Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Н.Носов. Живая шляпа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайска Сахалинской области






Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Н. Носов. Живая шляпа»












подготовила

учитель начальных классов

Сандракова Наталья Сергеевна











г. Поронайск

2012




Конспект урока литературное чтение «Н.Носов. Живая шляпа» 2 класс

Автор: Сандракова Наталья Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Цели урока:

  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» и биографией автора.

  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

  • Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания

  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;

  • Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование урока:, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.


Ход урока:


  1. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

Кто хочет стать настоящим читателем?

А что для этого надо делать?

Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат

  1. Речевая разминка

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания);

Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж


Работа над выразительностью.


Делу время потехе час

Меньше слов -больше дела

Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов.

Прочитать с разной интонацией


  1. Работа по теме урока.

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей — НОСОВ

Николай Николаевич Носов- (портрет)

Писатель вам знакомый? Что вы читали из этих книг?

А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Живая шляпа)

А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор)

А для чего он появился и зачем он был нужен (сообщение ученицы об истории появлении шляп)

Шляпка — это женская слабость. Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции. Начало ХХ века — модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка — пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом — они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма — «ток». Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы. Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.Война 1914 года законсервировала моду и шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место — женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец — о ужас! — натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал — солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки — совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями — одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой». Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому — свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора — это верх неприличия. В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична — защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом. Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 60-х годах идет так называемая «переработка» стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами — такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия. Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями — ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия. Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю…


Ребята, а разве шляпы бывают живыми?

Подберите синонимы к слову шляпа. (На доске слов: колпак, котелок, цилиндр, панама, боливар).

А с какими видами шляп вы встречались в жизни? Где? (цилиндрические, треугольные круглые, узкие прямые)


Итак, шляпа- это головной убор.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

Как вы думаете, о чём будет рассказ?

Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

Почему ты так считаешь?

Прочитайте их про себя, затем вслух, (слабый ученик – по слогам, сильный – целым словом, с ударением) хором

игры

сказка

три поросёнка

волк

домик

схватил за ногу

испугался

убежал

обрадовался

(Дети высказывают предположения, которые тезисно фиксируются на доске)

Первичное чтение

Самостоятельное чтение.

-Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации?

Понравился вам рассказ?

Грустный или весёлый рассказ?

Кто герои рассказа?

Назовите их имена.


Физминутка для глаз


Анализ произведения (понимание фактического содержания)


Работа по учебнику (стр. 54)


Прочитать 2 абзаца по цепочке.

-Кто рассказчик?

Работа над интонацией.

-Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением.

2. –как вы думаете, почему мальчики решили, что шляпа живая?

Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю

Чтение по ролям .

Словарная работа: комод -это предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).


Кочерга — это приспособление для перемешивания топлива в печи — толстый железный прут с прямо загнутым концом

Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю


3 Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы:

Как шляпа оказалась под котёнком?

Почему дети боялись шляпу?

Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»?


4 Чтение по цепочке от слова «Володя обернулся» до вопросительного предложения «А может быть её кто-нибудь за верёвочку дергает?»

Словарная работа : какими словами можно заменить слово «обернулся» (повернулся)

Работа над пониманием авторской позиции:

-Как Николай Носов говорит о главных героях рассказа?

Вопрос на понимание содержания текста:

-Как они повели себя при встрече с «живой шляпой»?

5. Чтение первого абзаца на стр.54

Работа над синтаксическим строем речи:

-Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами)

— Найдите самое короткое предложение (Ай!)

-Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий)

5. Акцентное вычитывание:

-Действительно ли шлапа была «живая»? Докажите

-Почему Володя решил уйти домой? Прочитайте

-Почему мальчики боялся подойти к шляпе? Прочитайте.

6 Чтение по ролям до конца рассказа.

— Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?

-А если бы были на месте героев рассказа вы бы испугались? Почему?

-Откуда берутся страхи?

— Как с ними можно справиться?

Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

За что можно их поругать?

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

Что сказали бы соседи, которые это все слышали?

Что скажете вы?

Ученик“Поисковой группы”расскажет интересные сведения из жизни Н,Н,Носова.

Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку

(на экране)

Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи?

Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

РА-РА-РА- вышла славная _________;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

  1. Закрепление изученного.

Составление плана рассказа (по группам).

Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

Она живая!

Шляпа соскользнула с комода.

Битва с шляпой.

Из-под шляпы вылез котёнок Васька

Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками.

5. Итог урока.

— А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок.

«Лист самооценки».



Узнал что-то новое Научился

о писателе


Расстроился Я Получил радость



Удивился Ничего не понял



Выставление и комментирование оценок.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

Выбор творческого задания(на выбор)

Нарисовать диафильм к рассказу.




















Список использованной литературы


  1. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  3. Словарь Ожегова, — М, 1982.

  4. Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, — М.: ВАКО, 2010.

  5. Журнал «Мода и стиль» за 1998-2005 гг.






Свежие документы:  Сочинение на тему: "Тема войны в произведениях В. Быкова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: