Конспект урока «Творчество Эдуарда Успенского»


Урок- путешествие.

Тема. Творчество Эдуарда Успенского.

Цели урока: познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок,

литературными персонажами;

учить определять тему произведения;

развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности;

воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, видеокассеты с мультфильмами по сказкам

Э. Успенского, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, карточки для

литературной игры, пословицы.

Герой произведения «Колобок идет по следу» (ученик в костюме Колобка).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей.

а) Игра «Восстанови слова». Слайд.

— Вставь пропущенные гласные, и ты прочитаешь имена сказочных героев, о которых мы будем говорить.

ЧБРШК МТРСКН ПЧКН

ШПКЛК НФС ПЛССН

Чебурашка, Шапокляк, Матроскин, Анфиса. Печкин, Пылесосин


б) Беседа.

— Из каких сказок эти персонажи? «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, кот и пёс»,

«Про Веру и Анфису», «Гарантийные человечки».

— Кто автор этих замечательных сказок?

— Где вы видели этого весёлого писателя?

— Сегодня вы поймёте, почему его сказки так популярны, любимы детьми. Узнаете, как талантлив автор, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется. Я приглашаю вас совершить путешествие в Голубом вагоне вместе с героями Э.Успенского. Специально приобрела билет, но вот горе: он пропал, куда он мог деться, кто его мог взять. Что теперь делать?

— Искать.

Правильно, искать! Давайте рассуждать. Если Шапокляк придумал писатель, значит, его же герой поможет нам её разыскать. Кого же нам позвать?

Дети: Колобок. Он живёт в книге Успенского «Колобок идёт по следу


— Конечно же, молодцы!

Вот записка и в ней указано, что колобок работает в НПДД (Неотложный пункт добрых дел)

Здесь номер телефона есть. По нему мы и найдём Колобка.

Звонит.

— Алло! Это НПДД?

Колобок (из-за ширмы): — Так точно!

— Можно пригласить к телефону знаменитого Колобка?

Колобок :

— Знаменитый колобок у телефона.

— Здравствуйте, у нас случилось несчастье приезжайте скорее.

К.: — Понял, выезжаю. Звучит сирена. (Выходит Колобок.)

Здравствуйте, дети. Введите меня в курс случившегося. (Объяснение детей)

— Ничего не понимаю. Следуя дедуктивному методу, Шапокляк должна прятаться за углом. Поднимем выше воротники. Лупу в руки! (На полу разбросаны следы из бумаги).

— Вот следы, идём по следу. (Появляется Шапокляк)

Ш.: А вы меня бить не будете?

Д.: Не будем, только билет отдай!

— Давайте поблагодарим великого сыщика Колобка. Теперь в путь.


  1. Изучение темы.

Станция «Добро пожаловать!» Слайд.


СКАЗКИ


ДЕТЕКТИВЫ


ПЬЕСЫ


СТИХИ


СЦЕНАРИИ


ПЕРЕВОДЫ


Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.  Слайд.

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его добрый и весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем.

Работает Успенский во многих жанрах. Это сказки, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановки, переводы и комиксы.

Э. Успенский хорошо знает повадки зверей, в его доме жили 2 собаки, 2 кошки, 2 попугая.

Любовь к животным это ещё одно его достоинство. Творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, лекции для студентов. Он автор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли». Вот какой многогранный и талантливый человек.


А нас заждалась другая станция. За окнами нашего поезда показался какой-то домик. А на нём табличка. Хором. «Дом друзей»


Станция «Дом друзей». Слайд.


а) Чтение отрывка из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».

б) Лежат картинки с изображением героев Успенского. К ним добавлены герои других сказок.

1группа — Крокодил Гена, Шапокляк, Лариска, Винни-Пух,

2группа — Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик, Незнайка.

3ггруппа — Холодилин, Пылесосин,……


в) Обсуждение произведений.

1гр. «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес Крокодила Гены», «Отпуск Крокодила Гены».


  • -Чебурашка и Гена. такие разные, почему они стали друзьями? Они оба были одиноки, они добры. Им хочется помогать другим героям.


  • — О чём мечтали Гена, Чебурашка, жирафа Анюта, когда строили дом? (о том, чтобы найти друга)


  • — Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хотела иметь друзей? Нет. Просто у неё такой характер. Она хочет общаться, иметь друзей. Она не умеет этого сказать, сделать.


  • — Что вас рассмешило в этих сказках, позабавило?

Гена и Чебурашка очень смешно разговаривают. С ними происходят смешные истории


  • -Какова тема этих сказок? (Трудно быть одинокими. должен быть верный друг.)


  • — Какая пословица выражает главную мысль сказки?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Добра хочешь – добро и делай.


Нет друга – ищи, а нашёл — береги.



2 группа. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Дядя Фёдор идёт в школу», «Каникулы в Простоквашино».


  • — Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему?


— Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный)


  • — А у Шарика? (Наивный, непрактичный, с ним постоянно случаются неприятности)


  • -Почему кот и пёс постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? Нет. Они очень разные, Когда ссорятся, очень скучают друг без друга, а мириться не умеют


  • — Значит надо общаться только с тем, кто очень похож на тебя по характеру? Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.


  • -Что вы можете сказать о Дяде Фёдоре» (Серьёзный не по годам, хочет быть самостоятельным)


  • -Почему он ушёл от родителей. Он их не любит? Любил, просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось общаться с кем-то.


  • — Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте.


  • — Есть ли в сказке отрицательные персонажи? А Печкин? Нет. Он просто взрослый и относится к жизни не так как Д.Ф.. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.


  • -Какие смешные стороны характера П. вы подметили? Он, как дети любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним происходят смешные истории.


  • -О чём эти сказки? Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу.


3группа. «Гарантийные человечки»


  • -О чём говорят имена гарантийных человечков? О том, где они живут. Холодилин – из холодильника. Пылесосин – из пылесоса и т.д.


  • -Почему девочка Таня так настойчиво искала человечков? (Ей хотелось живых друзей, а не игрушек)


  • — Почему человечков видела только Таня? Мама взрослая, она не верит в сказки, ей некогда, у неё много дел. А Тане скучно. У девочки нет друзей.


  • — Как жилось человечкам когда их настойчиво искала девочка? Они придумывали разные хитрости, чтобы обмануть девочку. У них стало много работы.


  • -Как вы поняли, почему им нельзя показываться? Дети начнут разбирать дома технику, она будет ломаться. А человечки должны следить за тем, чтобы техника была исправна.

  • — Почему Тане стало стыдно за свои поступки? (Она поняла, что доставляла им неприятности)


  • О чём эта сказка? (Об отношениях взрослых и детей, о дружбе)



.


Станция «Стихотворная». Слайд.

Не только сказки, Успенский написал и много замечательных стихов. Одно мы уже слышали. Вспомним другие.

  • «Если был бы я девчонкой»

  • «Рыболов»

  • «Над нашей квартирой»

  • «Всё в порядке»



Станция «Объявленческая». Слайд.


Чтобы у нас был боевой настрой, послушаем стихотворение Э.Успенского «Про объявления».


Известно: объявления

Нужны нам для того.

Чтобы знало население,

Читая объявления,

Что. Где, когда и почему,

Зачем и для кого.


«Нужна детсаду прачка,

Звоните в детский сад.

От нас ушёл котёнок

По кличке Мармелад.

Сдаётся дача летняя

С козой и гаражом.

В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом.


Ноборщик в типографии

Вдруг выронил набор,

Смешались в объявлениях

Слова и предложения.

И в этих где, когда, зачем

Произошёл сыр-бор.


Нужна детсаду няня

С телегою на склад.

От нас ушёл учитель

По кличке Мармелад.

На завтра ожидается

Гроза за рубежом.

В театре будет лекция

Коза над гаражом.

Котёнок учит пению,

К тому же рисованию.

И требуются грузчики

В хорошую семью.


Смеялось население,

Читая объявления,

А кто смеяться не умел.

Пришёл в недоумение.


-Вернёмся к нашим объявлениям. Слайд.


«Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка» — Кот Матроскин


«Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую» Колобок.


«Продаю ружьё для фотоохоты. НЕДОРОГО!» Шарик.


«Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу»


«Атдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас Серый. Хвост:десят сантиметроф»


«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами»




На слова этого автора была положена музыка. Песни.

Станция «Песенная» Слайд.


Прослушивание песен из мультфильмов, отгадывание имён персонажей. (Если нет возможности – чтение строчек.)

Я был когда-то странной

Игрушкой безымянной…… Чебурашка.


Голубой вагон бежит. Качается,

Скорый поезд набирает ход …. К.Г.



Кто людям помогает.

Тот тратит время зря … Шапокляк.




  1. Закрепление.


Станция «Литературная». Слайд.

а) По именам сказочных персонажей угадай, кто они.

Чебурашка — игрушка, Анюта- жирафа, Новости Дня- гарантийный человечек, Анфиса- обезьянка, Чандр- лев, Матроскин – кот, Лариска- крыса, Печкин – почтальон, Машка –кукушка из часов, Шарик – собака, Мария Францевна – обезьянка, Татьяна Викторовна – учительница, Буре – гарантийный человечек.

б)Закончите строчку из стихотворения.


Ехал кактус на окне

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на … окне.


-Был на квартиру налёт?

-Нет.

-К нам заходил бегемот?

-Нет.

-Может быть, дом не наш?

-Наш.

-Может, этаж не наш?

— Наш.

-Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы …. немножко.


Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножек,

Получился…..осьминожек. (рисует)


Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты …. сынок!»



Всем известный математик

Академик Иванов

Ничего так не боялся,

Как больниц и ……. докторов.





Станция «Конечная». Слайд.


v. Подведение итогов. (Звучит песня «Голубой вагон»)


Вот и подошел к концу наше путешествие. Оно был посвящено удивительному человеку, замечательному писателю. Все его произведения проникнуты теплом, светом, добром, юмором, любовью к людям. Вы сможете убедиться в этом, прочитав другие книги Эдуарда Успенского. 

— Что вы узнали о творчестве Э.Успенского?

-Какие сказки знаете?

-Чем они интересны, необычны? (Интересные персонажи, много юмора, современны, поучительны).

Какое у вас настроение.


Прочёл новую книгу – встретился с другом.



VI. Домашнее задание.

Э.Успенский – интересный писатель. Он тонко чувствует душу ребёнка, стремится обратить взоры взрослых к проблемам детей. Об этом пишет и ещё один замечательный детский писатель Г.Остер. Итак, читаем произведения, пишем сочинения и доклады, составляем вопросы, готовим рисунки. До новых встреч!





Литература.

1.Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. — 1993. — № 1.

2.Успенский Э. «Своим детям читал книги всех хороших писателей» : [о совр. дет. литературе и о своём творчестве] / беседу вели М. Корябина, И. Безугленко // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6.

3.Валькова В. Эдуард Николаевич Успенский : (к 65-летию писателя) // Начальная школа. — 2002. — № 12.

4. Интернет-ресурсы.

Свежие документы:  Тест на тему "ЛИСА И ТЕТЕРЕВ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: