Конспект урока по теме «Сравнение художественного и научно — познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца»»


Тема: Сравнение художественного и научно — познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца»

Заяц (энциклопедия)


Цели: развивать логическое мышление, память, внимание, учить связно излагать свои мысли, сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Ход урока:


  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

-Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть.

Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Вступительное слово.

-Какую тему мы изучаем на уроке литературного чтения?

( Люблю все живое)

Много тысячелетий живут на планете рядом люди и животные, птицы и рыбы. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.


«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».

Они живут рядом, мы их любим. (2 мин)


2.Актуализация знаний : Давайте вспомним с какими произведения о животных мы уже познакомились А вспомним мы в виде игры. (4 мин.)

Игра.

а) «Отгадай название рассказа по опорным словам».

Дача, страх, мальчики, ежик. (Е.Чарушин «Страшный рассказ»)

б) «Убери лишний персонаж и отгадай название рассказа».

Ребята, утка, собака, утята, кот.(М.Пришвин «Ребята и утята»)

в) Отгадайте по пословицам о каком рассказе идет речь.

«Кто дрожит тот и бежит», «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу к нему идет». (Г.Снегирев «Отважный пингвиненок»)

А закончив одно из четверостиший вы вспомните еще одно очень веселое произведение С. Михалкова

«Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог….

Кто же это?

Мой щенок!»

3.Целеполагание (2 мин)

-А есть ли в этом разделе сказки о животных?

-Чем отличаются рассказы от сказок?

-А сегодня мы познакомимся еще с одним видом текста, но сначала давайте вспомним, зачем нам нужны книги?

— А только из художественных книг мы можем получать знания?

Цель нашего сегодняшнего урока узнать, чем же они отличаются и что это такое научно — познавательный текст.

4.Работа по учебнику.(4 мин)

Прочитайте стихотворение Н.Рубцова «Про зайца»стр.100

-От чьего имени написано стихотворение?

-О чем думал заяц после встречи с автором ?

-А как он думал? Найдите и зачитайте эти строчки. Зачитайте с таким выражением. Как написал автор.( с грустью)

-А почему ему грустно?

— О каком дедушке Мазае вспоминает заяц?

-Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма снятого по произведению Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Но не просто посмотрите, еще и внимательно слушайте и запишите в тетрадку незнакомые вам слова, старорусские слова. (Во время просмотра можно вспомнить, какие явления природы мы наблюдаем)

( 5 мин)


  1. Физкультминутка Покажите как прыгал заяц из стихотворения Рубцова. А как плавал пингвиненок из рассказа Снегирева. А теперь изобразите море в которое он прыгнул. Возьмитесь за руки и покажите волны. (2 мин)


6.

Продолжим работу. Прочитайте текст на стр. 101

Отличается этот текст от первого? Какой мы можем назвать художественный, а какой научно-познавательный?

(3 мин)

7.Работа с признаками.(5 мин)

-Давайте различия запишем на доске, а после сделаем выводы

  1. Закрепление материала. Заранее подготовленные научные тексты читают 3 ученика. Остальные дают определения текстам.(5 мин).

  2. Итог урока (3 мин)

Выводы детей. Рассказы пишет писатель, он изображает все, что волнует и интересует человека с помощью слова. В Рассказах есть персонажи, диалоги, передают эмоции героев, их настроение. Текст рассказов заставляет сопереживать героям, волноваться за них и т.д.

Научно-познавательный текст пишет ученый. Он на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Все тексты научно доказаны.

10. Обобщение.(2 мин)

В конце разговора давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

-Как вы понимаете «мы в ответе за тех, кого приручили».

Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. И много знать, чем кормить, как ухаживать, где и как содержать. Все это мы можем узнать в научно-познавательной литературе.Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека».


11.Рефлексия (2 мин)

Сегодня на уроке я узнал….

Я научился….

Мне было трудно…

Мне было легко…

  1. Домашнее задание. Найти определение из научных источников к словам, которые записали во время просмотра мультфильма.

4


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: