Конспект внеклассного мероприятия «Красную речь красно и слушать» 10 класс


Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Шарьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Костромской области»









Внеклассное мероприятие в 10 классе

Урок культуры речи

Тема: «Красную речь красно и слушать»













Учитель русского языка:

Зузик Алефтина Валентиновна









г. Шарья

2013 год

Цель мероприятия:

Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Задачи.

  1. Образовательная задача:

Формировать умение грамотно строить устное высказывание с соблюдением правил культуры речевого общения.

  1. Коррекционно — развивающая задача:

Развивать разговорную речь учащихся через создание речевых ситуаций.

  1. Воспитательная задача:

Прививать любовь к родному языку, воспитывать бережное к нему отношение.





Предварительная подготовка

  1. Анкетирование

  2. Изучение материала по данной теме:

  • Подборка пословиц о русском языке.

  • Высказывания классиков о русском языке.

  • Методическая литература.

  1. Подготовка учащихся класса (заучивание стихов).

  2. Оформление класса:

  • Плакаты.

  • Стенгазета «Русское слово» (Приложение № 2).

  1. Подготовка компьютерной презентации (Приложение № 1).

  2. Раздаточный материал (буклеты, памятки) (Приложение №3).

Продолжительность внеклассного мероприятия 40 – 45 минут.

Место проведения: кабинет русского языка.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора.







Ход мероприятия.

Этап урока

Действия учителя

Предполагаемые действия учащихся

ИКТ

Слайды

I Орг. момент

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев 1882 г



Портрет Тургенева

Слайд 1

II Актуализация знаний

— Ребята, вам понятна тема нашего урока?



— Так о чем состоится разговор?





— Да, мы будем говорить о языке, о слове, как им пользоваться, как нужно правильно говорить, а всё это называется культура речи.

— Да.





— О языке, о слове, о том, как правильно говорить.



III Основная часть. Изучение нового материала.





















































































































































































































































































































































































































IV Закрепление.

























































V Подведение итогов.

Тема нашего урока культуры «Красную речь красно и слушать».



— Как вы понимаете словосочетание «красная речь»?

— Что значит «красно слушать»?

— Эта пословица пришла к нам с давних времен. Обратимся к истории Древней Руси.

— великий князь Киевский Владимир Мономах (1053 — 1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:

  • «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.

  • При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться…

  • Не свирепствовать словом, не хулить в беседе…

  • Не много смеяться, стыдиться старших…

  • Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»

— Все, что было сказано великим князем Киевским Владимиром Мономахом в XIXII веке важно и актуально в современном XXI веке.

Особенно заострим внимание на последнем высказывании. Прочитайте его.









— Выскажите свое мнение, как вы понимаете эти слова?

— Как можно поздороваться с человеком?



— С каким чувством нужно сказать эти слова приветствия?

— Молодцы, правильно!



— Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.



— Я попрошу Царёва А. прочитать стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте».

А вы, пожалуйста, послушайте его внимательно.



































— Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «здравствуйте»?



— Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



— Человек живет в обществе. И оно диктует свои правила поведения, в том числе, правила культуры речи. Обратимся к известной сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Вы ее знаете.

Старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство».



— Может ли получиться из неграмотной, грубой, алчной старухи владычица морская?

Достойна ли она такого высокого

поста?



— А вот героиню другой пушкинской сказки братья – богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что – де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.



— Так какая же у героини была речь?



— Писатель К. Г. Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб», «Стальное колечко» и др. произведений утверждал: «Языком мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».



— Ребята, а где вы учитесь языку?















— Сколько, по – вашему, нужно человеку слов, чтобы успешно общаться, понимать свои мысли и быть понятым другими?

Справка. Элочке, героине Ильфа и Петрова, хватило и 30 слов, ее подруге Собак, считавшей себя образованной, достаточно было 180 слов, а негру из племени людоедов «Мумбо — юмбо» нужно было 300 слов. В. Шекспир пользовался 12000 слов, современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 000 слов.



— Приглашаем ребят Артема и Вову выйти к доске и показать небольшую сценку.

«Поговорили». А. Шибаев.























































— Спасибо, вы молодцы!

— Ребята, что вы можете сказать о наших героях?









-Вы так же общаетесь, как и наш герой?

-Как исправить положение человеку, если его речь бедна?



-А как исправить данную неприятную ситуацию, чтобы избежать конфликта? (Приглашаются двое учащихся для инсценировки ситуации).



— Вы очень артистичны и смогли подобрать нужные слова.

Смогли избежать конфликта.



-Так вот, чтобы в жизни вы были более успешны, надо соблюдать совсем не сложные правила общения.

1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.

2. Соблюдение субординации по возрасту.

3. Учет ответной реакции собеседника.

4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.

5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени – отчества собеседника.



— Ребята, о чем мы сегодня говорили?

-Полезен ли для вас был этот разговор?

Что вы взяли себе на заметку?



— Сегодня каждый из вас получит в подарок памятку. Она поможет вам находить общий язык с людьми. Сейчас я озвучу результаты анкетирования.



— Ребята, спасибо большое за активное участие в подготовке урока. Благодарю за чтение стихов, инсценировку, обсуждение и замечательную газету.

А. А. Ахматова в тяжелое военное время написала стихотворение «Мужество».

Этим стихотворением мы закончим сегодня наш урок.



Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем-

Навеки!

Февраль 1942 год







— Красивая речь.



— Приятно слушать.



























































Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

— Надо поздороваться.



— Здравствуйте! Добрый день! Добрый вечер! Доброе утро!

— С улыбкой, добротой, уважением.



































Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы

ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



— Пожелание здоровья.



— Это было сказано доброжелательно.









































— Нет. Ведь она даже не умеет правильно говорить (молвить).

































— Правильная, грамотная, красивая.















— В школе, дома, в общественных местах.

— Общаемся с родителями, с друзьями, с учителями.



— Много.





























Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!

— Как живешь? – спрашиваю.

— Нормально, — отвечает.

— А с учебой как?

— Нормально.

— Ты, говорят, болел… Теперь – все в порядке?

— Нормально.

— Хорошо, значит?

— Ну, я же говорю – нормально.

— Странно ты говоришь…

— Почему? Нормально.

— Ты считаешь – нормально?

— Нормально.

«Да-а, — грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»





-Один умный, много знает слов, хорошо разговаривает, а словарный запас другого очень бедный.

— Нет, да.



-Читать книги.































































— Надо соблюдать правила общения.










Заголовок урока культуры. Слайд 2.







Слайд 3.

















































































Слайд 4.































































































Слайд 5









































Слайд 6.





























Портрет Паустовского. Слайд 7.























































Слайд 8.























































































Слайд 9.

















Слайд 10.







































































Слайд 11.


























































Приложение

  1. Презентация (11 слайдов).

  2. Стенгазета «Русское слово».

  3. Буклеты – памятки.

  4. Плакат – толкование слова «субординация».

  5. Плакаты с пословицами.

  6. Анкета.









































Список использованных источников

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1982. – 816 с.

  2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2008. – 616 с.: ил.

  3. Лозинская Т. П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997. -182 с.

  4. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художник В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).



Свежие документы:  Тест по Литературе "Бежин луг" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: