Конспект урока «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»



Конспект урока

«Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: 
— определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
— способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
— воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тема поэта и роль поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова (лекция учителя).

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Поэзия была основным занятием в его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать оценку поэтического творчества, роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Сегодня на уроке мы поговорим о теме поэта и его предназначении в творчестве А.С. Пушкина.

Запись темы: «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»

Обратите внимание на наш эпиграф:

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет» А.С. Пушкин.

Как вы понимаете значение этих слов?

(Не всякому дано быть поэтом).

— И сегодня мы как раз поговорим, кто, по мнению Пушкина, является настоящим поэтом, каково его предназначение. Постараемся проследить, как эта тема проходит через все творчество Пушкина, получая разную трактовку, с годами углубляясь и отражая изменения в мировоззрении поэта. Уже в лицейский период, в 1814 г., появляется стихотворение «К другу стихотворцу». Пушкин, обращаясь к молодому, начинающему стихотворцу говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет». Автор говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Лачужка под землей, высоки чердаки –

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на это поприще. Настоящая поэзия требует большой духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается со стороны людской толпы. И гораздо проще обратиться к мирским заботам. «Быть славным – хорошо, спокойным лучше вдвое».

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризуется как защитник передовых общественных идеалов. Вспоминая римского старика Ювенала, он так определяет задачи поэта:

Свой дух воспламенею жестоким Ювеналом,

В сатире праведной порок изображу

И нравы сих веков потомству обнажу.

Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта-борца, глашатая народных мнений. Античные имена и обстановка древнего Рима не мешали современникам понимать глубокую злободневность стихотворений Пушкина.

В своем творчестве Пушкин утверждал новый облик поэта, прямо противоположный представлениям 18в. О назначении поэта. В понимании Пушкина поэт – не однописатель в честь вельмож и царей, он – эхо русского народа

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил;

И силе, в гордости свободной,

Кадилом лести не кадил.

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою моей….

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И не подкупный голос мой

Был Эхо русского народа.

(Из стих. «К.Н. Плюсковой»)

«Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом – все это оставалось неизменным во взглядах А.С. Пушкина.

В 20-х годах он настойчиво защищает в стихах полную свободу поэта, как высший принцип поэтического творчества.

С 1826 по 1836 гг. он создает ряд стихотворений о задачах поэзии и поэта : «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836), в которых развивает свой взгляд на задачи поэта.



  1. Анализ стихотворений.

— Итак, давайте обратимся к самим стихотворениям.

Слово учителя: Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем.

Сюжет стихотворения связан с библейской легендой. Гневная и горькая книга пророка Исайн – часть Библии – оказывается близка поэту. Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стих-ии. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, а угнетен ими. Идея библейской легенды – беспощадное наказание народу, отступившему от добра; Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».

— А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.

— В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. (Все слова записаны на доске!!!!!!!)

«Пророк» — в религиозно-мистическом представлении — провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.

«Серафим» — в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» — по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.

«Зеницы» — глаза.

«Персты» — пальцы.

«Десница» — правая рука;

«Виждь» — смотри.

«Внемли» — слушай, вникай.

«Глаголом» — словом.

Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.). Психологическая пауза.

— Каким изображен лир.герой в начале стихотворения?

(В начале стих-ия мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» — не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).

— С кем сравнивается поэт?

(С пророком. И поэт и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).

— Какой путь проходит поэт прежде чем стать пророком?

(Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)

— Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?

(Серафим преобразует всю природу человека : у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)

Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.

— Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?

(Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей)

— Зачем лир.героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?

(Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)

Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.

— Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?

( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))

— Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).

— Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?

(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)

Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.

Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» — поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».



Стихотворение «Поэт» (1827) посвящено божественному происхождению поэтического дара. Это квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта.

Выразительное чтение стихотворения.

— Похож ли поэт на остальных людей с самого начала?

(Да, похож: он также малодушен и ничтожен, как и все люди, а, может быть, даже и ничтожней других. )

Это потому, что душа поэта спит, а этот «хладный сон» сродни смерти.

— Что же пробуждает поэта из этого состояния?

(«Божественный глагол» пробуждает душу поэта, Бог посылает ему вдохновение и у него появляется желание творить)

— Как он меняется к концу стихотворения? Как изменяется его поведение?

(Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный. Он отделяется от людей, появляется тоска, отчуждение от людской молвы, его «гордая голова» не склоняется перед «народным кумиром», и поэт, «дикий и суровый», бежит от людей в дикую природу: «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы» — символы покоя, одиночества и гармонии звуков. Поэт готовится произнести новые слова о мире).

Вывод: Поэт предстает в этом стих-ии сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается, просыпается его душа: «душа поэта встрепенется, // как пробудившийся орел». Он становится гордым, «диким и суровым», т.е. погружается в себя, в твои творческие думы. Услышать мир, выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» — перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и сметенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина можно проследить, рассмотрев стих-е «Поэту» (1830).

Выразительное чтение стих-я.

— Почему поэт не должен дорожить «любовию народной»?

(Для того, чтобы быть объективным и независимым в своем творчестве)

-Что же мы узнаем о самой толпе?

(Восторг толпы очень быстро проходит, через короткое время она уже будет смеяться над поэтом и плевать на его алтарь)

Любовь народная недолговечна, сиюминутна, поэтому поэту не нужно дорожить ею.

— Есть ли у автора стих-я гнев на толпу, плюющую на алтарь поэта, колеблющую треножник?

(Мнения могут разделиться: одни скажут, что «да, т.к. поведение толпы не может не вызвать гнев», другие: «нет, потому что автор равнодушно относится к толпе и призывает к этому поэта»)

Ответ нужно найти в тексте. В 3-х последних строках стихотворения найдите слово, которое поможет нам ответить на вопрос: есть ли у автора гнев на толпу?

(В детской резвости)

— Правильно, это слово «детской», так называет автор резвость толпы – «детской», т.е. наивной, необузданной, без злого умысла. Так может ли он тогда гневаться на нее?

(нет, он выше этого)

— Есть ли какие-то границы свободы поэта?

(Нет, поэт – царь, идущий «дорогою свободной» туда, куда влечет его «свободный ум», и он сам является высшим судьей над собой и своим трудом)

— К чему призывает автор поэта?

(не поддаваться соблазну восторженных похвал и не изменять своим убеждениям:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минувший шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.)

Призывает поэта не подчинять свое творчество, свой «свободный ум» никаким посторонним требованиям, идти «дорогою свободной», бескорыстно трудиться, «усовершенствовать плоды любимых дум», относится к своему тв-ву строгим образом.)

Вывод: Т.о., поэт – не игрушка в руках толпы, не ее минутная забава. Он свободный творец, мыслитель, философ, выразитель общенациональных интересов, а труд – это «благородный подвиг».Его поэтический огонь, горящий на алтаре искусства, не должен гаснуть, и «треножник», с которого он вещает правду людям, не будет поколебен, несмотря на брань и насмешки не понимающих поэта современников. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет поэту выстоять. И это чув-во окрашивает все стихотворение, пересиливая исходную тоску одиночества.



Если произведения молодого Пушкина пользовались громадным успехом, то после разгрома декабристов положение резко изменилось. Новому массовому читателю, запуганному политическими событиями 1825-1826гг., с реакционными взглядами и мещанскими вкусами была чужда поэзия Пушкина. Он потерял всякое сочувствие у читателей как из светского общества, так и из широких кругов. Давайте прочитаем стихотворение «Эхо» (1831)., где Пушкин выразил свое настроение на такое отношение. В этом стих-ии душа поэта остается наедине с миром, представленным разнообразно, но в целом.

Выразительное чтение стих-я.

— Каким вы представляете поэта в момент создания стих-я?

(одиноким, непонятным, грустным, задумчивым)

Читая это стих-е, слыша, как разрастается его звучание и как оно вдруг горько прерывается, неизбежно задаем вопрос : почему поэт сравнивает себя с эхом?

(они оба откликаются на все звуки, происходящие в мире, им никто не отвечает)

— Каков финал стихотворения?

( неожиданный, грустный, трагический)

— А в чем трагизм?

(поэт влюблен в мир, но мир к нему равнодушен, связь с миром обрывается, мир не шлет отзыва на поэтическое эхо)

Мы видим, что в стих-ии, столь полном голосами жизни, побеждает тишина. После многозвучности стихотворения эта тишина финала, мгновенность наступившего одиночества особенно неожиданны и драматичны.. Если все стих-е утверждало связь поэта с миром, то финал обнаруживает распад этой связи. Легкость «отклика» эха оборачивается летучестью, наполненность – забытьем, восторг принятия жизни – стеной отчуждения. И кажется, в глазах Пушкина слезы вдохновения сменились горечью задумчиво отведенных глаз.

-Как вы думаете, в чем здесь Пушкин видит предназначение поэта?

(отражать в тв-ве все, что происходит в мире, несмотря на то, что мир может быть равнодушен к тебе).

Вывод: Цель поэта откликаться на все происходящее в мире, несмотря на равнодушие этого мира.

  1. Итог.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились со взглядами А.С.Пушкина на задачи поэта и поэзии. В течении жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, всегда оставаясь верной идеалам свободы, высокой гражданственности и патриотизма.

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение «Пророк»



12


Свежие документы:  Конспект урока литературы в 11 классе.Тема: "Нравственность есть правда": жизнь и творческий путь В.М.Шукшина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: