КВН по фразеологии для 7 класса «Пора на перезагрузку»


КВН по фразеологии для 7 класса

« Пора на перезагрузку»

Составила: учитель русского языка и литературы

Яшина Жанна Викторовна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2

Г.Ершова Саратовской области»





































Цель: 1. привлечь внимание учащихся к одному из самых сложных разделов русского языка – фразеологии,

2. научить учащихся через творчество, игру уметь видеть и понимать значение фразеологизмов.



Ход мероприятия:

Звучит всем известная песня В.Шаинского, открывающая телевизионную программу КВН.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим КВН.

Начнём с вами с приветствия. Каждая команда должна была подготовить визитную карточку: название, девиз, эмблему команды.

Все атрибуты должны быть связаны с фразеологией.



Команды представляют себя. Жюри оценивает.





Ведущий: Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.



Задание № 1

Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)

Как в воду опущенный ( грустный человек)

Толочь воду в ступе ( бесполезная работа)

Носить воду решетом ( бессмысленная работа)

Седьмая вода на киселе ( дальний родственник)

Воды не замутит ( тихий человек)

Набрал в рот воды ( молчаливый)

Как в воду глядел ( угадал, предсказал)

Как две капли воды ( очень похожи)

Прошли огонь и воду ( всё испытал)



Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие. Подводим итоги 1 конкурса.



Ведущий: А сейчас отправимся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся ваши знания и быстрота выполнения. Перед нами первое препятствие — пропасть, на дне, которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово.

Задание № 2 : Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка ( Утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами на воде писано, обдать холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды).





Подводим итоги 2 конкурса.



Ведущий: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот другое предложение: « С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь разговор идёт не о жидкости, времени.

Свежие документы:  Тест по литературе "Стихотворение Бородино" 5 Класс



Задание № 3: Я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложения с этим же сочетанием слов, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.



Гладить по головке

Кормить завтраками

С глазу на глаз

Поставить в тупик

Ходить на цыпочках



Протянуть руку

Прокладывать дорогу

Выйти из строя

Сесть в лужу

Лёгкая рука

Подводим итоги 3 конкурса.



Ведущий: А сейчас проверим домашнее задание, которые получили команды: Рассказать историю происхождения одного из фразеологизмов ( можно в виде презентации, иллюстраций, устного журнала).



Подводим итоги 4 конкурса.



Звучит « Песенка капитанов КВН» Конкурс № 5.



Ведущий: Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними.

На карточках написаны имена:

Ерёма ( я ему про Фому, а он мне про Ерёму)

Емеля ( мели, Емеля, твоя неделя)

Маланья ( на Маланьину свадьбу)

Фома ( Фома неверующий)

Макар ( куда Макар телят не гонял)

Сидор (драть как сидорову козу)

Федот ( Федот, да не тот)



Второе задание для капитанов. Найти устойчивые обороты в отрывках на карточках и объяснить их значение:



Карточка № 1

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу

( А.Шибаев)



Карточка № 2

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава.

( В.Викторов)



Третье задание для капитанов. К выполнению этого задания можно привлечь помощника из команды. Задание: Вытащив карточку, на которой написан фразеологический оборот, необходимо передать его значение с помощью предметов, жестов, мимики. Оставшаяся команда должна отгадать этот фразеологизм.



На карточках написано:

1 команда:

Водить за нос

Дело в шляпе

Льёт как из ведра



2 команда:

Намылить шею

Лить крокодиловы слёзы

Черепашьим шагом





Подводим итоги 5 конкурса.



Ведущий: Словарный запас русского языка постоянно изменяется – уходят вышедшие из употребления слова ( архаизмы), им на смену приходят новые (неологизмы). Происходят изменения и во фразеологии, появляются новые устойчивые сочетания слов. Вы, наверное, обратили внимание на название нашего мероприятия. Поэтому следующее задание: приведите примеры современных фразеологизмов, объясните их значение.



( Кинуть на мыло – передать по электронной почте,

всё фиолетово – всё равно,

меня глючит – крыша едет, вести себя неадекватно,

Свежие документы:  "Жизнь и творчество Мастера - В. М. Шукшина. Рассказ "Мастер". Урок литературы. 8 класс

пора на перезагрузку – пора что-то менять в своей жизни,

больной на всю голову – неадекватное поведение,

зависнуть в клубе – задержаться в клубе,

проехаться на шару – получить что-то на халяву, просто так,

грызть науку – усердно учиться, хотя сейчас чаще это выражение звучит с иронией,

навострить лыжи – к чему-то готовиться,

башню снесло – аналогично « меня глючит»,

утереть нос Достоевскому – сделать что-то очень хорошо).



Подводим итоги 6 конкурса.



Ведущий: Фразеологизмы встречаются в повседневной жизни, делая нашу речь яркой, образной. Следующее задание: отгадать, какой фразеологизм изображён на картинке, объяснить, в какой ситуации мы его можем употребить.

Для этого конкурса понадобится мультимедийная приставка или картинки можно будет распечатать и прикрепить к доске.



Белены объелся










Верста коломенская










волосы дыбом






вот где собака зарыта



деньги не пахнут













дым коромыслом







Из каждой команды приглашается один участник. В то время, когда вся команда отгадывает фразеологизмы в картинках, этот участник изображает в виде картинки любой фразеологизм и затем предлагает соперникам отгадать.

Подводим итоги 7 конкурса.





Жюри подсчитывает очки и называет победителя сегодняшней игры.



Ведущий: Фразеология – это величайшая сокровищница и ценность русского языка. В ней, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования.

( Последние слова ведущего можно вынести как эпиграф ко всему мероприятию).

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: