Литературное чтение М.М. Пришвин «Выскочка» 3 класс


Литературное чтение, 3 класс.

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

  • работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

  • воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет М.М. Пришвина, выставка книг М.М. Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс»,

индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас,

Мы соткём из ниточек урок

Он знакомства нашего исток,

а исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел,

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

1) На доске: портрет М.М. Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М. Пришвина.

Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.



А.С.Пушкин

М.М.Пришвин

Л.Н.Толстой



Лисичкин хлеб.

Этажи леса.

Лесной доктор.

Моя Родина.


— Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?

Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М. Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.


2) Игра « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.

На доске:

Рыбе — вода

Птице — воздух

Зверю — лес,

Степь, горы

Человеку — Родина.

— Из какого произведения взяты эти строки?

3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».

— Откройте учебник на стр.142

— Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.

вставала рано …

чаем с молоком …

решило мою жизнь …

— Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? ( Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)

— Куда уходил автор после чаю? ( После чаю я уходил на охоту)

— Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)

— Что писатель называет «кладовой солнца»? ( Природу, с великими сокровищами жизни)

— Прочитайте, какие « сокровища жизни» надо охранять?

Ожидаемый ответ: Охранять природу – значит охранять Родину.

— Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?

Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.


3. Работа над новым материалом

1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.


3

29

19

12

16

25

12

1

в

ы

с

к

о

ч

к

а


— Назовите тему нашего урока

— Что обозначает слово выскочка?

Ожидаемые ответы: Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка – человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.

— Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).

— О ком будет рассказ?

— Кого автор назвал Выскочкой?

Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали.(а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)

2) Работа над текстом.

2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.

1 часть читает учитель.

Размышление над прочитанным по вопросам.

  • Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?

  • Какой эпизод вас больше всего взволновал?

  • Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?

  • Что вы о ней знаете?

3) Работа с каждой частью по отдельности.

ФИЗМИНУТКА

1-я часть. Жужжащее чтение. ( до слов Дело было поздней осенью..3 абзаца)

Задание: Подчеркнуть непонятные слова.

  • Размышление над прочитанным по вопросам.

  • Где происходит действие?

  • О ком рассказывает автор?

  • Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?

  • Что интересного заметил автор в поведении собаки?

Работа над лексическим значением слов:

Полено – кусок распиленного дерева.

  • Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?

  • Какой была Вьюшка?

  • Какую картину можно нарисовать к этой части?

  • Как можно озаглавить 1 часть?

Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.

На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.


2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».

Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.


  • Когда происходили события?

  • Какое событие главное в этой части?

— Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:

Выводок – птенцы, живущие с матерью.

Дýром — по-глупому, бестолково.

  • Почему сорока так поступила?

  • Что думает автор о сороке?

  • Что говорит автор о других сороках?

  • Как вела себя Выскочка?

— Найдите и прочитайте разговор сорок.

Озаглавьте 2 часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.

На доске записываются названия 2-й части.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.

  2. Выскочка поскакала дýром.


3-я часть. Чтение « Спринт».

— Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.

— Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.

На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.


  • Чем закончилось наступление Выскочки?

— Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.

Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.

  • Какой частью речи являются записанные на доске слова?

Ожидаемый ответ: это глаголы.

Озаглавьте эту часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.

На доске записываются названия всех частей рассказа.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.

  2. Выскочка поскакала дýром.

  3. Сорока без хвоста.

Физминутка

Встаньте, выйдите из-за парт.

Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)

Опустите руки, если было семь сорок. (да)

Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)

Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)




  1. Тест на ноутбуке (работа в парах)


5. Итог урока.


  • Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

— Написав рассказ « Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Ответы детей.


6.Рефлексия.

слайд




7 Домашнее задание.

пересказ подробный. Выставить отметки.















Свежие документы:  Сочинение на тему: "Анализ рассказа А.П. Чехова «Палата № 6»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: