ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН «По страницам «Евгения Онегина»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11












ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН

«По страницам «Евгения Онегина».



















Автор разработки

учитель русского языка и литературы

Слотина Ирина Владимировна











г. Кизел

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН

«По страницам «Евгения Онегина».

I. Вступительное слово.

— С чувством благоговейного трепета я приступаю к произнесению краткого моего слова, посвящённого бессмертной памяти Александра Сергеевича Пушкина. Светлый его гений незримо витает среди нас, согревая сердца и пробуждая в умах наших воспоминания о чём-то нежном, любимом, заветном и родном.

Дивная музыка его гранёных рифм сегодня так же чарует русский слух, так же пленяет русское воображенье, так же волнует русскую душу, как и много лет тому назад, когда стихи эти выливались из-под его вдохновенного пера, горели и текли.

«Пушкин – это Россия, выраженная в слове» /пушкинист В.Непомнящий/.

«Пушкин – наше всё», — писал Ал. Григорьев. «У нас всё ведь от Пушкина», — часто повторял Достоевский. И не случайно в страшные времена нашей истории, когда у людей отняли все подлинные святыни, заменив их грубыми социальными мифами, Пушкин стал своего рода святыней, помогая сберечь живую душу. Кто-то хорошо сказал: «Когда у народа отняли Бога, оставался Пушкин….»

С годами близость Пушкина к нам становится всё ощутимей, реальнее и ярче. Бесчисленные нити таинственно, но неразрывно соединяют нас с Пушкиным. В 1832 году Гоголь писал: «Пушкин есть явление необычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский характер, русский язык отразились в той же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». /»Русский» — «всемирный», «всечеловеческий»/.

Сегодня мы с вами обратимся к самому великому русскому роману, который является одновременно и самым загадочным.

По словам В.Г.Белинского, «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии… Здесь вся Жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы» /ст.8/.

Впервые Пушкин упомянул о нём в письме к П.А.Вяземскому, написанном две недели спустя после завершения I главы /4 ноября/. «Что касается до моих занятий, — сообщает П., — я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».













II. Литературный КВН.

1. Участники располагаются за столами.

2. Представление жюри.

3. Чтение наизусть вступления к роману /3-4 ученика/.

Не мысли гордый свет забавить

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя….

— Ведущий. Сколько времени Пушкин работал над романом? /1823г. 9 мая Кишинев – 1830г. 25 сентября Болдино/.

В предисловии к отдельному изданию первой главы П.отметил: «Она в себе заключает описание светской жизни петербургской молодёжи в конце 1819 года».



Ведущий: Давайте все вместе отправимся в Петербург начала 19 века. Познакомимся со светской жизнью того времени.



  1. Воспитание. Какое воспитание и образование получил Евгений Онегин? /Команды называют строки, говорящие о воспитании и образовании Евгения Онегина. Каждая цитата – I балл/.

  2. Мода. «Как данди лондонский одет…» С помощью цитат расскажите о моде.

а) «В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт»;

б) «Надев широкий боливар //Онегин едет на бульвар…/ дополнительный вопрос: — Что такое боливар? /Лёгкая широкополая шляпа из плотного шёлка необычной величины /по имени освободителя солнечной Бразилии Симона Б-ра/ «Конечно б, это было смело, // Описывать моё же дело:

в) «Не панталоны, фрак, жилет, //Всех этих слов на русском нет//

г) «В дверях другой диктатор бальный //стоял картинкою журнальной,

Румян, как Вербный херувим, Затянут, нем и недвижим.

— Объясните, как вы понимаете эти строки? /белились и румянились, завивали волосы. Красный шарф: частая смена шарфов, а не одежды считалась шиком/.

д) «Здесь кажут франты записные

Своё нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

/Расстегнутый жилет и обязательно лорнет или монокль/.

е/ — Кто такой денди? /Не просто человек высшего общества, законодатель моды.

Дендизм – манера жить. Денди – герой праздной

элегантности. Не стремиться сделать карьеру, выступающий

против правил, принятых в обществе. Цель – привлечь к себе

внимание/.

«Лихая мода, наш тиран/ Недуг новейших россиян….»

  1. Театр. «Волшебный край!».

Ведущий: Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета, величественная красота трагедии».

а) – Как часто посещал театр Евгений Онегин?

б) – Во сколько начинался и заканчивался спектакль? /В 6 часов – в 9 часов/

в) – Как звали верховного жреца хореографии? /Дидло/

г) – как отзывается о балете Евгений Онегин? Как он ведёт себя в театре?

«И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

«Все хлопают. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул…

е) О каких великих балеринах пишет Пушкин?

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина….»

«Народных слёз, рукоплесканий / С младой Семёновой делил…»

«Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла, всё кипит….»


После театра Онегин едет на бал.


4.БАЛ – это совершенно естественное событие в жизни человека прошлого века.

«Верней нет места для признаний и для вручения письма».

«Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков». /»Евгений Онегин» глава I, 27/

? – Когда начинался бальный сезон? /Бальный сезон начинался поздней

осенью и разгорался зимой, когда

столичные дворяне возвращались из

своих усадеб, а дворяне поместные,

окончив полевые работы, целыми

обозами тащились в Москву на

«ярмарку невест».

Подъезжали кареты к празднично освещённому подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещённой лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сиянье…..

? – Каким танцем открывался БАЛ?/Бал открывался полонезом, т.е. польским

танцем/

? – Какой танец был после полонеза? /Вальс, на два такта, а не на три/

«Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой;

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой» / «Евгений Онегин»» глава 5, 51/

? — Назовите главный танец бала? /Главный танец бала – МАЗУРКА. Во

времена Пушкина именно в мазурке во

всём блеске проявлялось мастерство

бального танцора. Это был танец — балет/

«Легко мазурку танцевал….»

«Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало

Паркет трещал под каблуком.

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не те: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам. /»Евгений Онегин» глава 5, 52/

Манера танцевать с грохотом, стуча

пряжками, к 1812 году сохранилась

лишь в провинции, в столице

«французская манера» смешалась с

«английской»: молодой человек

скользит по паркету нехотя/.

? – Какой танец завершал БАЛ? /КОТИЛЬОН род кадрили, которую

танцевали на мотив вальса/

«… и бесконечный котильон/ Её томил, как страшный сон» /Ольга обделена

вниманием Ленского и ей котильон

утомителен/.

? – Какое влияние оказал БАЛ на отца Евгения Онегина?/БАЛ был очень

роскошным праздником и

разорительным: отец Евгения

Онегина «давал 3 бала ежегодно и

промотался, наконец».



III. «КУЛИНАРНЫЙ» ФОН РОМАНА

Пушкин с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоёв российского дворянства. В романе есть несколько кулинарных» отступлений, в которых описывается «меню» ресторана «Талон» в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола… По всему произведению рассеяны сведения о различных блюдах, готовых кушаньях, напиткам.

«МЕНЮ» Из перечисленных ниже блюд составьте меню обеда в доме Лариных и в ресторане Талон, который любил посещать Онегин: «Рост-биф окровавленный», жаркое, лимбургский сыр, русские блины, «Страсбурга пирог нетленный», «трюфли, бланманже», «ананас золотой», варенье, «вино кометы», цимлянское вино, квас, чай с ромом, брусничная вода.

Бланманже – сладкое блюдо, желе из миндального молока.

К Талон помчался: он уверен,

Что там уж ждёт его Каверин.

Вошёл: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток; /1811г./

Пред ним роаст-бееф окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший свет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым….



? – Из кухни, какой страны это блюдо и что оно собою представляет? Опишите.

/Рост-биф окровавленный – холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная так, чтобы внутренняя часть оставалась полусырой, «окровавленной», кроваво розовой.

3.Чем ещё любила побаловать себя светская молодёжь Петербурга?

Ещё бокалов жажда просит /залить горячий жир котлет/. /русская кухня/

Затем, что не всегда же мог

Биф-стис и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой… /французская обработка английского блюда/.



4.Какому же безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга?

Потом за трубкой раскалённой,

Как мусульман в своём раю,

С восточной гущей кофе пью. /Кофе пили по-восточному, не процеживая/



IV. ДЕРЕВЕНСКАЯ ПОМЕЩЕЧЬЯ РУССКАЯ КУХНЯ

У них на масленице жирной

Водились русские блины…

Блины – блюдо традиционной русской кухни. Было предание – чем больше их будет съедено на масленицу, тем урожай будет год.



? – Какими бывают русские блины? /На дрожжах, гречневые, пшеничные, гречневые пополам с пшеничной мукой, на соде/.



? – Всего пять глаголов, характеризующих питательный процесс – и перед нами картина жизни русского помещика, который в качестве наследства оставлял лишь книжные шкафы, где строем стояли бутылки с наливками:

Назовите эти глаголы: ПИЛ, ЕЛ, ТОЛСТЕЛ, СКУЧАЛ, ХИРЕЛ /за каждый глагол – 1 балл/



6.Остановимся ещё на одной традиции русского провинциального дворянства – ЧАЕПИТИИ. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера.

а) … Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя моё, вставай…



б) Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмную струёю

Уже душистый чай бежал…

в) …. Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечко взялись…

? — С чем пили чай? /Со сливками и молоком, с лимоном, с вареньем, сахаром, с клюквенным морсом, с вином, с ромом/.



Ведущий: Поэт с уважением относился и к отечественной кухне и к зарубежной, любил их своеобразие, оригинальность, традиции.



V. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ? Угадай героя и закончи строчку /Дополнительный балл/.

Дика, печальная, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

/Казалась девочкой чужой…/ Татьяна



Красавец, в полном цвете лет,

/Поклонник Канта и поэт/. Ленский



Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна.

/Как поцелуй любви мила…/ Ольга



Тяжёлый сплетник, старый плут,

/Обжора, взяточник и шут/. Флянов



деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

/В окно смотрел и мух давил/. Дядя Онегина



Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил.

/И раб судьбу благословил…/ Евгений Онегин



Корсет носила очень узкий,

И русский Н, как Н французский,

Произносить умела в нос;

/Но вскоре всё перевелось…/ мать Татьяны и Ольги

некогда буян,

Картёжной шайки атаман,

Глава повес трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

/Отец семейства холостой …/ Зарецкий



VI. ИНЦЕНИРОВКА. /Сцены из романа/.



VII. ВИКТОРИНА. /Выбрать правильный вариант ответа/. 1 балл



1.Как называлась деревня Ленского?

/В пяти верстах от Красногорья,

Деревни Ленского, живёт …/

— Марьино, Лысые Горы, Красногорье.



2.Кто был секундантом Ленского на дуэли с Онегиным?

/Загорецкий, Зарецкий, Чима Гималайский/.



3.Какую книгу всю жизнь читал дядюшка Онегина?

/Псалтырь, календарь осьмого года, Придворный календарь, сонник Мартына Задека/.



4.По какой улице возок Лариных въезжает в Москву?

/вдоль по Питерской, по Кузнецкому мосту, по Тверской/

Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несётся сквозь ухабы…



5.Какой романс исполняет Дуня для Ленского?

/ «не пробуждай воспоминанья…», «Приди в четверг ко мне златой…», «А напоследок я скажу…»/



6.Какой строчкой начинались предсмертные стихи Ленского? / «Любви все возрасты покорны…», «Мечты! Мечты! Где ваша сладость?», «Куда, куда вы удалились…»/



7.В каком возрасте няню Татьяны выдали замуж? /В 13, в 16, в 18 лет/

«…Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет».



8.За кого вышла замуж Ольга? /За улана, за драгуна, за Ленского/

«Улан умел её пленить…

Улан любим её душою…

И вот уж с ним пред алтарём…»



9.В каком головном уборе предстаёт Татьяна перед Онегиным в Петербургской гостиной?

/В тюлевом чепце, в шляпе с райской птицей, в малиновом берете/

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там, в малиновом берете

С послом испанским говорит?»



10.Каким вопросом Ольга встречает Ленского на следующий день после именин Татьяны?

/«Зачем вы посетили нас?», «Зачем вчера так рано скрылись?»,«Кого ж любить? Кого же верить?»/

«Зачем вчера так рано скрылись?

Был первый Оленькин вопрос…»



VIII. «КНИЖНАЯ ПОЛКА» ГЕРОЕВ.

/Из приведённого списка писателей назовите тех, книги которых в романе «Евгений Онегин» составляли круг чтения: а) Онегина, б) Татьяны Лариной, в) автора.

Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Руссо, Вергилий, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель.



ОНЕГИН – Адам Смит, Гомер, Феокрит, Байрон, Ювенал, Вергилий, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель, Грибоедов.



Татьяна – Ричардсон, Руссо, Мартын Задека.

Автор – «Читал охотно Апулея, // А Цицерона не читал».







IX. АУКЦИОН /Кто первый ответит на вопросы/

1.Как звали куклу Татьяны? / «Но куклы даже в эти годы из пистолета. Татьяна в руки не брала…»/



2.Сколько раз, как и когда Онегин убивает Ленского? /Наяву один раз на дуэли из пистолета. Во сне Татьяны ножом./



3.Кого посадил в салазки дворовый мальчик? Какого цвета она была?

«Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…» /Жук – чёрная собака/.



4.Каково было социальное положение мужа Татьяны? Кем он был Онегину? /Толстый генерал приходился родственником и другом …. Князь подходит к своей жене и ей подводит родню и друга своего. /8, XVIII/



5.Куда врачи отправляют Онегина поправить здоровье?

«Те хором шлют его к водам» /На Северный Кавказ/


6. Назовите имя суженого Татьяны, выпавшее ей во время гадания? /АГАФОН/

7.С какой Светланой сравнивает Ленский Татьяну? /Светлана Жуковского/

«Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана».

8.Что имел в виду Пушкин, говоря, что

«Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном».

/Не владела письменной речью, как и многие дворянки, письмо Онегину написано по-французски/.







X. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ТЕКСТ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»? /Вставить пропущенное слово/



Онегин был по _____________ многих

/судей решительных и строгих/

Учёный малый, но педант…



/мненью/


Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора ___________и грусти нежной…





/надежд/

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

________________ добрый мой приятель…



/Онегин/

.Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не позвонит ему ______________



/обед/

Все ярусы _______________ взором,

Всё видел; лицами, убором

Ужасно недоволен он…..



/окинул/

И кучера вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ________________

А уж Онегин вышел вон…..



/ладоши/

Гребёнки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щётки ___________ родов

И для ногтей и для зубов.





/30/

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаённый,

Незнаемый в траве глухой

Ни ____________________, ни пчелой.



/мотыльками/


Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить _______________



/успели/

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А __________________ — себя.



/единицами/

Тоска любви _____________ гонит…..





/Татьяну/

Страстей _______________ мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас….



/игру/




Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам ______________?



/один/

Что было следствием свиданья?

Увы, не _______________ угадать





/трудно/


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт ____________________ зима.



/волшебница/


.Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На _____________ в ночь…..





/третье/

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз _______________



/курок/

На грудь ______________ тихонько руку

И падает.



/кладет/

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд __________________



/изобразил/

Она ушла. Стоит _______________

Как будто громом поражен…..



/Евгений/






XI. Подведение итогов.

Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Пушкин – поэт вечного пространства. Сбылось его пророчество – к нему не заросла народная тропа. Сбылось и другое, тютчевское, предсказание о том, что Пушкина

Как первую любовь,

России сердце не забудет.

Оно и не забыло его.

Пушкинское слово будет озарять своим светом века, пока, существует человеческая цивилизация.











Использованная литература:


Салимова Л.М. Учебный словарь-комментарий к роману «Евгений Онегин»/Евгений Онегин: Роман в стихах/А.С.Пушкин.-М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.




Свежие документы:  Военное детство в произведениях русских писателей

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: