Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе Тема: Русская народная сказка «Теремок»


Урок внеклассного чтения

в 1 «Б» классе

Тема: Русская народная сказка «Теремок».

Учитель : Глухова Н.А.

Цели урока:

  • познакомить с русскими народными сказками о животных;

  • вести термин «анималистические» сказки;

  • развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц;

  • расширять словарный запас; .

  • развивать умение видеть в сказках экологический смысл;

  • воспитывать у детей чувство ответственности к окружающей среде, к своим поступкам;

  • воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботиться о своем родном крае.



Оборудование:

  • на доске пословицы,

  • презентация;

  • элементы костюмов сказочных героев;

  • книги для выставки .

.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Прочитайте названия книг на выставке. («Лиса и заяц»,»Кот и лиса» и т. д.)

Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, волк,заяц, петух и т. д.)

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

(Сказанные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказки .)

Значение слова Ассоциация по Ожегову:
Ассоциация —
Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.

То есть, что вы представляете услышав слово сказка?

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово сказка? (Добро, вечер, лиса и т. д.)

А почему именно эти ассоциации? (объяснение детей)

Итак, мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится (учитель называет начало фразеологизма, делает паузу, дети называют хором концовку):

  • Хитер как… (лиса).

  • Голоден как… (волк).

  • Труслив как… (заяц).

  • Болтлив как… (сорока).

Речевая разминка

На доске пословица:

Кашу кушай – а сказку слушай:
Умом – разумом смекай да на ус мотай!

— Прочитайте. Что это? (пословица)
— Прочитайте эту пословицу, выделяя голосом подчёркнутые слова, а остальные слова спокойно.

Кашу кушай – а сказку слушай:
Умом – разумом смекай да на ус мотай!

Кашу кушай – а сказку слушай:
Умом – разумом смекай да на ус мотай!

— Прочитайте быстро!
— Прочитайте выразительно!

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что нам хотел сказать человек, сложивший её? (Нам хотели сказать, что читать сказки полезно. В них обязательно есть какое – то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)


Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Теремок».

Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная сказка.)

3..Чтение сказки (Читает учитель).

4.Беседа о прочитанном.

— Назовите еще раз героев сказки.

-Ребята, а с чем можно сравнить Теремок?

Можно рассматривать «Теремок» как Природу, а человек выступает в роли «Медведя» вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Итак, что же произойдет, если человек не задумываясь, будет вмешиваться и разрушать природу?

Ребята, а чтобы вы посоветовали медведю?

А раз медведь – это человек, значит, всех этих советов должны придерживаться и мы с вами?!

Так, как же мы должны относиться к природе?

Что не должны делать??

Как должны помогать природе? Какие правила должны помнить?

Физкультминутка

Давайте проведем физкультминутку.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И читать мы начинаем.


5. Творческая работа.

Давайте все эти правила попробуем превратить в плакаты, а сказочные герои нам помогут!

6. А сейчас мы с вами посмотрим инсценировку этой сказки, но на экологический лад.

(дети 2 класса показывают инсценировку сказки «Теремок» на экологический лад)


Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)

         Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.

Петух.

Еж.

Медведь.

Ведущий.      В чистом поле теремок, теремок;

                       Он не низок, не высок, не высок.

                       Кругом чистые луга,

                     Рядом чистая река,

       А вокруг стоит лесок,

       Мусор в нем — большой порок.

                       Тут Лягушка мимо шла,

        К теремочку подошла.

Лягушка.      Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто, кто в теремочке живет?

       Кто, кто в невысоком живет?

        Ква – ква, тишина!  

       В теремочке я одна!

      А из этого окна

      Речка чистая видна.

      Жить тут — просто загляденье:

      Воздух чист, и нет сомнений –

      Остаюсь тут навсегда — да, да, да!

Ведущий.    Только свет зажгла Лягушка,

                     Появилась Мышь-норушка.

Мышка.       Это что за теремок, теремок?

                    Он не низок, не высок, не высок.

                    Кто, кто в теремочке живет?

                    Кто,  кто в невысоком живет?

Лягушка.    Я — Лягушка-квакушка!

     А ты кто?

Мышка.     А я — Мышка-норушка!

    Пусти меня в дом,

    Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка.   Я пустить-то тебя рада,

                   Только мне грязнуль не надо!

                    Кругом дивна красота,

     Пусть останется она.

Ведущий.    Поселилась Мышь с Лягушкой –

                     Лупоглазою подружкой.

     Топят печь, зерно толкут

     Да блины в печи пекут.

     Так живут они тихонько,

      Ходят в лес они порой,

     Только мусора вагоны

      Не оставляют за собой:

     Где найдут, какую банку,

     Тут же вмиг ее возьмут,

      Подберут и даже палку,

     Чтоб без дела не лежала тут.

      Вдруг явился на рассвете

      Петушок горластый — Петя.

Петух.                Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

        Это что за теремок, теремок?

       Он не низок, не высок, не высок.

       Кто-кто в теремочке живет?

       Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе.)

        Здесь живем мы — две подружки,

        В чистом поле дом нашли,

       А из грязного болота

       Убежать теперь смогли.

       А ты кто?

 Петух.                А я — Петушок,

       Золотой гребешок,

       Масляна головушка,

       Шелкова бородушка.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду честно вам служить.

       Спать я буду на дворе,

       Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе.)

       Так и быть, мы впустим в дом,

       Только, чур, тебе поем:

       Береги и ты природу,

       Не бросай ты мусор в воду,

       Охраняй от разных бед,

       И не спи же ты в обед.

Ведущий.     Вот живут они — Лягушка,

                     Петушок и Мышь-норушка;

                     Их водой не разольешь.

                     Вдруг явился серый Еж.

        Еж.               Это что за теремок, теремок?

      Он не низок, не высок, не высок.

     Кто-кто в теремочке живет?

     Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Мы — веселые зверята,

      В чистом поле дом нашли.

     А ты кто?

        Еж.               Я колючий Ежик,

      Ни головы, ни ножек.

      Я из лесу к вам пришел,

      Там беды большой подъем:

      Люди там так отдыхают,

      Сразу шум стоит такой,

      Всех зверюшек распугают,

      Мусор всюду оставляют.

      Жить там стало невтерпеж –

       Хоть куда девайся Еж.

       Разрешите здесь пожить,

       Буду терем сторожить.

      Лучше нас, лесных ежей,

       Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

      Так и быть, пожалуй, в дом,

      Жить мы будем вчетвером.

Ведущий.    Вот живут они, играют,

      И печаль, и грусть не знают.

      Не грозят им шум и гам,

     Спят спокойно по ночам,

     Воздух свеж и так приятен,

     Нет от дыма и следа.

     Хорошо живут зверята —

     Всем довольные ребята.

     В это время из берлоги

     Вышел Мишка толстокожий,

     Он мотает головой,

     Рассуждает сам с собой.

     Вдруг увидел — дом стоит,

      Рядом реченька бежит. Он решил …

Медведь.     Пойду туда,

                    Наломаю там бока!

Ведущий.   Оттого он злой такой,

     Кто-то разбудил его зимой,

     Не дал Мишке крепко спать.

    Стал он злым, стал всем мешать.

    Если б люди всех любили,

    Уважали бы зверей,

   Не пошел бы Мишка бурый

   Дом ломать у малышей.

   Лишь вломился он в домок,

   Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

   Что же ты наделал, Мишка?

   Ты зачем сломал домишко?

   Где же жить теперь зверятам?

   Ты б не трогал этот дом —

   Так прекрасно было в нем!

  И пока жива природа,

    Жить должно в ней много

    Лесного народа.

Медведь.     Я же вовсе не хотел

                    Обижать вас, братья!

                    А имея крупный вес,

                    Просто в гости я полез.

Ведущий.   Вот так и люди поступают;

                    Имея силу, разум, власть,

                    Лесных зверей не уважают,

                    Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

      Пусть все живут на свете вместе,

      И только так спасем мы мир.

      Ведь если каждый человек,

      Устроил на поляне пир,

      Захочет мусор свой забрать,

      И потушить костер, залить,

      Не будет каждая букашка

      Свой новый дом опять искать.

Медведь.     Но я же вовсе не хотел

                     Обидеть вас, друзья!

      Я новый дом построить помогу

      На радость вам, назло врагу.

Ведущий.     И пошла у них работа!

                     Дом срубили за момент:

                     Он высокий и красивый,

                     И стоит как монумент.

                     За собой они убрали,

                     Мусор быстро весь собрали,

                     Чтоб не засорять окрестность,

                     Чтоб была красивой местность.

                     Так вот жили и живут

                     Экологию все чтут.

А что же это за наука такая? (подготовленный ученик рассказывает)

.

1 чтец. Если я сорву цветок,

              Если ты сорвешь цветок,

              Если все — и я, и ты,

              Если мы сорвем цветы,

             Опустеют все поляны

                    И не станет красоты.

2 чтец.  Много трав растет полезных

             На земле страны родной.

             Могут справиться с болезнью

             Мята, ландыш, зверобой.

Ведущий. Но много трав уже занесено в Красную книгу. А что это за книга? (подготовленный ученик рассказывает о Красной книге)

3 чтец. Охраняются Красной книгой

                   Столько редких животных и птиц.

                   Чтобы выжил простор многоликий

                    Ради света грядущих зарниц.

4 чтец. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

            Чтобы души не стали пусты,

             Охраняются птицы, охраняются звери,

             Охраняются даже цветы.



. Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать

правила поведения в лесу.



5 чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,

                     Чтоб леса вокруг шумели,

                     Чтобы были голубыми небеса.

 

6 чтец. Чтобы речка серебрилась,

                     Чтобы бабочка резвилась

                     И была на ягодах роса.

    7 чтец. Мы хотим, чтоб солнце грело,

                 И березка зеленела,

                      И под елкой жил смешной колючий еж.

         8 чтец. Чтобы белочка скакала,

                      Чтобы радуга сверкала,

                      Чтобы летом лил веселый дождь.

.Подведение итогов.

       -Что могут сделать школьники для охраны природы?

Школьники могут сажать деревья и кустарники, выращивать цветы и охранять зелёные насаждения.

Каждую весну ребята могут строить домики для птиц, а зимой — кормушки и подкармливать птиц.

Долг каждого  школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнём в лесу.

3амечательный писатель и большой любитель природы,  М.Пришвин писал: «Мы —  хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».



Итак, вот какой интересный урок у нас получился!

Какая тема нашего урока? (Русские народные сказки)

-Только ли о сказках мы сегодня говорили?

— Какие правила вспоминали?( правила поведения в природе, охрана природы)

— А что помогло нам вспомнить эти правила?

Правильно ребята — это сказка!

Читайте побольше сказок, и они расскажут вам много нового и интересного

VI. Домашнее задание

-В домашней библиотеке поищите другие сказки о животных. Принесите эти книги в уголок внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к сказкам, прочитанным на уроках или дома.




.


Список использованной литературы.
1. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002 — 192 с.

2. Русская народная сказка «Теремок»

3. Толковый словарь Ожегова

4. Интернет ресурсы.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Под грибом"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: