Конспект урока по внеклассному чтению в начальных классах «Русские народные сказки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края












Конспект урока по внеклассному чтению
в начальных классах


«Русские народные сказки»




подготовила

учитель начальных классов

Прокопьева Людмила Николаевна















с. Алексеевка

2014

Тема: Русские народные сказки.


Цель:

  • познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;

  • развивать познавательный интерес, мышление, речь;

  • формировать умение передавать содержание произведения;

  • воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;

  • пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.

  1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.


  1. Постановка целей.

На доске запись:

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

Жилибылистариксостарухой

Жилибылидедибаба

Разделите строчки на слова.

Что вы заметили? Какие предложения получились?

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Как определяется в словаре слово «сказка»? (вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание)


  1. Актуализация знаний.

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.


  1. Изучение нового материала.

Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

Есть ли на обложках книг фамилия автора?

А почему?

Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?

Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?

Давайте одну из сказок проинсценируем. Это сказка «Репка».


Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.


Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?


Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.


  1. Проверка домашнего задания.

Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).


  1. Закрепление изученного.

Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка и т.д.)

Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:

  1. наличие устаревших слов;

  2. устойчивые словосочетания;

  3. зачин;

  4. волшебные предметы;

  5. троекратный повтор;

  6. борьба добра и зла;

  7. добро побеждает зло;

  8. концовка сказки.


Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала
(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла
(имитация движения)
Ой, яичко уронила (
наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)


  1. Литературная игра.

Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.


Первый тур. «Узнай сказку».

  1. Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

/«Колобок»/


  1. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

/«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/


  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

/«Теремок»/


  1. Красна-девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!..

/«Снегурочка»/


  1. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

/«Петушок – золотой гребешок»/


  1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

/«Маша и Медведь»/


  1. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

/«Лиса и Журавль»/


  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

/«Три медведя»/


  1. Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

Как сказка называется?

/«По-щучьему веленью»/


  1. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

/«Гуси-лебеди»/


Второй тур. «Кому принадлежат эти слова».

  1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».

/корова/


  1. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»

/Морозко/


  1. «Не пей, братец, козлёночком станешь».

/Алёнушка/


  1. «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».

/Баба Яга/


  1. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

/Иван-дурак/


  1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

/Лиса/


  1. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

/Петушок/


  1. «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».

/Коза/


  1. «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

/Маша/


  1. «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

/Царевна-лягушка/


Третий тур. «Исправь ошибки».

Вспомни правильные названия сказок.

  1. «По собачьему веленью».

  2. «Царевна-индюшка».

  3. «Сивка-будка».

  4. «Иван-царевич и зелёный волк».

  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».

  6. «Петушок – золотой пастушок».

  7. «Мальчик с кулачок».

  8. «У страха уши велики».

  9. «Лапша из топора».

  10. «Как мужик котят делил».


Четвёртый тур. «Найди спрятавшихся животных из сказок».

баранка (баран);

барак (рак);

коньки (конь);

волкодав (волк);

икота (кот);

стрекоза (коза);

хлев (лев);

волшебник (Вол);

Василиса (лиса).


Пятый тур. «Как зовут сказочных героев, и как называются волшебные предметы?»

Курочка – … Царевна – …

Баба – … Жар – …

Сивка – … Ковёр –…

Гуси – … Скатерть – …

Иванушка – … Сапоги – …

Меч – … Мышка –…


  1. Награждение победителей.


  1. Итог урока.

Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок?
– Что особенно понравилось?


  1. Рефлексия.

Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

Спасибо за урок!


Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.


Свежие документы:  Урок литературы в 7 классе по повести Л.Н. Толстого «Детство» «Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: