Конспект урока «Ведущие темы русского авангарда» («Поэтика русского авангарда»)


Конспект интегрированного урока (литература и МХК)


Тема: «Ведущие темы русского авангарда» («Поэтика русского авангарда»)


Цели:

  1. дать общее представление о русском авангарде, показать представителей этого направления в живописи (В.В. Кандинский) и в литературе (В.В. Маяковский).

  2. познакомить с ведущими темами русского авангарда.

  3. анализировать стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», работы В.В. Кандинского «Москва. Красная площадь», «Смутное».

  4. соотнести восприятие окружающего мира художником и поэтом.

  5. провести межпредметные связи с русским языком и МХК.

Оборудование:

Презентация, текст стихотворения и словарные слова (на каждой парте), аудио – файл «Хорошее отношение к лошадям» (читает О. Басилашвили)

На доске:

Тема урока,

Позже записываются имена В.В. Маяковского (1893 — 1930); В.В. Кандинского (1866 — 1944) и названия произведений «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Смутное» (1917), «Москва. Красная площадь» (1916).

Предварительное задание:

По хрестоматии познакомится с биографией В.В. Маяковского (задание для всех); подготовить краткую биографическую справку о В. В. Маяковском и В.В. Кандинском (готовят 2 ученика, окончательно доклад редактируется совместно с учителем).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

XX век характеризуется коренным преобразованием действительности в политике, социальной жизни людей не только в России, но и во всем мире. Сменяются режимы, происходят коренные изменения в науке и технике. Все эти изменения отражаются на мировоззрении людей, поэтому происходят и серьезные преобразования в культурной жизни людей. Сущность искусства коренным образом преобразуется.

Конец XIX – начало XX века характеризуется появлением огромного количества новых течений в искусстве, которые получают обобщенное название «Авангард» или авангардизм.

  1. Работа с новым термином.

Знакомы ли вы с этим термином?

Ответы учеников: да, военный термин. Название отряда, который идет впереди основного войска.

— вы абсолютно правы. Первоначально термин «авангард» обозначал название передового отряда войска. Как вы думаете, почему этот военный термин стали использовать для наименования течений, которые возникают в то время?

Ответы детей: возможно, то эти течения предваряли какие — то изменения которые произошли в культуре позже; эти течения только появились и еще не получили распространения; может быть эти течения отличались от других течений, которые были популярны в то время.

— Каждый вас прав в своих предположениях. Серьезные преобразования во всех аспектах жизни человека повели за собой особую реакцию. Появление Авангарда связывают, прежде всего, с изменением художниками, в широком смысле слова, восприятием жизни и с изменением сущности искусства. Но об этом мы с вами погорим, когда обратимся к примерам.

Мы с вами определили, что большое количество течений входило в авангард, сегодня на уроке мы в общих чертах познакомимся с течением абстракционизма в живописи и футуризмом в литературе. Более подробно с этими и другими течениями вы познакомитесь на уроках литературы в 9-11 классах и на уроках МХК.

  1. Работа с новым материалом.

Абстракционизм, как художественное течение, появляется в 1900-х гг. в России и Европе. Характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, то есть абстракций, которые будут иметь свое воплощение, прежде всего в форме и цвете. Как таковых сюжетов с конкретными образами у абстракционистов нельзя встретить, воспринимать работу необходимо только эмоционально. Как я вам уже говорила, суть искусства коренным образом изменилась с развитием техники и науки. Теперь художественные произведения должны нести зрителю эстетическое наслаждение, которое он будет получать, не узнавая знакомые образы, а подсознательно чувствуя эмоцию, которую хотел показать художник.

Ведущим теоретиком абстракционизма является один из зачинателей этой художественного течения В.В. Кандинский.

Доклад о жизни и творчестве В.В. Кандинского (3 мин. ), выступает подготовленный ученик.

(ученики слушают доклад и фиксируют важный материал себе в тетради, для учеников, которые плохо воспринимают информацию на слух все необходимое представлено на слайдах).

— Обратимся к нескольким работам этого художника.

Рассматривание репродукции «Москва. Красная площадь».

-Как вы обратили внимание, на этой картины мы еще можем наблюдать некоторые образы. Назовите их?

Ответы детей: высотные дома, церкви, облака, солнце, дорога, кресты, люди, птицы.

-Какие цвета преобладают?

Ответы: красный, синий, желтый, белый.

-На что вы первоначально обратили свое внимание на цвет или на образы?

Ответы: на цвет, очень яркие краски.

-С помощью цвета художник стремится показать свои впечатления, эмоции. Посмотрите на год написания, что вы знаете об этом времени из истории, как вы думаете, что хотел показать Кандинский в этой картине. При ответе, обратите свое внимание на композицию картины.

Ответы: 1916 год, в это время в России происходит рост революционного движения, разного рода стачки, это преддверие революции, военных действий. На картине все смешано, не так как у других художников.

-Верно, и дома, и церкви, и кладбища с крестами, и дорога – все это Москва, столица России, и, соответственно, вся наша страна, которая стояла тогда на перепутье. Картину эту стоит воспринимать эмоционально, поскольку это не творение художника-реалиста, Кандинский не ставил себе задачу изобразить реальную Москву, какие чувства вы испытываете, когда вглядываетесь в эту картину?

Ответы: чувства движение, круговорот всего, из — за того, что все на картине смешано. Можно подумать, глядя на картину, что готовятся какие-то серьезные изменения.

— а каких чувств вы испытываете больше, положительных или отрицательных? Каково настроение картины? Почему?

Ответы: положительные, потому что много ярких цветов. На картине можно увидеть солнце, синее небо, пару людей и птиц в небе.

-Кандинский в этой работе показал свое ощущение от Москвы 1916 года, и вы тоже смогли почувствовать, что испытывал художник в то время. Хочу отметить, что Кандинский не принимал революцию, именно из-за этого он эмигрировал из России впоследствии, но пока, только в преддверие революционного движения, художник чувствует, что мир, его страна, его город изменились. Все смешалось: культура (старая и новая), политическая власть и политическое движение, появление новых прослоек в обществе. Жизнь изменилась, но в нет пока нет трагических нот. Жизнь, кажется ему яркой, бурной, активной. Какова тема этой картины?

Ответы: города, России, патриотическая тема.

-Верно, показать жизнь родного города или страны, его/ее состояние является главной темой не только раннего творчества Кандинского, но и большинства представителей авангарда (записывается в тетрадь)

Но обратимся к другой его работе. Разница между «Москвой…» и «Смутным» составляет меньше года, но что изменилось в сознании художника?

Просмотр репродукции картины «Смутное» (1917)

— В картине нет четких образов, если хорошо приглядеться, можно в абстракциях увидеть то ли лица, то ли фигуры людей и очень большое количество глаз. О чем это говорит?

Ответы: может так художник показал революцию, смуту в сознании людей.

— Верно, а как изменилась цветовая палитра? Помогает ли это вам понять настроение картины?

Ответы: яркого цвета мало, в центре картины, но очень много темного, который окружает цветные пятна. Создается тревожное настроение, ощущение опасности.

— так художник изобразил революцию 1917 года. Какой он ее видит? Соответствует ли революция, как ее увидел Кандинский вашим впечатлениям?

Ответы: художник показал, что революция несет в себе разрушение или уничтожение; показывает, что революция убивает все живое.

-взгляните внимательно на картину, я вам уже говорила, что на картине можно увидеть много глаз, посмотрите, куда они смотрят. Какое новое впечатление вы получаете от этого?

Ответы: глаза направлены в темноту, взгляды не пересекаются. Словно показаны, люди, которые одиноки, которые не могут определиться, как дальше жить, они страдают от войны.

-Действительно, взгляды у глаз не пересекаются и направлены в темноту, слово люди с тревогой вглядываются в будущее, хотят увидеть, что их ждет впереди. А почему именно глаза, как вы думаете, показал художник?

Ответы: «глаза – зеркало души».

-Верно, наверняка это высказывание было знакомо и художнику Кандинскому, что лучше, чем человеческий глаз покажет внутреннее состояние человека, его страхи и слабости, его боль и скорбь.

Таким образом, главная тема этой картины, как яркой представительницы работ авангардистов, является тема революции, выбора жизненного пути, и человека и перепутье дороги выбора. (запись в тетради)

Собственно на этих картинах мы с вами увидели ведущие темы, которые были воплощены в работах русских авангардистов.

Но не только в живописи, но и в литературе произошли коренные преобразования. Одним из художественных авангардных течений становится футуризм, главным представителем которого был В.В. Маяковский.

Работа с термином «футуризм». Поэтика футуризма.

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов в России. Представители футуризма говорили в своих манифестах о том, что они создатели новой поэзии. Главными манифестами футуристов, в которых была отражена поэтика этого течения, были: «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей II» (1913), «Манифест ОБЭРИУ» (1928).

Основные положения футуристов (записи в тетрадь):

«Мы — лицо нашего Времени»

  • «Мы творцы нового поэтического языка» (комментарий: используют окказионализмы)

  • «Всякое движение рождает свободный ритм» (стихи написаны для декламации народу, поэтому написаны свободно, так как говорят люди)

  • «Главное составляющее поэзии – храбрость, дерзость, мятеж» (эпатаж, противопоставление себя («футуристов») и других («людей»))

-Скажите, а это противопоставление можно сказать, что выражалось и в новой форме, как в работах Кандинского?

Ответ: да, своим творчеством, которое не было похоже не работы прошлого они хотели противопоставить себя и других.

-Одним из самых ярких поэтов русского авангарда, который прославился не только своей непохожестью на других, но и ставший лицом русского футуризма признанно считается В.В. Маяковский.

Доклад о жизни и творчестве В.В. Маяковского (3 мин. ), выступает подготовленный ученик.

(ученики слушают доклад и фиксируют важный материал себе в тетради, для учеников, которые плохо воспринимают информацию на слух все необходимое представлено на слайдах).

В докладе были озвучены основные художественные средства, которые использовал В.Маяковский. Озвучьте их.

Ответы: Особая ритмика, Специфическая образность, Обновленный лексический словарь, Новая графическая структура стиха – «лесенкой».

-Главная тема творчества – утверждение нового общества. Свое искусство посвятил революции, людям, ее делавшим – так утверждал Вл. Маяковский. В ранней его лирике – ведущими действительно являются темы революции, коренного изменения общества, но постепенно общественные гражданские темы сменяются интимными размышления поэта о том, что изменилось, а что осталось неизменным в жизни людей. Как поменялись отношения людей. Трагичность нового общества показал поэт в своем проникновенном стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».

4. Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

Ученики прослушивают аудиозапись стихотворения В.Маяковского (читает О. Басилашвили), на столах и на презентации выведены слова, требующие комментария. В ходе прослушивания выполняют задание: выделить композиционные части стихотворения.

5.Работа с текстом. Анализ стихотворения

сколько композиционных частей вы выделяете? Озаглавьте их.

Ответы: три части. 1 часть – улица, люди, «упала лошадь»; 2 часть – лошадь, «глаза лошадиные», 3 часть – размышления лирического героя, «лошадь пошла».

мы с вами выделили три композиционные части, отметили их границы. Теперь давайте разделимся на три группы (1,2,3 ряд соответственно), и каждая группа поработает над индивидуальными заданиями (задания для групп выводятся на экран, время выполнения – до 5 мин.):








«лошадь упала» или образ улицы

«глаза лошадиные» или образ лошади

«лошадь пошла» или лирический герой

1.Почему упала лошадь? (было скользко, лошадь устала)

2.Как отнеслись к этому люди?(равнодушно, «смеялся Кузнецкий»)

3.Найдите ключевые слова в этой части (улица скользила, лошадь …грохнулась, смех зазвенел,)

4.Какие средства художественной выразительности встретились?

1.Что чувствует лошадь?(боль и стыд)

2.Каким она видит окружающий мир?(«улица опрокинулась. Течет по –своему»)

Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста!!!

3.Какие средства художественной выразительности встретились?

1.Что помогло лошади встать?(поддержка лирического героя)

2.На кого похожа лошадь? О ком еще это стихотворение? (о людях, потому что лошадь плачет и лирический герой говорит, что все мы похожи, «каждый из нас по своему лошадь».)

3. Какими словами называет лошадь лирический герой? (старая, лошадь, деточка, Вы, рыжий ребенок, жеребенок)

4.Какие средства художественной выразительности встретились?


— а теперь посмотрим языковую организацию стихотворения. С помощью каких изобразительно-выразительных средств передано описание события в первой части стихотворения.

1 группа: «Лошадь упала»

Прочитайте первую строфу стихотворения. Что необычного в этих строчках? Какие звуковые ассоциации у вас возникают?

Ответ:  Цокот копыт.

— Да, действительно, по мостовой движется лошадь. Как звучит цокот ее копыт. Какие звуки помогают услышать их? Какие звуки вы слышите?

Ответы: ГРБ,ГРБ, ГРБ.

Да, один из приемов, помогающих создать звуковой образ, который использовал Маяковский в данном стихотворении, называется  аллитерация.

— С какой целью поэт применяет этот прием? Какие еще ощущения вызывают звуки? Что слышите?

Ответ: Слышится ощущение гула, конного бега, грохота на улице.

— Ребята, а в расположении слов вы ничего необычного не заметили? Как они расположены?

Ответ: Слова располагаются лесенкой.

-Такое расположение стиха ввел в современную поэзию Маяковский. Как вы думаете, для чего Маяковский так располагает слова – лесенкой?

Ответ: Чтобы выделить каждое слова, каждое слово очень важно, за ними кроется смысл.

— Эти слова помогают передать особую атмосферу того времени. Когда было написано стихотворение?

Ответ: В 1918 году.

— вспомним, какое это время для России, совпадает ли мироощущение Маяковского с Кандинским? Какая из картин Кандинского, которые мы рассматривали на уроке, больше соответствует настроению стихотворения?

Ответ: может быть разным, главное, чтобы дети могли привести доказательства своей точки зрения.

-Поэт переносит нас на одну из самых больших и оживленных улиц г. Москвы – Кузнецкий мост, на которой происходит неожиданное, неординарное событие. Какое?

 Ответ: Упала лошадь.

 — Почему она упала? Какие изобразительные средства помогают нам понять это?

Ответ: олицетворение: «ветром опита, льдом обута»; метафора: «улица скользила».

—  Какова реакция тех, кто был на этой улице?  Зачитайте отрывок.

Ответ:«Лошадь на круп» до «смеялся Кузнецкий».

-Как отнеслись они к падению лошади? Каким образом автор дает понять свое отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Как автор характеризует этих людей, их смех, какими словами?

Ответ:  Смеются, сгрудились зеваки, «смех зазвенел и зазвякал».

-Смех неприятно «Звякает», а гул голосов похож на «вой». Видим ли мы реальных людей, их описания?

Ответ: нет, с помощью метонимии («штаны пришедшие кузнецким клешить», «смеялся Кузнецкий») показывает не реальных людей, а толпу безликую, неживую.

Смех один на всех, смех объединяет этих разных людей, которых мы не можем увидеть поодиночке, это уже толпа, они становятся толпой. Так в стихотворении возникает обобщенный образ безликой толпы. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей. Люди стали равнодушными к чужой боли, к чужим переживаниям.

Давайте послушаем вторую группу и посмотрим, к каким выводам пришли они. Условно мы назвали эту часть «глаза лошадиные»

— Что чувствует лошадь?

Ответ: Она  чувствует боль, плачет.

Ведь она не просто упала, а как в тексте сказано?

Ответ: Грохнулась.

В этом слове что мы сразу ощущаем?

Ответ: Размеры лошади и неожиданность падения.

— Почему она плачет?

 Ответ: От боли.

— Но только ли от боли?

Ответ: Ей больно, но и больше всего обидно, стыдно.

— Что чувствует лирический герой, который видит слезы лошади? Зачитайте отрывок. Ответ: «Какая-то общая зверина тоска плеща вылилась в шелесте».

— Отчего возникает эта звериная тоска?

Ответ: оттого что люди смеялись над несчастьем животного, их жестокость, равнодушие пугает вызывает боль и страх от отсутствия сострадания.

-Объясните другими словами это выражение «плеща вылилась на меня»

Ответ: т.е. захлестнула, переполнила душу.

-А как понимаете слова «расплылась в шелесте»? Шепот.  Может, эти слова не были произнесены совсем?

Ответ: Может лирический герой сказал это очень тихо, так, чтобы никто не услышал, кроме  лошади, а может и мысленно обратился к ней со словами утешения.

-А теперь пусть третья группа выскажет свою точку зрения на третью часть стихотворения.

— Какие слова лирического героя согревают сердце теплом и заботой? Как он называет лошадь, найдите эти слова в тексте.

Ответ: «Деточка, старая, рыжий ребенок, жеребенок».

— Какое слово здесь выбивается из ряда по смыслу? Почему он назвал ее «старой»? Для чего? На что хочет обратить наше внимание?  Что хочет подчеркнуть?

Ответ: Сначала на «вы», а потом как к ребенку, чувствуется жалость, сострадание, лирическому герою хочется утешить, поласкать, подбодрить. Даже взрослому человеку иногда нужны ласковые слова, слова поддержки, И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой – недопустимо. И поэт был уверен в победе человечности, он верил в то, что « от сердца идущее слово» способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни. Тем самым он нам особенно дорог сегодня.

— Как вы думаете, почему изменилось ее настроение?

Ответ: Она почувствовала сострадание, поддержку, ласку и тепло, участие. В конце чувствуется желание жить, оптимизм.

-Каков же поэтический замысел стихотворения? Как вы думаете, какие слова ключевые, самые важные в данном стихотворении? Строки, в которых заключается главный смысл стихотворения? В какой части стихотворения они находятся?

Ответ:«Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь».

— Какой смысл кроется за этими словами? Как вы понимаете их.

Ответы – размышления детей (добровольно)

 -К кому обращен монолог? Только ли к лошади?  На кого похожа лошадь?

Ответ: Лирический герой обращается к ней как к человеку и подчеркивает глубокое уважение и сочувствие к ней, обращаясь на «вы». Человек и лошадь похожи чем-то. У каждого свой удел в этой жизни, каждый «везет свой груз» забот и тянет свою ношу. Мы похожи на лошадь и тем, что измотаны бываем, устаем и нас иногда покидают силы.

— Как вы считаете, актуальны ли эти стихотворные строки, спустя почти 100 лет? Над эти вопросом я предлагаю вам поразмыслить над этим дома.

Завершить свой урок, я хочу словами русской поэтессы Марины Цветаевой (современницы Маяковского), которая однажды так отозвалась о творчестве Владимира Маяковского: «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом еще долго будет ждать нас». Спасибо за урок.

Домашнее задание: готовить наизусть стихотворение В.Маяковского (выбор), написать эссе на тему: «Актуальность стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»».


В конце урока выставляются оценки, комментируется работа учеников на уроке.





Свежие документы:  Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: