Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомли Тверской области















Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза»









подготовила

учитель русского языка и литературы

Плотникова Светлана Николаевна













г. Удомля

2011

Вариант 1.

  1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.

Действие I. Явление 5.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык…

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

  1. Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

  2. Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

  3. Как в драматургическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонация, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)?

  4. Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

  5. В пьесе А.Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении?

  6. Каким терминов обозначается нарушение закрепленного нормой порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

  1. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

  1. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

  2. В каких произведениях русской литературы показана трагическая судьба русской женщины и в чем сходство и различие историй этих героинь с судьбой Катерины?

  1. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов (одна из предложенных тем на выбор)

  1. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»?

  2. Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь… и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию.

  3. Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.





Вариант 2

  1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.

Действие IV. Явление 2.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?

  1. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

  2. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

  3. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?

  4. Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

  5. Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

  6. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе, Как называется такой персонаж?

  1. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

  1. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

  2. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

  1. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов (одна из предложенных тем на выбор)

  1. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»?

  2. Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь… и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию.

  3. Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.

Критерии оценивания.

Задание I. За правильный ответ на вопросы 1–6 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

задания

Ответ 1 вариант

Ответ 2 вариант

Драма

Ремарка

Диалог

Реплика

Реплика

Драма

Конфликт

Диалог

Антитеза

Конфликт

инверсия

внесценический

Задание II. Вопрос 1. Учащиеся должны обнаружить понимание, что в пьесах обо всем сообщается и все совершается посредством речи самих героев. В процессе анализа эпизода драматического произведения они должны обратить внимание на речь действующих лиц: как она помогает раскрыть духовный мир героя, его чувства? как свидетельствует о культуре человека, его социальном положении? Кроме того, необходимо проанализировать ремарки.

Вопрос 2. Вариант 1. Возможные ответы: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Анна Каренина» («запретная» любовь и выбор героини); Н.А.Некрасов «Мороз, Красный Нос», поэзия, И.С.Тургенев «Муму» (Образ Татьяны), Н.С.Лесков «Тупейный художник» (подневольное положение)

Вариант 2. Возможные ответы: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Оценка заданий 2, 3 проводится по критериям ЕГЭ https://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html

От 51% до 74% — удовлетворительно

От 75% до 89% — хорошо

От 89% до 100% — отлично

Литература

  1. ЕГЭ-2011: Литература / ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин– М.: Астрель, 2010.

  2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Литература. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Федоров А.В., Новикова Л.В. Зинина Е.А. — М.: Астрель, 2010.

  3. ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания/ФИПИ автор: Ерохина Е.Л. — М.: Экзамен, 2010.

  4. Единый государственный экзамен 2011. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, 2010.




Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 4 класса "Книга – наш лучший друг"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: