Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе


Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.

Учитель начальных классов МОУ Данковской СОШ

Степанова Юлия Владимировна


Цель занятия: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, учить работать с различными источниками информации, развивать внимательное отношение к литературному слову.


Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к литературным сказкам А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.


познавательные: развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.


Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему, умение работать с разными источниками информации, использовать к качестве обучения ИКТ.


Оборудование:

Тексты сказок А.С.Пушкина,

толковый словарь,

компьютер, проектор

интерактивная доска, презентация к уроку

компьютер для учеников








































Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.

— Ребята, чей это портрет?

— Да, это Пушкин. Что вы знаете о нем? Какие сказки читали?

— Ребята, мы с вами прочитали все сказки Пушкина. Говорили о событиях, героях, их поступках. А сегодня мы посмотрим на сказки Пушкина немного по-другому:

  • в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем их объяснить их значения.

  • обратим внимание на слова-эпитеты, посмотрим, как они помогают нарисовать образ.

  • посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя.

  • обратим внимание, какие сравнения подбирает автор.

Эта работа поможет нам лучше понять тексты сказок и возможно даже по-другому взглянуть на какие-то события.

Нужно разделиться на команды по 3 человека. Команда должна работать слаженно и помогать друг другу. Вам нужно будет выполнить задания героев из всех 5 известных нам сказок. Можно пользоваться всем, что у вас есть: словарями, интернетом. В качестве баллов команда получит от героев сказки предметы, которые потом можно обменять на сладости.


  1. Конкурс «Невод с рыбками» Внимательный чтец Старик — 10 мин.

— Чем старик ловил рыбу? В неводе много рыбы.

— Чтобы получить рыбку, нужно ответить на вопрос из сказки. Посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок.

  1. Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? (33 )

  2. Какую песенку пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)

  3. Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону? (Буяна)

  4. Где поп впервые повстречал Балду? (на базаре)

  5. Кто подарил золотого петушка Дадону? (мудрец, звездочёт)

  6. На чём спал Балда? (на соломе)

  7. В кого первый раз превратился Гвидон? (в комара)

  8. Назовите профессию Балды связанную с лошадьми.(конюх)

  9. Кто главный у витязей. (Черномор)

  10. Из чего были скорлупки на орешках у белочки? (из золота)

  11. Чем убил Дадон мудреца? (жезлом)

  12. Кем приходились морские витязи царевне Лебедь? (братья)

  13. Чем Балда грозил чертям? (верёвкой)

  14. Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану? (поклон)

2.Конкурс Задание от белочки «Расколи орешек» Устаревшие слова.

— Узнай, из какой сказки строки и объясни выделенное слово. Можно пользоваться словарём, интернетом.

«На крыльце сидит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка…»

«Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата»

«А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой…»

«Послушай: платить обещались черти

Мне оброк по самой моей смерти…»

«Перед ней усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает…»

«Есть же мне давай варёную полбу»

«В колымагах золотых

Пышный двор встречает их…»

«… Видишь ты палку эту?

Выбери себе любую мету.

Кто далее полку бросит,

Тот пускай и оброк уносит…»

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил простофиля, избу!»

«Жил-был поп,

Толоконный лоб».

«Служат ей бояре, да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»

«Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моём подворье…»


  1. Конкурс Эпитеты «Звёздные слова» Задание от Звездочёта. 5 мин.

— Вставить пропавшие слова в строки. Эпитеты написаны на отдельных листочках и перепутаны. За задание, выполненное без ошибок, от звездочёта команда получает 5 звёзд.

— Какова роль эпитетов в тексте?

«Вот идёт он к ______________ морю,

Видит, на море _____________ буря:

Так и вздулись _____________ волны,

Так ходят, так воем и воют.

Стал он кликать _____________ рыбку…»

(синему, чёрная, сердитые, золотую)


«Что за чудо?» — мыслит он.

Вот осьмой уж день проходит

Войско в горы царь приводит

И промеж ____________ гор

Видит _____________ шатёр.

Всё в безмолвии ____________

Вкруг шатра; в ущелье __________

Рать _____________ лежит»

(высоких, шёлковый, чудесном, тесном, побитая)

«Вот зато тебе, лови!

И к царевне _____________ ,

_______________ , ______________ ,

Прямо яблочко летит…»

(наливное, золотое, молодое)


«Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в ______________ поле;

Море _____________ кругом,

Дуб ___________ над холмом.

Сын подумал: ____________ ужин

Был бы нам однако нужен.

Ломит он у дуба сук

И в _____________ сгибает лук…»

(широком, синее, зелёный, добрый, тугой)


4.Конкурс Зеркальце. «Узнай героя». Глаголы. Царица. 5 мин.

— Нужно узнать героя по его действиям.

— Можно ли по делам, действиям героев охарактеризовать героя?

запряжёт, вспашет, затопит, заготовит, закупит, испечёт, облупит. (Балда)

  • Обошла, убрала, засветила, затопила, взодралась, улеглась (царевна)

  • Шевельнётся, встрепенётся, обернётся, кричит (петушок)

  • Улыбнулась, взяла, сажала, угощала, уложила (шамаханская царица)

  • Удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, отпустил, сказал (старик)

  • Говорила, просилась, откупалась (рыбка золотая)

  • Вздурилась, посылает, не хочу, хочу (старуха)

  • Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду (царевна Лебедь)

  • Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся (море)

  • Разбежались, признались, повинились, разрыдались (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой)

  • Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ( князь Гвидон)

5. Фотография

— Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать? (картинки)

Чудесные предметы.

— Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок требовалось разгадать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать мне вопросы, чтобы отгадать, что же находится в чёрном ящике. Я буду отвечать «да» или «нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С. Пушкина.

( Яблоко; зеркало; орех)

Что за прелесть эти сказки.

— Каждой команде (одному из её игроков) предстоит выразительно прочитать отрывок из сказки А.С. Пушкина, а затем назвать главных героев этой сказки.

(Книги – у ведущего.)

6. Подведение итога.

— Игра закончилась.

— Что нового узнали?

— Команды награждаются грамотами за участие и призами.



Свежие документы:  Творческая работа на тему: «Как я представляю себе человека Древней Месопотамии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: