Литературное чтение 4 класс «Пьеса – драматическое произведение. С.Я. Маршак «Сказка про козла»»


Ежова Ирина Сергеевна МБОУ «Кваркенская СОШ» с. Кваркено, Оренбургская обл.

УМК «Гармония»
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ (обработка новых знаний).

Тема

Пьеса – драматическое произведение. С.Я. Маршак «Сказка про козла»

Цель

Сформировать представления о литературном жанре — пьесе.

Задачи

формировать осознанное, правильное, выразительное чтение, рассмотреть особенности пьесы как драматического произведения;

развивать и обогащать речь, творческие способности учащихся;

воспитывать нравственные качества, прививать трудолюбие, любовь к театру, искусству.

Формировать УУД

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные:
определять и формировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё отношение к прочитанному , к героям,
понимать и определять свои эмоции.
-Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов ;находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:
Уметь относить произведения к жанру пьесы по определённым признакам.
Уметь осознанно, правильно ,выразительно читать вслух по ролям.
Личностные:
Уметь аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.
Метапредметные:
Уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректируя свою деятельность.(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Основные понятия

Пьеса, действие, действующие лица, ремарки.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:
-основные
-дополнительные

Учебник: О.В. Кубасова.
презентация, мультимедиапроектор, выставка рисунков и книг, карточки (словарь-настроений), карточки-таблицы для характеристики героев.

Организация пространства

Фронтальная работа, парная и групповая работа


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Прозвенел звонок весёлый, приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно, начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину.
И тихонечко, тихонько я сейчас урок начну.
Слайд № 1


Учащиеся стоят у парт, приветствуют гостей урока.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УУД:
●личностные(действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом);
● коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

— Ребята, у вас у каждого на столах лежит листочек- это словарь настроения.

-В словаре настроений подчеркните, пожалуйста, слова, которые соответствуют вашему настроению к начала уроку и обоснуйте. Посмотрим ,как оно изменится к концу урока.
— Я уверена, что ,не смотря на то, какое бы ни было ваше настроение в данный момент, к концу , я надеюсь оно будет отличным!
Слайд № 2

Работают с таблицей ( находят, подчёркивают, комментируют)


  1. Этап актуализации опорных знаний

-Урок литературного чтения, словно приключение.
Сегодня в театре мы побываем, премьеру покажем, потом прочитаем.
Кроссворд удивительный встретится нам,
тогда на урок, уж точно понравится вам.
-Продолжите фразы, чего вы ждёте от урока
Слайд № 3







Ответы детей

Цель: Организовать условия для развития речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения.
УУД:
●регулятивные (целепологание; планирование);
●познавательные(поиск и выделение необходимой информации).

  1. Этап построение проекта выхода из затруднений

— Ребята, вы наверно согласитесь ,что литература- это необыкновенная волшебная страна. Авторы- волшебники. И сейчас мы отправимся в эту удивительную страну и встретимся там с поэтом-волшебником, который нам знаком с детских лет.
— Посмотрите на выставку книг и назовите мне имя поэта…
(Анализ выставки детских рисунков и книжной выставки)
Слайд № 4
-На каникулах вы много читали, подтверждением этого служат ваши иллюстрации к любимым произведениям. Что вы читали? Что изобразили?

— Меня особо заинтересовали некоторые иллюстрации, я поместила их отдельно от других. Как вы думаете, почему?













Выдвигают свои предположения.









Комментируют свои рисунки





Знакомство с творчеством С.Я. Маршака

Цели:
1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового задания.
2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
УУД:
●личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом);
●регулятивные (целеполагание, планирование);
●логические(анализ, обобщение);
●познавательные(постановка и формулировка проблемы)

  1. Этап реализации построенного проекта.

— Да, действительно, это так. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений С.Я. Маршака. Но прежде, мы вспомним произведения, которые читали вам в детстве.
Но, прежде ,чем начнём играть, ребята нам приготовили сообщение о Маршаке.
Игра « Вспомни»
— К каким литературным жанрам мы отнесём эти произведения?
-Сегодня мы познакомимся с новым жанром-пьесой.
-Что такое пьеса?
-Чем отличается пьеса от других жанров литературного произведения?
-Ребята, а кто из вас был в театре?
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас .Станем сами актёрами и попробуем поставить пьесу.
_И так, в путь, наша история начинается.
Слайд №14-20 (Приложение)
-Мы отправляемся в театр.
-Нам необходимо узнать какая пьеса.
Афиша с названием не простая, а с секретом. Название мы можем узнать, разгадав ребус.
Слайд № 21
Вот мы в театре. До начала спектакля осталось несколько минут, и мы рассмотрим
« Программку».А «Программкой» в настоящее время является текст пьесы.
-Кто является действующими лицами?
-Что за слова в скобках?









Сообщение детей о С.Я.Маршаке
Слайд № 5-7

Слайд № 8-13


Высказывают свои мнения.

(Пьеса-это произведение, написанное специально для театра).

Отвечают на вопросы учителя.












Дети отгадывают ребус.



Работают с текстом в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Цель:
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
УУД:
●регулятивные (волевая саморегуляция);
●познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации);логические(анализ; построение логической цепи рассуждений));
●коммуникативные(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

5.Этап первичного ознакомления с текстом.

Пришло время спектакля.
-Первое действие пьесы мы посмотрим в форме спектакля, который по моей просьбе подготовили ребята нашего класса.
Слайд№ 22
Актёров прошу в гримёрную.
-Вспомним, как вести себя в театре.
Слайд № 23
Вот и закончен первый акт,
И занавес закрыт,
И зрители все встали,
Ведь дальше следует антракт — минуты отдыха настали.
Физкультурная минутка
Слайд № 24

Ребята готовятся к выступлению.


Озвучивают правила поведения в театре.
















Дети выполняют движения под музыку

Цель: Организовать выполнение учащимися задания на новый способ действий.

УДД:

  • Познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

  • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)






6.Этап самостоятельной работы.

На партах дан листочек с таблицей. Дать характеристику каждому герою
-Сейчас я предлагаю вам всем побывать в роли актёров.
-Читая сказку по ролям, помните, что каждое действующее лицо имеет свой характер и его нужно передать.


Физкультурная минутка Слайд № 25

Выполняют задание в таблице. Доказывают своё мнение.





Самостоятельно читают второе действие пьесы.

Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использовать исполнение нового способа действий;
УУД:
●регулятивные(прогнозирование; контроль;
коррекция; оценка):
познавательные(моделирование);
логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

7. Этап заключения в систему знаний и повторения

Осмысление текста
Проводит беседу по прочитанному действию.
-Чему учит эта пьеса?
Ребята, заботиться о стариках можно и нужно в любом возрасте. Помнить о наших любимых бабушках и дедушках. заботьтесь о них.

Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Цель: Закрепить полученные знания.
УУД:
●коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?
-Какую проблему вы поставили в начал урока?
Вернёмся к нашему словарю настроения. Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению в конце урока.
Слайд № 26
Изменилось ли оно и почему?
Домашнее задание.
Вам предстоит дома прочитать всё произведение и, передавая при чтении различные интонации, научиться читать по ролям. Читая сказку по ролям, помните, что каждое действующее лицо имеет свой характер и его нужно передать при чтении.

Подвести итог нашей работы.
Звучат ответы детей





Под музыку фиксируют своё настроение.

Цель:

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
УУД
●личностные
(ориентация ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей).



Свежие документы:  Реферат на тему «Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: