Нафанаилова Светлана Михайловна
МБОУ СОШ №7 села Марьины Колодцы, Минераловодского района, Ставропольского края
Учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение, 4-й класс.
Учебник: О. В. Кубасова. «Литературное чтение».
УМК: «Гармония»
Тема: «Когда, зачем и почему? (Познавательная литература)»
М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»
Цели: 1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина»,
работать над вдумчивым правильным чтением, подвести
к пониманию места этого произведения в теме « Люби живое».
2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать
с текстом, эмоционально откликаться на прочитанное и
высказывать свое мнение по содержанию.
3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение
к природе, которая является составной частью понятия
Родина.
Оборудование: грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера
« С чего начинается Родина», запись мелодии этой песни
без слов, тексты для работы в группах:
— Ю. Яковлев «О нашей Родине»
— А. Беляев «Зрелое утро»
— А. Шибицкая «Родина моя»
Действия учителя | Действия учащихся
| |
1. Индукция — создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения | Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?» Как автор отвечает на свой вопрос? Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? | Слушают песню «С чего начинается Родина?» – С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать. — о Родине |
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта | Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина. | Записывают ряд из 3-5 слов – родители, дом; — родная, мать, красивая, любимая; — жизнь, счастье, мать родная: — Россия: — радость, грусть: — родимый; |
3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов | Организует работу в парах: — Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их. — Обсудите в паре ряд записанных слов | Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Родина — радость, жизнь, грусть (I) –родители, дом, Россия (II) — родная, мать, красивая; (III) — жизнь, счастье, мать родная (IV)
|
4. Социализация – выступление ученика в группе | Организует работу в группах: — Объединитесь в группы — Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста. | Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят ученика, отвечающего от группы. I – Родина: радость, грусть, жизнь дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем – маленькая Родина. Россия — общая родина великая, огромная, прекрасная. II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, то, что всегда оберегает нас. III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё, земля, где ты родился, земля, которую надо защищать. IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа. |
5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся | Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выбранные каждой группой.
Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему? | Представители от каждой группы называют ряды слов, включая слова, выбранные из текста.
|
физминутка | Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа. | Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движениями.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём.
|
6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания | Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя. Организует работу над текстом. — О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин? — Важны ли они для писателя? Почему? — Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. — Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»? — Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель? — Почему слова мама, солнце, ,природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
| Чтение детьми про себя текста «Моя Родина»
Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается.
Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел.
Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке.
Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни.
У Пришвина, как в наших высказываниях, все, что находится рядом с ним – это его Родина. |
7.Рефлексия — самооценка | Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»? Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина» (звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов) | — Читают последний абзац и отвечают на вопрос. Пришвин сам любит природу, бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое. Индивидуально пишут мини-сочинения; Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывешиваются в классе. |
Приложение.
Родина моя.
А. Шибицкая
Вот земля родная, милые края,
Светлая, большая родина моя!
Горы и долины, реки и моря,
Пашни и плотины, мирные поля.
Все весенним цветом вспыхнет по весне,
Радуется лето ясной синеве.
Всюду ставит осень пестрые шатры;
Зимушка набросит белые ковры.
Нет страны чудесней, нет земли милей!
В самых лучших песнях мы поем о ней:
Вот земля родная, мирные края,
Светлая, большая родина моя!
Артур Беляев «Зрелое лето»
Хорошо иметь дом – дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…
Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы, гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…