Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе по теме «Творительный падеж имен существительных 2-го склонения»








МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА II, VIII ВИДОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК









Конспект урока по

письму и развитию речи

в 5а классе по теме «Творительный падеж имен существительных 2-го склонения»







Учителя русского языка и литературы

Шафран Т.Л.



























2014г.







Технологическая карта урока

Авторы, разработчики

Шафран Т.Л.

Предмет

Письмо и развитие речи

Класс

5-а

Тип урока

Урок закрепления знаний

Технология построения урока

Коррекционно-развивающая

Тема

Творительный падеж имен существительных 2-го склонения

Цель

Учить правильно писать окончания –ом, -ем в творительном падеже имен существительных 2-го склонения

Задачи

Формирование умений правильно ставить вопрос к существительному, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных;

Корригировать представления учащихся о труде различных профессий;

Корригировать зрительное восприятие на основе специальных упражнений на внимание;

Воспитывать адекватное отношение к труду людей различных профессий;

Основные термины, понятия

имя существительное, склонение падежи

Оборудование


Презентация, опорные схемы падежей;

Тип урока

Урок закрепления знаний



Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы,

формулирование проблемы, планирование деятельности.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Закрепление знаний.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.




Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительная часть.

  1. Организационный момент.

    1. Приветствие учащихся.

Сядет тот, кто назовет человека, который пользуется этими инструментами:

    1. Предлагаются иллюстрации: ножницы, молоток, гвозди; книга, указка; шприц; краска, кисточка; мастерок; жезл; совок, лопата, метла.

    2. Психолого-педагогический настрой.

Мыслительная разминка.

  1. Сколько месяцев в году?

  2. В каком месяце бывает 28 дней?

  3. Назови время года, которое идет после зимы.

  4. Какое сегодня число? День недели?

  5. Какое число было 3 дня назад?

  6. Какой день недели будет послезавтра?

  7. Какая буква третья с начала алфавита? (третья с конца?)

  8. Какой сейчас урок

Проверка готовности рабочего места к уроку, объяснение значения правильной организации своего «рабочего места». Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке


    1. Приветствие учителя.

    2. Учащиеся называют по иллюстрациям профессии людей: швея, столяр, учитель, врач, маляр, строитель, милиционер, дворник.

    3. Проверка готовности к уроку, правильности расположения учебников и школьных принадлежностей.

Высказывание своих предположений о необходимости правильной организации своего «рабочего места».


2.Проверка домашнего задания.

5

2.1.Какое было домашнее задание?

Все выполнили?

Кому было трудно?

2.2. Индивидуальная работа у доски:

1 ученик.

Синтаксический разбор предложения:

Стрекозой закружил над полем вертолет.

2 ученик

Вставить пропущенные буквы:

В..рблю…, пас…ж..р. сев…р, ж..лез…, м..та…, пр..рода.

Какое лишнее?

3 ученик

Работа на ноутбуке

Выполнить тест.

Работа с классом:

Прочитайте существительные 2-го скл в Т.п.

Проверка индивидуальных заданий.

Вопросы:

Что такое существительное? Сколько склонений?

Оценивание.


3.Минутка красивого письма

3

Запись числа, классной работы. Вставить пропущенные буквы.

3.1. Игра «Найди пропущенную букву»

Лы…и, …ук, …ираф, е…

— Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

— Какой буквой он обозначается на письме?

— Спишите, продолжив закономерность

Ж ж Ж Ж ж ж

— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Ж..знь дана на добрые д.. ла.

-назовите имена существительные

Записывают число, месяц, классная работа.

4. Словарная работа.




Беседа по вопросам.

Какую часть речи изучаем?

Какие имена существительные относим ко 2 склонению?

Докажите примерами.

Зрительный диктант с опорой на рисунок.

Стамеска, долото, инструмент, станок.

-определите склонение имен существительных и назовите лишнее



Люди какой профессии пользуются этими инструментами?

Учитель выставляет слово столяр. Обращает внимание детей на правописание слова.

В нашей школе обучают этой профессии?

Где можно продолжить обучение по этой специальности?

Где могут пригодиться навыки столяра?

Коррекционное упражнение по «рабочей тетради» стр. 56, упр. 150.

Найдите 5 отличий.

Составьте предложение по схеме

Мальчик забивает рис (гвоздь) https://www.ideibiznesa.org/wp-content/uploads/stroitelnye-cink-gvozdi-ot-36.jpg (рисунок) молотком. https://srubnbrus.com/wp-content/uploads/2013/11/pic15.jpg

Определить падеж склонение.

Какое существительное определили в творительном падеже?

На какой вопрос отвечает?

Какое имеет окончание?


Ответы учащихся (у каждого на перте таблица)

1скл.

2 скл.

3 скл.

М.р. Ж.р.

-а -я

М.р.

Ж.р.

на ь

Ср.р. -о, -е

Самопроверка по образцу на доске

У учащихся памятка

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

она моя

оно мой

оно моё





Ученики составляют предложение. Один ученик записывает на доске, другой в тетради.

5. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности

2

Кто уже догадался, какая тема урока. Что мы будем делать?

Творительный падеж имен существительных 2-го склонения

Что нам нужно знать? А для чего нам это нужно?

На какие вопросы отвечает?

Где пригодится?


7.закрепление материала

10

7.1 заполнить пустые поля правил частей речи.

Физминутка

1-правую руку на пояс

2-левую руку на пояс

3-правую руку на плечо

4-левую руку на плечо

5-правую руку вверх

6-левую руку вверх

7-8 – хлопки над головой.

9-опустить левую руку на плечо

10- правую руку на плечо


13-14- хлопки по бедрам.

Повторение правила.

Сущ. 2-го скл. в________ п. (кем? ____?)

Предлоги с, над, за

7.2.выполнение упражнения в учебнике упр. 317 стр. 200

  • О какой профессии шла речь?

  • Какой профессии вы учитесь в школе?

  • Кто из ваших родителей имеет такие профессии?

  • Какую профессию вы хотите выбрать?

  • Как нужно относиться к людям разных профессий?

  • Вывод учителя.



физминутка

Покажите как рубят дрова.

Пилят доску. Моют пол, стирают белье, полощут, встряхивают руки

Пальчиковая гимнастика.

Красят домик маляры

Для любимой детворы. () кулаки вниз вверх кисти

Если только я смогу

то им тоже помогу.

Зрительная гимнастика.


6.Работа в группах

Игра «Найди пару»

Учащимся класса выдаются карточки с незаконченными предложениями и подходящими словами. Нужно быть внимательным и составить полное предложение определив пару.

Карточки:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.


Блуза рабочего пахнет маслом машинным.

Куртка шофера пахнет бензином.


Только бездельник не пахнет никак.


Учитель объясняет смысл непонятных слов.

Работа над содержанием пословицы.

Записать одно предложение по выбору.

Дети называют незнакомые слова.

В процессе игры находят пару, прикрепляют к доске, ставят вопрос к существительному 2-го склонения в творительном падеже.

5.Итог урока.

Рефлексия.

5.1.Прочитать слова на доске:

  • Интересный

  • Грустил

  • Трудный

  • Длинный

  • Узнал

  • Радость

  • Скучный

  • Лёгкий

  • работал


— используя эти слова, выразите свое отношение к уроку.

— каким был наш урок?

-какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

— на все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Что мы для этого делали?


5.2. Д/З

Стр. 202 упр. 320,

5.1. Обучающиеся высказывают своё мнение, заполняют «Карту результативности», записывают домашнее задание.














Имя

существительное





Кто? Что?





Сущ. 2 скл. в Т.п.

(кем?чем?)

ом ем















1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е

1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е

1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е

1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е




1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е

1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е












1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е

1скл.

2 скл.

3 скл.

м.р. ж.р.

-а -я

м.р.

ж.р.

на ь

ср.р. -о, -е








Ж.р.

М.р.

Ср.р.

она моя

оно мой

оно моё









Свежие документы:  Классный час в 1 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: