Контрольная работа по литературе (в 2-х вариантах) 11 класс





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского района Республики Мордовия






Контрольная работа

по литературе для 11 класса

(в 2-х вариантах)









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Данилина Галина Олеговна











2013 год














Вариант 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Часть 1.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков». Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

Свежие документы:  Урок литературы в 9 классе на тему «Да, были люди в наше время…»

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»



А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».


А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова


А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории


А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?


А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?




Часть 2.

ВЕЧЕР


Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.


На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.


А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река…»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?




Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)




















Литература 11 класс

Вариант 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

Свежие документы:  Литература "Поурочно-тематическое планирование" 2 Класс

Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?

Решётки-то на замках, — подтвердил «гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

Да… — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

Основание? — строго спросил гость.

Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками… Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

Профессия?

Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

Бездомный.

Эх, эх… — сказал гость, морщась.

А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

Ужасно не нравятся.

А вы какие читали?

Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

А как же вы говорите?

Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием…


М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса «Причины трагической судьбы Ларисы в драме А.Н.Островского «Бесприданница»


А 1.Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

А 2. Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?

А 3. «Я хочу, чтобы ………. перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». За кого просит Маргарита, поменяв своё заветное желание на просьбу о прекращении издевательства? Запишите имя этого персонажа, пропущенное в тексте.

А 4. В начале приведенного фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

А 5. Слова Воланда «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» стали крылатыми. Как называется оригинальная авторская мысль, облеченная в краткую, запоминающуюся форму, ставшая крылатой?


Часть2.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.


С. А. Есенин, 1925


В1.Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.

В2.Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.

В3. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый» , «под метелью белой»)?

В 4.Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).

В 5. Как называется речь главного героя, обращенная к самому себе или к другим, но не зависящая от реплик?



Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)





Ответы.

Вариант 1.

А1

реализм

В1

пейзаж

А2

рассказ

В2

сравнение

А3

Тихий Дон

В3

метафора

А4

контраст

В4

рифма

А5

психологизм

В5

анапест


Вариант 2.

А1

роман

В1

хорей

А2

Мастер

В2

строфа

А3

Фрида

В3

эпитет

А4

диалог

В4

ассонанс

А5

афоризм

В5

монолог





Использованная литература.

  1. КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».

  2. Литература 11 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений. Под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение», 2012 год.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: