— Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее.


— Что хорошего в рассказе? (мысли, желания)

— Что вам не понравилось? (поступки Юры)


  1. Выборочное чтение (по вопросам слайда)


— Прочитайте, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело.

— О чем попросила сестренка? Что он ей ответил?

— О чем попросила няня? Что он ей ответил?

— О чем попросил Трезорка Юру? Что он ответил ему?

— Какой вопрос задал Юра маме?


ДОСТИЖЕНИЕ 3


— Как она ему ответила?

— Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?


— Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые

его окружали?

-Почему рассказ так назван?

— Что можно сказать о главном герое рассказа?

-Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответ-

ствуют характеру Юры.


Смелый.

Заботливый.

Умный.

Думающий о себе.

Добрый.

Грубый.


ДОСТИЖЕНИЯ 4


Гимнастика для глаз.

  • Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти


  • Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет (солнышко)

  • Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.


  1. Пересказ текста


Очень часто пересказ

Вы твердите много раз,

Это трудно – много раз,

Это нудно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.


Пересказ с опорой:

  • На картинный план

  • Словесный план

  • Без плана


— На какие части можно разбить рассказ?


— Составим план к этому рассказу. (работа в группах)

План.

1. Юра проснулся.

2. Сестра.

3. Няня.

4. Трезорка.

5. Совет мамы.

— Кратко перескажите рассказ.

  • по картинному плану

  • по словесному плану

  • без плана


План помогает передать все события рассказа по порядку, ничего не упустив из виду.

ДОСТИЖЕНИЯ 5


  1. Чтение по ролям.


-Сколько действующих лиц в этом рассказе?

-Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.

-Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

-Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)

-А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)


Потренируйтесь читать рассказ по ролям в парах. Если чтение соседа вам понравилось, то закрасьте следующий ярус.

ДОСТИЖЕНИЕ 6




Работа с пословицами ( в парах)


Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

Нет друга лучше, что родная матушка.

Не верь словам, а верь делу.

ДОСТИЖЕНИЯ 6

— Если ваш сосед верно составил пословицы, то порекомендуйте ему закрасить ёщё один ярус.


Рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

(выставка книг)


V Рефлексия

— Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

— Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

— Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

— Поднимите руки кто прошёл все этапы достижений.

— Кому понравилась работа соседа?

VII Домашнее задание

Перескажите текст по плану от 1 лица. Если надо измените концовку текста.












5


Свежие документы:  Тесты по творчеству М.Ю Лермонтова (5 – 9 классы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: