Мастер-класс «Особенности работы с текстом в начальной школе»





МАСТЕР-КЛАСС

Вишняковой Галины Викторовны

учителя начальных классов

МКОУ «Лицей села Верхний

Мамон»

Воронежской области.









тема:

«Особенности работы

с текстом

в начальной школе».



«Читать-это еще ничего не зна-чит,что читать и как понимать п рочитанное-

вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский.





Цель образования сегодня-воспитание успешной личности,компетентно разбирающейся во всех жизненных ситуациях,личности сильной, умной.

Современная школа предстает перед нами частицей жизни,где ученик готовится

не только к будущему, но и учится превращать информацию в знания, а знания приме-

нять на практике.Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих

отношений и научить их жить в современном обществе.

На мой взгляд, в первую очередь надо учить добру, справедливости, честности,

толерантности и гуманизму, любви к своей Родине. Во все времена неизменными бы-

ли эти общечеловеческие ценности.

Одним из учебных предметов,который имеет в своем распоряжении сильные

средства воздействия на личность,является литературное чтение.К.Д.Ушинский од-

ной из важнейших задач школы видел в том, чтобы » приучать детей к разумной беседе

с книгой».В учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными про-

изведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависмости от возраста

учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа

над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и

басней-других, сказка как разновидность устного народного творчества должна

читаться по-особому.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть

сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные.Рассказывание сказок-старый

русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали сказочное наследие.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев,создавший сборники русских народных сказок.

До нас дошли имена А.Н.Барышниковой(Куприянихи),Е.И.Сороковикова(сибирского

охотника) и др.

В словаре В.И.Даля сказка определяется как » вымышленный рассказ,

небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.»Сказка – это сокровище народ-

ной мудрости.Ее отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и

высокая воспитательная направленность.Важнейший признак сказки-особая форма ее

построения,особая поэтика.В ней дети впервые знакомятся с разнообразными и ув-

лекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими

героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу

силы.

Сущность обучения остается неизменной-оно служит средством передачи

социального опыта. Наиболее полно быт, культуру и традиции русского народа отра-

жают сказки. Чувства, эмоции, связанные с чтением сказок, и тот социальный опыт,

полученный в ходе анализа произведения,надолго остаются в памяти ученика. Особен-

но ученика начальной школы, где реальность и сказка еще тесно переплетаются.

Я работаю по программе «Гармония»-4 класс. На протяжении четырех лет,

начиная с первого класса, на уроках литературного чтения идет непрерывное знакомст-

во со сказками. В этот период у детей (на материале сказок) эффективно формируются

умения представлять и характеризовать персонажей, в том числе выявлять их мотивацию,

способность замечать жанровые, языковые, композиционные особенности сказок: нали-

чие зачина, концовки, трехкратного повтора событий в основной части произведения.

Также учатся классифицировать сказки на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Особенность построения курса литературного чтения такова, что каждая

часть учебника разбита на смысловые блоки-темы, в которые входят произведения раз-

ных жанров, в том числе и сказки. Например: 2 класс, часть 1, блок»Читая-думаем»

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

встречаются ряд сказок о животных, русские народные сказки, читая которые мы учим-

ся думать, рассуждать.3 класс, блок » Каждый получил свое»- идет знакомство со сказ-

ками разных национальностей, которые учат делать выводы на основе жизненных ситу-

аций.И только в 4 классе сказкам отводится особое место . Они выделены в один единый

блок»Что за прелесть эти сказки», в котором представлены русские народные сказки,

авторские сказки, сказки народов мира.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Ведь

именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание

учащихся, и будет зависеть осмысление ими этого жанра.Сказка для ребенка имеет боль-

шое воспитательное и познавательное значение.Это любимый жанр многих детей.

И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Они учат

скромности, бескорыстию, вежливости,высмеивают пороки, что обусловило их сатири-

ческую направленность.

Какие же виды работ применяются при чтении сказок?

Виды работ при чтении сказок.

При чтении сказок применяются следующие виды работ :

— подготовка к восприятию сказки;(задача данного этапа- расширить представления

учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить детей

к эмоциональному восприятию произведения.Подготовка к первичному восприятию

может быть организована в различных формах: вступительное слово, вводная бесе-

да, рассказ учителя или ученика.Например, при знакомстве с русской народной сказ-

кой»Петр 1 и мужик» заранее подготовленный ученик рассказывает о Петре 1,что

расширяет кругозор учащихся.)

-чтение сказки;(обеспечивает первичное восприятие текста.Я считаю. что первым

должен читать учитель, так как это поможет учащимся более ярко и эмоциональ-

прочувствовать произведение и будет способствовать выработке у детей такого

важного качества, как выразительность.)

-словарная работа;

-обмен мнением о прочитанном;

-чтение сказки по частям и их разбор;(проиходит усвоение содержания читаемого

текста и его анализ.С помощью вопросов ребята подводятся к осознанию образов,

их взаимоотношений.При работе над содержанием сказки «Василиса Прекрасная»

задаются таки вопросы :

-Так почему же Василису назвали Прекрасной?

-Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

-подготовка к рассказыванию;

-рассказывание сказки;( выяснить, насколько ребята правильно поняли содержание

сказки, как ее прочувствовали, пересказ от лица одного из героев);

-обобщающая беседа (мораль сказки не переводится на человеческие отношения);

-подведение итогов;

-задание на дом.

Этапы работы над произведением могут варьироваться, их количество может увели-

чиваться или уменьшаться в зависимости от объема произведения.

Я работаю в 4 классе по учебнику О.В.Кубасовой «Литературное чтение».

Начинаем учебный год с раздела «Что за прелесть эти сказки!..»Дети с удовольствием

входят в этот чудесный мир после каникул.Сказки разные: русские народные: «Петр

и мужик», «Василиса прекрасная» и др., авторские Г.-Х.Андерсен»Русалочка», А.

Толстой «Кикимора», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

над которой я хочу остановиться подробнее.Сказка большая по объему, поэтому

работа над ней делится на два урока.На первом уроке я ставлю такие цели, как раз-

витие памяти, речи учащихся, знакомство с содержанием сказки,отработка навыка

выразительного чтения.Подготовила выставку книг «Пушкинские сказки», портрет

А.С.Пушкина,иллюстрации художников к его сказкам.

Урок начался с вводной беседы,в которой кратко рассказала об А.С.Пуш

кине(это великий русский писатель,его произведения любит наш народ и знают во

Свежие документы:  Конспкт урока на тему «Путешествие в сказочную страну»

всем мире) и задала вопросы:

— Вспомните, какие произведения А.С.Пушкина мы читали на уроках чтения?

-Что вы знаете о жизни и творчестве А.С.Пушкина?

Затем провела конкурс чтецов ,на котором учащиеся выразительно читали или

рассказывали наизусть стихи Пушкина(домашнее задание) .Членами «жюри»

являлись все ученики класса, которые высказывали свои суждения и давали оценку.

Во время целевой установки я обратила внимание ребят на иллюстрации,

выставленные на доске.

-К каким произведениям А.С.Пушкина они относятся?

-Какие из этих сказок вы читали на уроках?

-Сказки А.С.Пушкина очень доходчивы.Человек находит в них отражение своих

взглядов на жизнь, на отношение к добру и злу.Сегодня мы начинаем знакомство

с одной из замечательных сказок ,сочиненных А.С. Пушкиным-» Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях»

Знакомство с произведением- чтение первой части учителем и подготов-

ленными учениками.

В словарной работе прочитали слова-сноски и выбрали те слова, которые

сейчас уже не употребляются(архаизмы),объяснили их значение.

Работа над содержанием проводится в форме беседы,где раскрывается связь

народной сказки с авторской,выявляется знание сюжета сказки .

-Что стало причиной несчастий молодой царевны?

-В чем состоял план царевны?

Работая в парах дети делят прочитанный отрывок на смысловые части

и озаглавливают каждую часть.

Подводя итоги мы доказываем, почему история о царевне и о семи богатырях

названа сказкой.На дом кроме чтения, пересказа по плану детям дается задание

нарисовать рисунок.

На следующем уроке присутствуют новые виды работы со сказкой:

пересказ по составленному плану,выразительное чтение фрагментов , сло-

весное рисование, выборочное чтение. Урок заканчивается словами известной

художницы Татьяной Мавриной, иллюстрировавшей многие сказки Пушкина:

«Сказки Пушкина… для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать.»

Какие же еще можно дать рекомендации при работе над сказкой?

-работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом,не растолковывая,

что так в жизни не бывает, что это вымысел;

-не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотно-

шений. Дидактизм сказок настолько ярок, силен, что дети сами делают выводы.Если

выводы будут правильными, то можно считать , что чтение сказки достигло цели.

-чтение по ролям , которое всегда доставляет ребятам удовольствие,облегчает

усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая

ритмика;

-прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характер-

ную деталь, схватить главную мысль;

— инсценирование, составление киносценариев по сюжету.Данная работа-

надежный путь к осмыслению сказки.

-А сейчас мы вместе поработаем над текстом сказки А.С.Пушкина.

1 задание:

-В том ли порядке происходили события в сказке?

1.Рождение царевны.

2.Царевна и мачеха.

3. Царевна и богатыри.

4.Женитьба отца.

2 задание:

-Игра «Я-режиссер».

Задания по группам:

1.Почитай диалог королевича Елисея с солнцем.

2.———-с месяцем.

3.———-с ветром.

3 задание.

-Определи, какой фрагмент сказки изображен на рисунке?

(Показ детских рисунков.)

4 задание.

-Выбери из красок те , которыми бы ты нарисовал царевну,мачеху.



В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для куколь-

ного театра.

» Единственный путь ,ведущий к знаниям_ это деятельность».(Бернард Шоу)

Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой,

познавательной деятельности учащихся.Эта деятель-

ность поможет проявить себя,попробовать свои силы,приложить свои знания по

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»"

данной теме, принести пользу и публично показать свой результат.Работа над про-

ектом»Русские народные сказки» дала возможность мне открыть творческий

потенциал и способности учащихся , которые не проявляли себя на уроке.

Уважаемые учителя! Внедряйте в свою работу проектную деятельность.

Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель.

Я хочу представить некоторые этапы над проектом. На мой взгляд они являются

самыми важными в работе.

Актуальность проекта:

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще с тем, что

наши дети не читают книги.Это вызывает большую тревогу не только у учите-

лей, но и у родителей.Нужны такие формы и методы работы,которые смогли бы

вызвать интерес у ребят к чтению.В нашем проекте мы работаем со сказками..

Я ставлю дидактические цели и методические задачи учебного процесса,

вопросы учебной темы.Вот,например, некоторые из них:

-На какие группы делятся русские народные сказки?

-Для чего в сказках нужны учебные предметы?

-Чему учат сказки?

— О чем мечтал народ в сказках?

Я выделила вот такие этапы проекта:

-подготовительный,где идет определение темы. целей, обсуждение русских народ-

ных сказок,анкетирование.

-планирование: разрабатывается план действий над проектом,распределение задач

между членами группы.

-исследовательский: сбор информации, словарная работа с устаревшими словами,

иллюстрация героев сказки,написание сценария сказки, инсценирование.

-получение результатов:анализ выполненной работы.

-представление отчета.

-оценка результатов: самооценка своей работы путем коллективного

обсуждения.

Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.

Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жиз-

ни,являются наглядной школой изумительного искусства слова.Сказки спосбству-

ют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.

Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литера-

туры.Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.Она формирует ком-

муникативные качества младших школьников.

При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая за-

дача, как формирование творчески развитой личности школьника.Различные ком-

поненты народной художественной культуры обладают мощным творческим по-

тенциалом. И,конечно же, очевидны возможности сказки в развитии творческих

способностей детей.Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близ-

ки и доступны детям. Поэтому применение сказки в разных видах творческой

деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной

личности.

Из опыта своей работы я считаю. что сказка для детей-это самый популяр-

ный и любимый жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.

Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием.

Она способствует развитию речи, мышления учащихся. И не случайно сказка включе-

на в программу начальной школы.Однако здесь велика роль и самого учителя. Когда

сказка приходит на урок, это всегда праздник. Праздник становится особенным, если

со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей во-

ображения, учитель.Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с раз-

витым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, то необходимо

приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки. его нравственного содержания,

помочь почувствовать, как важно быть хорошим ,добрым, внимательным человеком,

способным слушать и слышать не только себя, но и других.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: