Литературно-музыкальная композиция для старших классов «Жизнь и творчество С. Есенина»


МОУ Новобурейская СОШ № 1



3 октября 2015 года исполняется

120 лет со дня рождения

Сергея Александровича Есенина

(1895-1925 г.)


Литературно-музыкальная композиция.


Оформление:

  • Мультимедийное оборудование для показа слайдов;

  • Книжная выставка «Поэзия Сергея Есенина»

Аудиозаписи:

  • «Клён ты мой опавший…» в исполнении Г.Великановой;

  • «Не жалею, не зову не плачу…» в исполнении С.Есенина;

  • «Мне осталась одна забава…» в исполнении А.Малинина;

  • «Исповедь хулигана»

  • «Письмо матери» в исполнении А.Малинина;

  • «Отговорила роща золотая» в исполнении Н.Кадешевой ансамбль «Золотое кольцо».


Мероприятие подготовила

Педагог-библиотекарь

Смирнова О.Б


Тема: «Я сердцем никогда не лгу…»


Литературно-музыкальная композиция.


Цель: раскрыть личность поэта в исторической формации, как пророка несбывшихся чудес.


Ход урока

  • У истоков. Начало творческого пути;

  • Поэтика дореволюционного Есенина;

  • Пророк несбывшихся чудес. Есенин в годы революции и гражданской войны;

  • Есенин и имажинизм;

  • «…Я разлюбил нищую Россию». Заграничные впечатления Есенина;

  • Преодоление духовного кризиса. Поэма «Чёрный человек»


Слайд 1


Ведущая 1:


Добрый вечер, дорогие друзья! 3 октября 2010 г. исполняется 115 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Этот человек близок и дорог каждому из нас. Нет ни одного гражданина России, кто бы не смог процитировать какие-либо строчки из творчества Сергея Есенина. Это человек да мозга костей русский, человек большого сердца и большой души. Об этом человеке ведётся много споров. Давайте вспомним, каким, мы его любим, знаем.


Ведущая 2:

Я знаю Есенина вот такого:

Грубым даётся радость,

Нежным даётся печаль.

Мне ничего не надо,

Мне никого не жаль.


Жаль мне себя немного,

Жалко бездомных собак.

Эта прямая дорога

Меня привела в кабак.


Что ж вы ругаетесь, дьяволы?

Иль я не сын страны?

Каждый из нас закладывал

За рюмку свои штаны.


Мутно гляжу на окна.

В сердце тоска и зной.

Катится, в солнце измокнув,

Улица передо мной.


А на улицы мальчик сопливый.

Воздух прожарен и сух.

Мальчик такой счастливый

И ковыряет в носу.


Ковыряй, ковыряй. Мой милый.

Суй туда палец весь,

Только вот с эфтой силой

В душу свою не лезь.


Я уж готов. Я робкий,

Глянь на бутылок рать!

Я собираю пробки –

Душу свою затыкать.


Слайд 2


Ведущая 3:

А ещё я знаю Есенина такого:

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

Ещё как будто берегу

В душе утраченную юность.


Подруга охладевших лет,

Не называй игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.


Пусть искажённые черты

Он обрисовывает смело, —

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.


Любить лишь можно только раз.

Вот от того ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.


Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий,

На этих липах не цветы –

На этих липах снег да иней.


Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я – другую,

И нам обоим всё равно

Играть в любовь недорогую.


Но всё ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.


Слайд 3

Ведущая 1:

Нет, Есенин – это певец тоски и смерти…


В этой могиле под скромными ивами

Спит он, зарытый землёй,

С чистой душой, со святыми порывами,

С верой зари огневой.


Тихо погасли огни благодатные

В сердце страдальца земли,

И на чело, никому не понятные,

Мрачные тени легли.


Звучит песня на стихи С.Есенина «Мне осталась одна забава…»


Слайд 4 Звучит стихотворение «Письмо к женщине»


Слайд 5

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком. Поэтическое творчество Есенина очень музыкально, многие его стихи легки и песенны, от того и столько шедевров


Звучит песня «Гой, ты Русь, моя родная»

Звучит песня «Клён ты мой опавший…:


  • У истоков. Начало творческого пути.


Слайд 6 Родители поэта.

Сергей Александрович Есенин, сын крестьянина Рязанской губернии села Константинова. Родился 3 октября 1895 г. мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного Фёдора Андреевича Титова, отца Татьяны. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям.


Слайд 7 Виды природы Рязанской обл. Портрет деда.

Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.

Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. – Толчком давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концами Есенину не нравились, и он их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Слайд 8

Бабушка Серёжи, Наталья Евтеевна сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяной мак заката», «Русь – малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангилия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града невидимого», т.е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.


Слайд 9

Бабушка Наталья Евтеевна очень любила златоволосого внука и нежности её не было границ. Но бабка бабкой, а мать матерью. Рос мальчонка без материнской любви, а когда мать наезжала в родительский дом, то сын принимал её за чужую женщину. Сиротство при живых родителях властно повлияло на его душевный облик. Впечатлительность, душевная хрупкость, комплекс одиночества, преодолеваемый напускной дерзостью.

Здоровьем был слаб, но был горяч и всё время затевал драки. И всё-таки не скандалистом и сорванцом рос мальчик Есенин, а скорее мечтателем.


Слайд 10

Но вот приходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое он закончил с пахвальным листом, затем – в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.


Слайд 11

После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», 14-летний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Понфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна – пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есененские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, однако, не прибавляла юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.


  • Поэтика дореволюционного Есенина.


Слайд 12 сборник «Радуница»

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника Радуница» (1916г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911-1912 гг. Даже самые ранние стихи, бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной волной поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт… (1910 г.)


Слайд 13

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, деревья ломались в пруду,

…………………………………………..

В пряже солнечных дней время выткало нить…

Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид, под кадильный канон,

Всё мне чудится тихий раскованный звон.


Слайд 14

«Волшебная странность» стихов Есенина тех лет труднообъяснима. Месяц – «кудрявый ягнёночек» — «гуляет в голубоц траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с далёкой тропы, то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветёт, а «полышет», как «пенный пожар»…


Слайд 15

Первый сборник стихов Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборниках («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).


Слайд 16 типография И.Д.Сытина

В августе 1912 г. восемнадцатилетний Есенин едет в Москву. Здесь он поначалу служит в мясной лавке, где работает его отец, который настаивает на том, чтобы осенью Сергей поступил в учительский институт. Однако Есенину не понравились конторские порядки, через неделю он взял расчёт и заявил отцу, что ни в какой учительский институт не пойдёт и что сам будет искать себе место в жизни


Слайд 17

Колесо его судьбы раскручивалось всё быстрее и быстрее. Он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян.

Слайд 18

Многие из них были настроены революционно. Есенин участвует в рабочих массовках, расклеивает листовки. Но игра в сознательного рабочего увлекает его не надолго.


Слайд 20

В начале марта 1913 г. Есенин устраивается работать в знаменитую типографию И.Д.Сытина, посещает лекции народного университета имени Шанявского, именно здесь поэт получает основы гуманитарного образования. Здесь слушает лекции о заподноевропейской литературе, о русских писателях…

На одном из поэтических вечеров в университете Есенин читает новые стихи. Слушателям особенно запомнилось: «Гой, ты Русь, моя родная!»


Слайд 21

В это же время знакомится со своей первой женой Анной Изрядновой. Очень скоро Анна поняла что Есенин совершенно не создан для семейной жизни. Всё своё жалование тратил на книги, журналы, нисколько не заботясь о семье.

Жена ждёт ребёнка, а он летом 1914 г. бросает работу уезжает в Крым. Анне приходится идти к отцу С.Есенина, просить денег на обратную для него дорогу. Вернувшись Есенин вновь устраивается на работу в типографию дабы как-то содержать семью.

В конце декабря Анна родила сына, Юрия Есинина, Сергей с любопытством смотрел на ребёнка и всё твердил «Вот я и отец», твердить – то твердил, но в марте поехал в Петроград искать счастья.

Первый брак Есенина был обречён на неудачу, несмотря на то что Изряднова была верной и преданной ему женщиной. О преданности Анны Есенин помнил всегда и именно к ней в трудный для него 1925 г. пришёл Есенин. Он попросил растопить камин и сжигал одну за одной бумаги, принесённые им с собой. Уходя просил беречь сына.

Сына она не уберегла. Юрий Есенин был расстрелян 27 июня 1937 г. в Москве, по обвинению в подготовке покушения на Сталина.


Слайд 22 фото А.Блока

Но это было позже, а пока Есенин ехал в Петербург, здесь он знакомится с Блоком, рекомендации которого помогают Есенину войти во все литературные кружки. В газетах появляются его первые стихи, публикации о нём, как о молодом 19 летнем деревенском поэте. Очень скоро о нём заговорили как о чуде. Его наперебой приглашали в различные салоны, а стихи печатали лучшие журналы того времени.


Слайд 23 фото Есенина, Клюева

В Петербурге Есенин сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым. Они почти неразлучны, живут в одной комнате и хлеб у них общий. Н.А.Клюеев выходец из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии. Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есененской музой. Оба поэта выступают под одним и тем же «крестьянским знаменем», печатаются в одних и тех же изданиях., посещают одни и те же салоны. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Однако поэты были связаны своеобразными отношениями «друзей – врагов». Недаром через ряд писем и стихотворений проходят и ласка к «ладожескому дьячку», «смиренному Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной позиции Клюева.


Слайд 24 Маяковский

Осенью 1916 г. Есенин знакомится с Маяковским. Общего языка они не нашли и были друг другу врагами. Маяковский с презрением относился к Есенину называя его деревенщиной в лаптях и вышитой крестьянской рубашке. Чего Есенин отродясь не нашивал.


Слайд 25 армейское фото Есенина.

В этом же 1916 г. Есенин был призван в армию. Служил санитаром в Царско-сельском Фёдоровском городке, выступал перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в её собственном доме, благодаря чему военная служба Есенина не была для новобранца тяжким бременем.


  • Пророк несбывшихся чудес. Есенин в годы революции и гражданской войны;


Слайд 26 Зинаидой Райх

Наступал 1917 г. Революцию Есенин принял восторженно, это отразилось в целом ряде стихов и поэм «Октоих», «Инония» (иная страна).

Мечта о крестьянском рае сближает Есенина с эсерами. В этот же период Есенин знакомится со своей второй женой — Зинаидой Райх, молоденькой секретаршей левоэссерской партии. Есенин сделал ей предложение и вскоре начал жалеть, что так быстро поторопился связать себя семейными узами.

Зинаида была очень красивой женщиной, любила весёлую и блестящую жизнь. Дорогие наряды из Парижа, котиковые и норковые шубы, французские духи и любила поклонников.


Слайд 27 Мейерхольд с детьми Есенина.

Ведь недаром и Всеволод Мейерхольд (второй муж Зинаиды) давший Зине всё то что не мог дать Есенин – материальное благосостояние, положение в обществе, возможность царить в собственном салоне посреди нэповской Москвы, недаром Мейерхольд испытывал куда большие муки, живя с этой женщиной, нежели его предшественник.

Его страстная любовь приняла болезненный характер, его ревность достигала чудовищных размеров. Всеволод ревновал Зинаиду Райх ко всем, к кому только можно было ревновать, иногда даже к женщинам.

Так что Есенин не так уж и был не прав когда писал в «Письме к женщине» обращаясь к своей бывшей жене.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сомнище людском

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Стоит признать, что актрисой Райх была никакой и Мейерхольду понадобилось бог знает какие усилия приложить, чтобы сделать из неё хотя бы моло-мальски приличную актрису.


Слайд 28

З.Райх прожила бурную жизнь с драмами и триумфом, которая закончилась в одну из зловещих ночей 1939 г., когда она после ареста Мейерхольда была найдена в своей квартире зверски зарезанная чьей-то бандитской финкой, истекшая кровью.

Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина.


Слайд29

Ну а пока вернёмся к 1917 г.. Есенин пишет поэмы, возвеличившие мужика до небес, а мужик в это время громит барские усадьбы и с косами идёт на своих соседей из-за помещичьей земли. Невольно задаёшься вопросом: почему Есенин не хочет видеть такого мужика? Или не видит? Видел же он его в «Яре» — в 1915 г. Ведь написал же он летом 1917 г. в письме к М.Мурашову: «Деревня бродит, как молодая брага»

Да конечно же он всё видит, но не хочет изображать деревню и мужика в самую низменную пору эпохи, когда так ожесточены крестьяне, в мир которых, как дрожжи, влились миллионы солдат, дезертировавших с фронта с оружием в руках и лозунгом «грабь награбленное» в башках.


  • Есенин и имажинизм.


Слайд 30 друзья поэта А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич

С 1919 г. по 1923 г. Есенин состоит в обществе «имажинистов» («имаж» — это образ по французски). Мир Есенинской поэзии в эти годы явно меняется. Исчезли яркость и свежесть красок и родным становится ему свист ледяного ветра по России, кровью умытой. Пессимистично-упаднические настроения отразились в цикле «Москва кабацкая» (1921 -24 г.), Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов (см. Имажинизм); Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.


Слайд 31 Айседора Дункан

Ведущая 1

В 1921 г. 24 июля в Россию приезжает мировая знаменитость, американская балерина – босаножка Айседора Дункан. Успех Дункан в Европе был чрезвычайно кратковременным. Её публичные выступления против классического балета, её «концепция танца будущего» как «движения дикаря», живущего на свободе в теснейшей связи с природой и стремление к «добровольной наготе зрелого человека» — всё это вызывало взрыв любопытства, естественной тяге к непривычному.

Она была бесспорно талантливой женщиной, одержимой своей идеей обновлённого балета. Западная публика, как всегда клевала на всё свеженькое, а потом быстро охладевало. Кроме того возраст Айседоры брал своё. В 1921 г. Айседоре было 43 года.

Жизнь Дункан – это жизнь полная авантюр и приключений. В России ей была обещена школа на 1000 детей, а пришлось довольствоваться полусотней ребятишек в бывшем особняке балерины Балашевой.

Быт Айседоры Дункан на Пречистенке вообще стал предметом самых , В. Г. Шершеневиче фантастических сплетен и разговоров по Москве.

Вызывающее и демонстративное роскошество дома, в котором обосновалась дункановская школа, у многих вызывало смесь завести с неприязнью. Имя Дункан стало ассоциироваться с богатством и рсточительностью.

Нищие родители приводили своих голодных детей в школу танца с тайной целью хоть немного подкормить ребятишек. Те быстро привыкали к айседоре и льнули к ней, не понимая нё языка. А о том, чему она их обучала, красочно писали парижские газеты.


Слайд 32

Ведущая 2

Встреча Сергея Есенина и Айседоры Дункан произошла в студии Георгия Якулова. Оба в это время были страшно по-человечески одиноки. Есенин окончательно расстался с Зинаидой Райх. Дункан и Есенин отличались редкой широтой, душевной щедростью и мотовством. Дункан проматывала состояния мужей и свои собственные гонорары не глядя. Еспнин точно так же поступал со своими жалкими заработками. И оба были по существу бездомными людьми. Оба искали того, «чего в мире нет», строили свою жизнь по образу выстроенных ими воздушных замков. Есенин в кровавой революционной действительности пытался найти Инонию. Дункан – в прошлом мире Европы – античную Грецию.

Если Айседора Дункан помимо всего прочего увидела в Есенине сходство со своим погибшим малолетним сыном, то для Есенина не меньшее значение имело ощущение не столько женской, сколько материнской ласки, которой ему так не хватало в детстве. И едва ли случайно то, что все женщины, оставившие глубокий след в жизни поэта были старше его по возрасту Разница в возрасте Дункан и Есенина измерялась 18 –ю годами.

Вскоре Есенин начал тяготиться страстью к нему Дункан. Привычно радостный шум гостей и приятелей могла прорезать бешенная матёрная тирада… Все в ужасе замокали, только Айседора радостно всплёскивала руками, как бы наслаждаясь вспышкой есенинского гнева и необычным русским лексиконом, который она тут же начинала перенимать, ворковала, что дескать Серёжа гневается. .Всё это ещё больше бесило поэта и он начинал прилюдно издеваться над своей возлюбленной, то с ещё большим угрюмством пить водку, то заставлял Айседору танцевать.



Слайд 33 Айседора с дочерью Ирмой и С.Есениным

Ведущая 3

Объясниться с Айседорой Дункан Есенин не мог. Поговорить по душам…. О чём? Каким образом? От её ласк временами становилось тошно. Тогда он сбегал. Ночевал у друзей. Проходил день, два, три… В конце концов возвращался на Пречистинку. Расстаться с Айседорой он всё же не мог. Сплетни о том, что «женился на богатой старушке», слушал стиснув зубы. Частушки о «Дуне на Пречистенке» от своих «собратьев по величию образа» так же было выслушивать не выносимо.

И тем не менее, слава Есенина росла. Три издания «Пугачёва» и многочисленные поэтические вечера сделали своё дело. Его узнавали на улицах, мгновенно раскупили появившуюся в продаже фотографию Есенина. Тут ещё матушке Москве подвалило такое счастье – пища для разговоров на год… Есенин – Дункан… Поэт «уходящей деревни» и стареющая балерина – босоножка!

В московских кабаре артисты распевали «современные частушки»

Не судите слишком строго,

Наш Есенин не таков.

Айседур в Европе много –

Мало Айседураков.


Слайд 34

Ведущая 1

Но как бы не был подавлен Есенин, он продолжал напряжённо работать. Созревал замысел новой драматической поэмы. Перед глазами поэта вживе возникали его герои: Нестор Махно, его противник – комиссар железнодорожной линии и …. Мечущийся между ними интеллигент. Читая, размышляя, обдумывая сцены и диалоги, Есенин ясно видел прототипов, с которым будет писать своих героев. Прототип железного комиссара Чекистова – Лейбмана ясен. Троцкий Лев Давидович. Само воплощение комиссародержавия в России. И внешность, а биография… лучше не придумаешь. Вечный эмигрант, перекати-поле, приехавший в Россию, чтобы взнуздать и подавит железной рукой стихийное начало. «Гражданин из Веймора» местечковый революционер. Вся его программа заявлена в первых же репликах.

Нет бездарней и лицемерней,

Чем ваш русский равнинный мужик!

Коль живёт он в Рязанской губернии,

Так о тульской не хочет тужить.

То ли дело Европа?

Там тебе не вот эти хаты,

Которым, как глупым курам

Головы нужно давно под топор…

Ведущая 2

«Сочувствующий коммунистам» Замарашкин пытается урезонить распаявшегося комиссара, достучаться до его совести… Совесть? Чекистов-Лейбман слова такого не знает.

Странный и смешной вы народ!

Жили весь век свой нищими

И строили храмы божие…

Да я б их давным — давно

Перестроил в места отхожие.

«Перестраивание» это шло повсеместно. В чём, в чём, а в перестраивание храмов «в места отхожие» Чекистов преуспел.

В стремлении романтизировать безобразие, кровь и убийство, протягивают друг другу руки два непримиримых противника, два антипода – комиссар и крестьянский вожак, Чекистов и Номах (Лев Данилович Троцкий и Нестор Иванович Махно). Оба они проносят себя сквозь революцию «как личности» и для каждого окружающие их люди нечего не значат.

Ведущая 3

Выслушав монолог Чекистова, Заморашкин выслушивает в следующей сцене Номаха, который в своих притязаниях так же, как и его противник намекает на некий «высокий смысл» своего существования.

Что другие?

Свора голодных и нищих.

Им всё равно…

В этом мире немытом

Душу человеческую

Ухорашивают рублём,

И если преступно здесь быть бандитом,

То не более преступно,

Чем быть королём.

…………………….

Гамлет восстал против лжи.

В которой варился королевский двор.

Но если б теперь он жил,

То был бы бандит и вор.

Потому что человеческая жизнь

Это тоже двор

Если не королевский, то скотный

………………………………………

Вы все, стадо!

Стадо! Стадо!

Неужели ты не видишь? Не поймёшь,

Что такого равенства не надо!

Ваше равенство — обман и ложь,

Старая гнусавая шарманка

Этот мир идейных дел и слов,

Для глупцов хорошая приманка

Подлецам порядочный улов.


Ведущая 1

Перед Есениным два бандита. Один в кожаной куртке, другой – в русском полушубке. Один исполняет государственную волю, другой личную, собственную. Но при этом оба становятся похожими друг на друга, как родные братья.

А между ними, между этими двумя непримиримыми врагами мечется, как затравленный заяц «сочувствующий коммунистам доброволец» Замарашкин, безуспешно пытающийся отстоять свою «третью правду» и вынужденный по переменно подлаживаться к каждому из них. Он марает себя сотрудничеством и с властью, и с повстанцами одновременно. Ему остаётся только ожидать, когда его раздавят вместе с его «правдой». В Замарашкине Есенин видел многих своих добрых друзей и приятелей.

«Страна негодяев» — таково название этой пьесы, в которой нет ни одно положительного героя. Россия ставшая страной негодяев, — это надо было признать, пережить, осмыслить. Выплеснуть всё наболевшее.

Есенин отделил себя от своих героев – Чеклистова, Номаха, Заморашкина – он остался самим собой и с единственным воплощением русского бунта, которое мог нести в себе. С образом русского хулигана.


Звучит стихотворение «Исповедь хулигана»


Слайд 35

Хулигана, всё хулиганство которого состоит в том, что он продолжает улыбаться, тогда как окружающие забыли что такое добрая человеческая улыбка. В том, что он любит и жалеет зверьё в эпоху, когда жизнь человеческая дешевле медного гроша. В том, что ни разу не призвал он к кровопролитию – ни в жизни, ни в стихах – не в пример своим современникам – поэтам. И он совсем другой, чем они.


Звучит песня «Письмо к матери»


  • «…Я разлюбил нищую Россию». Заграничные впечатления Есенина.


Слайд 36 путешествие по Италии

Ведущая 1

11 мая 1922 г. Есенин с Айседорой Дункан уезжают за границу в Берлин и уже на следующий день Есенин одержал свою первую победу над русской эмиграцией в берлинском Доме искусств. От стихотворения к стихотворению он овладевал залом. А когда же закончил «не жалею, не заву не плачу, всё пройдёт как с белых яблонь дым…» — весь зал уже лежал у его ног.


Звучит аудиозапись С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»


Затем они едут в Париж, а оттуда в Италию. Об этом времени мало что известно, дело в том, что до Парижа и Италии пока что не дошла русская эмиграция, не с кем было общаться.

Потом их ждала Америка. Правда пустили их не сразу, поступили сведения, что Есенин и Дункан прибыли в Америку для коммунистической пропаганды. Но инцидент лишь добавил известности Есенину и Айседоре. Целый день пароход осаждали журналисты с блокнотами, фотоаппаратами и кинокамерами. На следующий день, 2 октября они поселились в роскошном отеле Нью-Йорка, на Пятой авеню. 7 октября Айседора дала свой первый концерт. Есенин тоже присутствовал, затем они отправились в путешествие по северо-восточным штатам. Посетили Бастон, Чикаго. Ещё несколько городов – Кливленд, Толедо, Детройт, где Айседора танцевала под музыку Бородина и Листа. Под Новый год вернулись в Нью-Йорк

Ведущая 2

Заграничные впечатления поэта противоречивы. В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин пишет: «Да, я вернулся не тем… Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами… и стал ругать всех цепляющихся за Русь, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему с начало нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».

Перед отъездом из Нью-Йорка, Есенин получил приглашение выступить перед небольшой аудиторией на квартире у еврейского поэта Мани Лейба и, к несчастью, принял приглашение, стосковавшись по встрече с людьми, хоть не много понимающими русский язык.

Ведущая 3



Встречали их радушно, дешёвое вино лилось рекой. Айседора быстро опьянела, а Есенин мрачнел всё больше и больше. И тут ему предложили прочитать что-нибудь ещё. Он угрюмо объвёл компанию взглядом и начал читать разговор Чекистова с Замарашкиным из поэмы «Страна негодяев»

Замарашкин:

Слушай, Чекистов!

С каких это пор

Ты стал иностранец?

Я знаю, что ты настоящий жид,

Ругаешься ты, как ярославский вор,

Фамилия твоя Лейбман,

И чёрт с тобой, что ты жил

За границей…

Всё равно в Могилёве твой дом…

Ведущая 1

Чеклистов:

Ха-ха!

Ты обозвал меня жидом,

Нет, Замарашкин!

Я гражданин из Веймара

Я приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей.

Ведущая 2

Вряд ли этот диалог был понят всеми или даже меньшинством слушателей. Только несколько фраз, где было слово жид, вызвало неприятное раздражение. Да возможно, что большинство слушателей не поняли диалога, но его слышали и закулисные режиссёры вечеринки, русскоязычные журналисты, хорошо говорившие по — русски. Они-то поняли в чей огород летит есенинский камушек.

Дело в том, что в среде американских русскоязычных революционеров если и царил культ вождей революционной России, то это был культ именно Троцкого. Именно он жил много лет в эмиграции в Америке, именно люди Троцкого составляли авангард революционной Америки. Именно они, знавшие все труды Троцкого наизусть, помнили, что после революции 1905 г. Троцкий эмигрировал в Германию, жил в Веймаре, где и писал многие статьи, хорошо известные им. И в «гражданине из Веймара» их революционный инстинкт тут же угадал Троцкого, на которого русский поэт Есенин только что на политическом вечере «поднял руку». «Чекистов-Лейбман» — да только дурак не поймёт, что Есенин имеет в виду Лейбу Троцкого

Ведущая 3

Разразился скандал, Есенина обвинили в антисемитизме. На что Есенин заявил, что ни какой он не антисемитизм, сославшись на то, что у него дети от еврейки. Но заявление сиё, положения не спасло. Возмездие русскому поэту должно было произойти неизбежно. Но как? Пока что за ним была установлена слежка.

Единственной отдушиной, через которую Есенин всё-таки мог излить свои чувства и свою тоску, были его письма в Россию. Читаешь их и понимаешь, что именно в Европе, и в Америке Есенин вдруг ощутил, что родные и близкие, оставшиеся сейчас в голодной и холодной России, на сегодня его «роковая зацепка за жизнь». Вот несколько выдержек из его писем: об Америке:

Ведущая 1

«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее музик-холл…

Пусть мы нищие, пусть мы голодные, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину….

Ведущая 2

Или вот ещё о Европе:

«так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…

Там из Москвы нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны ещё и быть не может…»

Ведущая 3

Ещё за месяц до отъезда в Европу поэт писал: «В Москве себя чувствую отвратительно. Того и гляди вбежит свинья и какой-нибудь важный документ съест со стола души».

Но лишь побывав буквально месяц-другой в Европе Есенин аж застонал. По истине, что имеем не храним, потерявши плачем. И вот наконец-то Есенин едет домой, декламируя новые стихи и впечатления об Америке.

Места нет здесь мечтам и химерам

Отшумела тех лет пора.

Всё курьеры, курьеры, курьеры,

Маклера, маклера, маклера.

От еврея и до китайца

Проходимец и джентльмен,

Всё в единой графе считаются

Одинаково – бизнесмен.

На цилиндры, шапо и кепи

Дождик акций свистит и льёт.

Вот где вам мировые цепи

Вот где вам мировое жульё.


Ведущая 1



В августе 1923 г. Есенин снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным. Вскоре из газет он узнал о печально-трагической смерти бывшей возлюбленной.


звучит песня «Айседора Дункан»


  • Преодоление духовного кризиса. Поэма «Чёрный человек».


Слайд 37

Ведущая 2

В Москве по возвращению из заграницы Есенин ощущает не только слежку, но и серию провокаций. Так, где бы он не появился, обязательно затевался скандал, виновником же по показаниям подставных лиц являлся русский поэт Есенин. В газетах появились заметки о нём, как о пьянице и скандалисте. Устав от всего, Есенин 5 сентября 1924 года едет в Баку, оттуда направляется в Тифлис, затем Батум. Это время подарило нам прекрасный цикл персидских мотивов.

Ведущая 3

Улеглась моя былая рана –

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.


Сам чайханщик с круглыми плечами,

Чтобы славилась перед русским чайхана,

Угощает меня красным чаем

Вместо крепкой водки и вина.


Угощай хозяин, да не очень

Много роз цветёт в твоём саду.

Не задаром мне мигнули очи,

Приоткинув чёрную чадру.


Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак

Поцелуям учимся без денег

Без кинжальных хитростей и драк.


Ну, а этой за движенье стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковёр ширазский подарю.


Наливай, хозяин, крепче чаю,

Я тебе во веки не солгу.

За себя я нынче отвечаю,

За тебя ответить не смогу.


И на дверь ты взглядывай не очень,

Всё равно калитка есть в саду…

Не задаром мне мигнули очи,

Приоткинув чёрную чадру.


Слайд 38 С.А.Есенин читает матери поэму «Анна Снегина»

Ведущая 1

Помимо персидских мотивов Есенин пишет поэму «Анна Снегина». В ней поэт как бы подытоживает всё своё понимание семи революционных лет. «Как сон, как утренний туман» слетела с его глаз романтическая дымка, через которую он видел мужика: верующим, крепким, работящим.

Годы первой и гражданской войн, насилия и власти, ответное насилие народа, разруха и нравственный распад, при которых было дозволено грабить награбленное, проявили в деревне всё худшее, тёмное, завистливое, что теплилось в ней всегда. Вопреки мнению литературоведов, «Анна Снегина» самая антикрестьянская поэма Есенина.

Оказывается, до революции бок о бок жили две деревни. В одной были «крытые железом дворы», «крашенные ставни», по праздникам «мясо и квас» в другой:

Почти вся деревня вскачь

Поохала одной сохою

На паре заезженных кляч…

Комбедовство – то оказывается, зародилось ещё задолго до революции, поскольку криушане «украдкой рубили», как рассказывает возница, который везёт героя поэмы на родину, «из нашего леса дрова»… А дальше пошёл спор из-за этого леса: «они в топоры, мы тоже». – И комбедовцы зарубили старишну из богатой кулацкой деревни. Как наказание за этот раздор, за этот смертный грех:

С тех пор и у нас неуряды,

Скатилась со счастья вожжа,

Почти что три года кряду,

У нас то падёж, то пожар.

Ведущая 2

Вот так началась в деревне революция, которая после обвала власти стала каким-то апокалипсом местного значения и для радовцев и для криушан. Когда в «Анне Снеговой» поэт окончательно попрощался с голубой Русью, он создаёт себе другой мир, где могла бы успокоиться его измученная душа, мир персидских мотивов, мир новой «инонии», его личной, не имеющей никакой связи с реальной жизнью. Поэтому и в Персию не надо было ехать, поэтому и погрузился он в эту очередную «инонию» в голубизну и синь, потому бесполезны и наивны всяческие попытки разгадать, кто является прототипом Шаганэ, кто скрывается под именем Лалы или Гелии. Эти образы для него, поскольку не искажены страстями, так же сказачны и прекрасны, как и образ «Пречистой Девы».


Слайд 39

В начале марта Есенин приезжает в Москву, часами запершись в комнате сидит над заключительной главой «Анны Снегиной».

14 марта Есенин читает новую поэму в литературном объединении «Перевал». Комната в Союзе Писателей была набита битком. Наконец-то Есенин вернулся и привёз новые стихи. Поэт прочитал «Анну Снегину». И тут случилось неожиданное, поэму не приняли, не одобрили. Есенин несколько дней ходил расстроенный и мрачный. «не поняли! – восклицал он – Ничего не поняли!»


Слайд 40 Галина Бениславская

Ведущая 3

Небольшое утешение доставило ему случившееся вскоре после злополучного вечера у «перевальцев» знакомство с Качаловым.

Качалов, вернувшись со спектакля, застал Есенина у себя дома, обнимавшегося с гладкошерстным доберманом-пинчером, красавцем Джимом, и обалдел от неожиданности: его породистый кабель никого из чужих не допускал к себе, а тут…

«Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обпял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал:

— Что это за лапа, я сроду не видал такой!

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывая голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо».

Через несколько дней Есенин написал знаменитое стихотворение «Собаке Качалова», в которой были не разгаданные строчки:

Мой милый Джим, среди гостей

Так много всяких и не всяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку,

За всё, в чём был и не был виноват.

Скорее всего, эти строки обращены к Галине Бениславской, которой незадолго до этого Есенин написал жестокое письмо, роковым образом повлиявшее на её жизнь: «милая Галя! Вы близки мне как друг, но я вас не сколько не люблю как женщину». Это оскорбительное и убийственное для Бениславской письмо Есенин написал потому, что ему понадобился открытый разрыв с ней. За несколько дней до визита к Качалову в его жизнь вошла Софья Толстая. Неожиданно и легкомысленно, как он всегда поступал в этих случаях, поэт решил жениться на ней.


Слайд 41 Софья Толстая.

Ведущая 1

С Софьей Александровной Толстой (внучкой Л.Н.Толстого) Есенин познакомился 5 марта 1924 г. на вечеринке у той же Галины Бениславской, устроенной по иронии судьбы в честь дня рождения Галины Артуровны Бениславской.

Вскоре после этого Есенин едет на Кавказ, а 20 декабря 1924 г. Есенин написал Софье из Батума: «может быть, в мире всё мираж, и мы только кажемся друг другу. Ради бога не будьте миражом вы. Эта моя последняя ставка».

Через два месяца весной 1925 г. Есенин сделал последнюю ставку на Софью Толстую. Для Бениславской все её надежды на любовь и привязанность к ней Есенина оказались миражом. Это было тем более невыносимо для неё, что для всех окружающих, да и для самой Бениславской было видно, сколь заурядна и неинтересна была Толстая по сравнению с ней.

Но как бы то ни было, поэт наконец-то обрёл свой угол и рассчитывал зажить тихой, нормальной семейной жизнью.. но вся эта иллюзия рухнула в первые же дни. Есенин попал не в дом, не в свою квартиру, а по сути в музей. Живых людей, натурально вытеснял дух Льва Николаевича Толстого. Есенин полагал, что в этом доме центральной фигурой будет он – живой русский поэт, а оказалось….

Ведущая 2

Кроме того, он сразу же почувствовал крайне неприязненное отношение со стороны тёщи. В доме соблюдались традиции, поддерживался вековой уклад. И вот в этот дом вламывается поэт, с репутацией далеко не благополучной, с требованиями особого внимания к своей персоне… А ещё и постоянные вспышки гнева за невнимание к нему. Писательские компании с водкой и чтением «советского»… Жёсткие конфликты не заставили себя ждать.

Поэт решает вновь уехать на Кавказ, вместе с Софьей Толстой. Там он пробыл недолго, Есенина срочно вызывают в Москву, сдавать рукопись собрания сочинения в окончательном виде. В Москву приехал нервный и взвинченный, но благо был повод быстро успокоиться. Закипела работа над собранием сочинений. Однако долго и усидчиво заниматься рукописью он не мог, накатил очередной прилив творческого вдохновения, и он не столько работал над собранием, сколько над новыми стихами. Завершает работу над новой поэмой «Чёрный человек», пытаясь написать собственную духовную биографию и разобраться в ней. Возвращение к истокам уже не возможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.


Друг мо, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль…

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябре,

Осыпает мозги алкоголь… —

Ведущая 3

Скажет он в своей последней, предсмертной поэме. Но смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом – «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «жёлтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне – «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт… всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в своей душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время:


Слушай, слушай, —

Бормочет он мне, —

В книге много прекраснейших

Мыслей и планов.

Этот человек

Проживает в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.


Слайд 42

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.


Звучит песня «Отговорила роща золотая»


Слайд 43 гостиница «Англитер»

Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице «Англитер», сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:


До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.


До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.


Слайд 44 похороны Есенина

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 г., как писал поэт и критик В.Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».


Слайд 45

Так трагически оборвалась жизнь выдающегося русского поэта, Сергея Александровича Есенина, «пророка несбывшихся чудес». И было ему всего лишь 30 лет. Так мало и так много он сделал для нас, оставив нам, его потомкам бесценные произведения, которые и сейчас волнуют наши сердца и души. О творчестве Сергея Есенина можно много говорить и спорить, но одно бесспорно – его лирика будет трепетно восприниматься не только нами, но и последующими поколениями. Спасибо за внимание.


Использованная литература:

  1. Аванта плюс. Энциклопедия для детей. Русская литература ХХ в. Статья «Сергей Александрович Есенин» — стр.358.

  2. С.Есенин Собрание сочинений в трёх томах. Т.3 – М.: «Правда», 1983 – 416 с.

  3. ж-л «Читаем, учимся, играем…», № 8, 2005г. – стр.66

  4. Шнейдер И.И. «Встречи с Есениным», М.: «Советская Россия», 1965 г. – стр.104

  5. Юшин П. «Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов» М.:Издательство Московского университета, 1966 – стр.318


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тема «дружества святого» в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.) «Роняет лес багряный свой убор…»" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: