Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н.Андреева (рассказ «Кусака») для 7 класса


Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н.Андреева (рассказ «Кусака») 7 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г.Мытищи Сорокина Е.П.

Для участия в игре класс необходимо разделить на несколько команд, которые придумывают соответствующие теме названия. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Оборудование: мультимедийная система, чистые листы бумаги, карандаши, ручки, конверты с конкурсными заданиями.



Ход игры.

Команды рассаживаются по своим местам. /звучит мелодия/

Вступительное слово учителя. /слайд 1/

Имя Леонида Андреева – новое для нас. М.Горький говорил о нем, что это художник редкой оригинальности, редкого таланта. Л.Н.Андреев вписал в историю русской литературы одну из самых ярких, удивительных и своеобразных страниц. Творчество его, глубоко гуманное в своей основе, проникнутое бунтарским духом, полное кричащих диссонансов, непримиримых социально-философских разноречий, очень точно выражает личность самого писателя с присущими ему порывами беспокойной мысли, колебаниями, мучительной жаждой истины и отрицания окружающей действительности, которая казалась ему сплошной цепью разочарований и страданий. Вот почему многие его произведения посвящены слабым и обездоленным, униженным и несчастным, в защиту которых выступает писатель. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности.

Образ четвероного друга в литературе создали и другие писатели. Давайте вспомним и назовем авторов и названия произведений. /А.П.Чехов «Каштанка», А.И,Куприн «Белый пудель», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»/ Как изображена собака в этих произведениях? /собака как верный, добрый, ласковый друг человека, надежный защитник/

Кроме того, животное радуется, тоскует, переживает, собака словно очеловечена. Не является в этом отношении исключением и героиня рассказа Л.Н.Андреева «Кусака». Об основной идее рассказа писатель говорил: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». /слады 2,3/

Команды в течение 2-3 минут придумывают название.



1 часть

Вопросы по биографии и личности писателя /слайды 4-9/

1)Когда и где родился Леонид Николаевич Андреев?

/примерный ответ. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле в семье орловского мещанина, частного землемера./

2)В каком учебном заведении учился Л.Андреев?

/в 1882 году он был зачислен в Орловскую классическую гимназию, который окончил в 1891 году/

3)В каком университете писатель получил высшее образование?

/сначала он учился на юридическом факультете Петербургского университета, но через два года за неимением средств был отчислен и продолжил образование на 2-ом курсе юридического факультета Московского университета/

Свежие документы:  Тест по литературе "Древнерусская литература" 6 Класс

4)Кем служил писатель после получения диплома?

/помощником присяжного поверенного/

5)Чем он предпочитал заниматься вместо адвокатской деятельности?

/предпочитал репортерскую работу; писал в московские газеты под рубрикой «Из зала суда»; публиковал фельетоны/

6)В какой газете состоялся дебют Л.Н.Андреева?

/в ежедневной общественно-политической и литературной газете «Курьер» был опубликован и подписан подлинным именем рассказ «Бергамот и Гараська»/

7)Как писатель оказался в Финляндии?

/Л.Андреев приветствовал Февральскую революцию, но разочаровался в большевистском режиме, уехал из Петрограда в Финляндию и там скончался от сердечного приступа в 1919 году/

8)В какое время суток Л.Андреев писал свои рассказы? Как он создавал свои литературные шедевры?

/писал почти всегда ночью; он не просто писал свои произведения, он был охвачен ими как пожаром, отдавался писанию до полного истощения. Но, окончив произведение, он становился к нему странно равнодушен/







Часть 2

Вопросы по рассказу «КУСАКА» /слайд 10/

1)Как начинается рассказ «Кусака»? /со слов: «Она никому не принадлежала»/

2)Почему писатель не дает ей никакой клички, а постоянно называет ее ОНА? /таким образом писатель подчеркивает безличие собаки, ее ненужность/

3)Как жила собака? / «В одиночестве копила страх и злобу»/

4)Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? /пропойца-мужик/

5)Что вспомнил мужик, когда собака маленькими шажками приближалась к нему? /он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога/

6)Как поступок пропойцы-мужика повлияла на дальнейшую судьбу собаки?

/ «С тех пор собака не доверяла людям»/

7)Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? /Злоба/

8)Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны?

/на дачу, где жила собака, приехали дачники/

9)как встретила собака новых жильцов дачи? /она подкралась к девочке в коричневом форменном платье, яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и беззвучно скрылась в кустах/

10)Как дачники назвали собаку, как они привыкали к собаке? /Они привыкли к ее лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: «А где же наша Кусака?» Новое имя так и осталось за ней/

11)Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь?

/постепенно собака стала доверять людям/

12)Как она выражала свою любовь к людям? / «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным, жалким»/

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Андрей Болконский – Герой романа «Война и мир»"

13)Как изменилась внешность Кусаки, когда она обрела хозяев? / «Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистились, почернела и стала лосниться, как атлас»/

14)Как изменилось отношение к Кусаке со стороны чужих людей? /когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем/

15)В чем состояло счастье собаки? / «У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить»/

16)Как собака выражала людям свою преданность? /бдительно сторожил дачу/

17)Когда дачники собрались уезжать с дачи? /»Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой»/

18)Почему Кусаку оставили на даче? /Кусака – дворняжка, поэтому в комнатах ее держать нельзя, а двора нет, по мнению матери Лели/

19)На станции, когда уезжали дачники, автор вводит еще одного героя. Как его зовут? С какой целью Л.Андреев создал этот эпизод в финале рассказа ?

/образ Илюши-дурачка; жестокость людей к живым существам, даже к подобным себе нет сочувствия/

20)Как заканчивается рассказ «Кусака»? /Словами «Собака завыла»/



Часть 3

Вопросы по теории литературы

1)Что такое рассказ?

2)Чем отличается рассказ от повести?

3)Что такое композиция?

4)Какой тип композиции в рассказе «Кусака»? /Первая и последняя главы говорят об одиночестве собака, но в первой главе собака еще не имеет имени и не знает человеческой ласки, а в последней главе собака уже не имеет имени и знает, что такое предательство. Это зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приема – повтор и противопоставление/



Часть 4

Задание «Разгадай кроссворд»

/рабочая группа учащихся заранее составляет кроссворды для команд; вопросы составляют по сюжету рассказа Л.Андреева «Кусака»; после выполнения задания ответы проверяют ассистенты/



Подведение итогов /слайд 11, можно включить музыку в качестве фона при подведении итогов викторины/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: