Контрольные работы по литературному чтению 4 класс «Текущая проверка навыка чтения молча»


I вариант

Э.Ю. Шим

Храбрый Опёнок

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:

Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится. И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братца маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

Свежие документы:  Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам»

И низко-низко поклонились Опёнку.

(474 слова)









Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чём рассказывается в этом произведении?

  • о жизни в лесу

  • о том, где растут боровики

  • о грибниках

  • о храбрости и выносливости Опёнка

2. Где происходила описанная история?

  • на лугу

  • в поле

  • в лесу

  • на реке

3. Когда грибники встретили Опёнка?

  • ранней осенью

  • летом

  • в ненастное время

  • поздней осенью

4. Как автор называет разные грибы? Найди ответы в тексте. Запиши.

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

5. Где грибники искали грибы?

  • на полянах

  • в перелесках

  • в чаще леса

  • на опушке леса

6. Во что собирали грибы грибники?

  • в корзины

  • в лукошки

  • в кузовки

  • в сумки


7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 — начало истории.

  • Поздняя осень в лесу.

[1] Урожай грибов.

  • Холодно стало в лесу.

  • Встреча Опёнка с грибниками.

  • Появление Опёнка.

8. О чём мечтал Опёнок?

  • быть красивым

  • быть нужным людям

  • быть лучшим грибом

  • быть вкусным грибом

9. Какое предложение помогает понять главную мысль?

  • Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

  • А грибники всё равно не замечают Опёнка.

  • Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

  • Да такой невидный, такой неказистый!

10. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

  • В лесу растут грибы.

  • Грибы бывают разные.

  • Грибы собирают грибники.

  • Опята не исчезают до прихода зимы.



















































II вариант

М.М. Пришвин

Ужасная встреча

Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, разыскивать только птицу

Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот — с правой, и так произошла эта ужасная встреча. В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутёк, а за ним ринулся Ромка. Я не успел ни свистнуть, ни крикнуть «тубо» («нельзя»).

Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап на влажной земле, на грязи, по краям луж и на песке ручьёв. Много перешёл я полянок, мокрых и сухих, перебрёл два ручейка, два болотца, и наконец вдруг всё открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот; спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. Нетрудно мне было догадаться, о чём они думали. Тигровый кот говорит:

Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.

Ромку же я понимал так:

Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, а всё-таки я тебя разорву пополам! Вот только позволь мне ещё немного подумать, как лучше бы взять тебя.

Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутёк, за ним пустится и Ромка. Если попробовать Ромку позвать…»

Долго раздумывать, однако, было некогда. Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству:

Роман Василич!

Он покосился. Кот завыл. Тогда я крикнул твёрже:

Роман, не дури!

Ромка оробел и сильней покосился. Кот сильнее провыл. Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделал, будто

рублю головы и ему и коту… Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. Это задело самолюбие Ромки. Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая:

Не дать ли ему?

Тогда я ещё раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во всё горло выкрикнул бесповоротное своё решение:

  • Тубо!

Он подался ещё к кустам, обходом явился ко мне. Так я сломил дикую волю собаки. А кот убежал.

(399 слов)













Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Определи жанр этого произведения.

  • сказка

  • басня

  • рассказ

  • былина

2. Почему автор так озаглавил свою историю?

  • потому что не любил кошек

  • потому что собака была охотничья

  • потому что кот и собака могли подраться

  • потому что охотничья собака была ещё не обучена

3. Где происходила описанная история?

  • в доме

  • во дворе

  • на полянке

  • в лесу

4. Когда происходили описанные события?

  • летним вечером

  • однажды во время урока

  • ранним утром

  • жарким днём

5. Какая самая трудная задача у охотника? Найди ответ в тексте и запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему волновался автор?

  • потому что кот пустился наутёк

  • потому что не было деревьев вокруг

  • потому что вокруг были кусты и полянки

  • потому что за котом ринулся Ромка

7. Восстанови план рассказа. Поставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 — начало истории.

  • «Разговор» между котом и собакой.

  • Встреча с котом.

[1] Урок на полянке.

  • Поединок собаки и кота.

  • Грозная команда хозяина.

8. Почему кот с собакой не подрались?

  • потому что они боялись друг друга

  • потому что мешали кусты

  • потому что их усмирил хозяин

  • потому что они устали

9. Какое предложение помогает понять главную мысль?

  • Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.

  • Если попробовать Ромку позвать…

  • Так я сломил дикую волю собаки.

  • А всё-таки я тебя разорву пополам!

10. Как ты понимаешь слова «дам тебе тигра в глаза»? Запиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III вариант

В.В. Яхонтов

Дальневосточные колибри

В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.

Это королёк — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.

В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем} в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода.! Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе.

Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.

(364 слова)


















Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Какую птичку называют дальневосточной колибри?

  • синицу

  • воробья

  • королька

  • соловья

2. Какой вес у королька?

  • один-два килограмма

  • пять-шесть граммов

  • десять — пятнадцать граммов

  • двадцать пять граммов

3. Как описан внешний вид королька? Найди ответ в тексте и запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какая легенда ходит в народе о корольке?

  • как королёк летает

  • как королёк поёт

  • как королёк перехитрил орла

5. В каких лесах живут корольки?

  • в смешанных

  • в лиственных

  • в елово-пихтовых

  • в берёзовых

6. При каком морозе поёт королёк?

  • при небольшом морозе

  • при сильном морозе

  • при десятиградусном морозе

  • при сорокаградусном морозе

7. Чем питаются дальневосточные колибри?

  • шишками

  • семенами

  • насекомыми

  • травой

8. Какую пользу лесам приносят корольки? Найди ответ в тексте. Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Где гнездятся корольки?

  • на высоких елях

  • на берёзах

  • на пихтах

  • на соснах

10. Найди в тексте описание гнезда королька. Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Сколько яиц откладывает королёк?

  • три-четыре яйца

  • шесть — восемь яиц

  • несколько штук

  • более девяти

12.Какого цвета яйца королька? Найди ответ в тексте. Запиши.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Какой это рассказ?

  • художественный

  • исторический

  • научно-познавательный

  • юмористический

14. Как королёк чувствует себя в неволе?

  • трудно привыкает

  • скучает

  • неволю переносит легко

  • не может жить в неволе

15. Какой факт из рассказа тебя удивил? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: